Внучка покровской лиза. Тренер Татьяна Покровская: «Спортивный шпионаж всегда был и будет

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

– Татьяна Николаевна, это правда, что вы не собирались связывать свою судьбу с синхронным плаванием?

– Я и в бассейне плавать терпеть не могу. Не люблю эту воду – брезгаю. Туда-сюда, туда-сюда мотаешься – меня это раздражает. Плаваю только в море. Или в океане. Но и пловец из меня очень неважный, честно говоря. Не люблю, чтобы голова в воде была, дышу неправильно… И с синхронным плаванием я бы жизнь не связала ни в коем случае. До сих пор не могу понять, как это можно висеть в воде вниз головой, да еще и не видеть, что у тебя делают ноги.

– Вы девчонок своих никогда об этом не спрашивали?

– Спрашивала… Они хохочут и утверждают, что ноги свои видят. Я говорю: вы же не знаете, как зрители реагируют. А они: ну мы же выныриваем… Знаете, я один раз на «Озере Круглом» вниз головой все же попробовала повисеть. Вода в бассейне была мутная, и я вообще не поняла, где низ, а где верх. Забилась в панике, как рыба пойманная. Девчонки меня выловили, а я этот ужас до сих пор помню: боже, как страшно! А они умудряются еще движения свои c точностью до градуса чувствовать: угол на пятнадцать, наклон на тридцать…

– Есть еще у вас термин такой устрашающий – заснуть под водой. Мне рассказывали, что были случаи, когда от сильной задержки дыхания спортсменки действительно там засыпали…

– Когда мы еще только искали себя в синхронном плавании, была такая мода – удлинять связки. То есть большую часть программы работать под водой. Мы все и бросились тогда. Русская школа вообще этим отличается. Сейчас синхронное плавание уводят на облегчение – мол, нельзя слишком долго задерживать дыхание, но мы все равно стоим на своем. Помню, когда начали этим заниматься, американцы к нам подходили и говорили: дайте подышать своим детям, что же они только вынырнут, как рыбы, воздух похватают и опять под воду... Да, случаи, когда спортсменки выплыть не могут и их вылавливать приходится, действительно бывают. Но на тренировках такое случается редко. В основном на соревнованиях, в обязательной программе. Когда и без того трудное дыхание волнение сковывает… Сложный вид спорта очень. Поэтому я и говорю: как они все это переносят? Непонятно мне это. Непонятно.

– И это говорит тренер, дважды выигравший Олимпиаду…

– Я хоть ощущений девчонок не понимаю, зато сверху вижу очень многое. Казалось бы, над водой ноги торчат, и все. Что еще можно увидеть? Когда-то и я так думала, а теперь все одновременно схватываешь: как гребок они делают, как дыхание задерживают, руками работают. Вроде все то же самое – над водой только ноги, но по их движению я даже издалека могу определить, какие ошибки они там, внизу, делают. Это все с опытом приходит.

Лучшие дня

– Я очень импульсивный тренер. И биополе у меня, наверное, очень сильное. Когда кричу, аппаратура рядом садится, поэтому микрофон мне действительно не нужен.

– Вы знаете, что девчонки ваши вас боятся?

– Знаю. Даже те, которые еще не в сборной, а на подходе. Знают, что у меня очень серьезная дисциплина. И то, что работать придется так, как до этого они еще никогда не работали.

– Вы – фанатик?

– Считаете, что тренером надо родиться?

– Однозначно.

– Все равно непонятно, как вы смогли не свой вид спорта так досконально освоить. Или вам все равно кого тренировать?

– Я пришла в то время, когда каждый при желании мог стать тренером в этом виде спорта. Синхронное плавание было тогда как ребенок. Мы все шли на ощупь. А у меня оказались очень хорошие учителя – Марина Максимова, Зоя Барбиер. Синхронное плавание в России начиналось с них. После художественной гимнастики, где я работала тренером, мне вообще казалось, что это не спорт. Самое интересное, что заняться им меня убедил муж. Он тогда работал в московском спорткомитете и хотел, чтобы его фанатично преданная художественной гимнастике жена чаще бывала дома, сидела с ребенком. Так что деваться мне было некуда.

– И муж в итоге просчитался?

– Еще как! В свое время (он был военным) я с ним, как декабристка, служить в тьмутаракань поехала. Работала учителем физкультуры в обыкновенной школе. У меня, кстати, очень хорошие воспоминания о том времени остались. Школа хоть провинциальная была, но спорту там очень серьезное внимание уделялось. В легкой атлетике очень неплохие результаты у детишек были. Ну и я чудеса такие показывала – комедию можно ставить. Я же гимнастка была и легкую атлетику в институте физкультуры от случая к случаю проходила. Лишь бы зачет поставили. Ну и на уроке такой старт им показала, что они у меня чуть ли не в шпагате стояли, врастопырку. Когда побежали, не поняла, почему это у меня дети чуть ли не носом в дорожку тыкаются. Оказалось, я расстояние между стартовыми колодками перепутала. А они даже вида не подали. Думали: может, человек из Москвы больше знает? Хорошо муж мне объяснил, что к чему. И на следующий день я как ни в чем не бывало говорю: вчера мы разучивали тренировочный старт, а теперь будем учить спортивный… Кто знает, может, и остались бы мы там, но мне всегда хотелось большего. Я уже тогда твердо знала, что буду тренером. А работать в таком изматывающем режиме была приучена с детства.

– Главный тренер наших «художниц» Ирина Винер как-то заметила, что у них, в таком же женском виде спорта, слева удав, а справа кобра. В любой момент можно ждать чего угодно. А вам в этом смысле трудно?

– Не трудней, чем в мужском коллективе. Поверьте мне, своих интриг и там полно. Когда у нас два дуэта (Анастасия Ермакова – Анастасия Давыдова и Ольга Брусникина – Мария Киселева. – «НИ») между собой боролись, все говорили: какая обстановка, как ужасно! Но ничего такого не было. Бритвы в ботинки, как в фигурном катании, слышала, бывает, никто не подкладывал. Обстановка была, конечно, немного нервозная. Но тренеры и девочки вели себя очень достойно.

– Так что, проиграв отбор, Брусникина с Киселевой пошли жаловаться к Фетисову?

– Вы поймите, у них обида. Они вернулись в спорт ради дуэта, и вдруг соперницы совсем молоденькие дорогу переходят. Я тоже, может быть, поначалу больше в Брусникину и Киселеву верила, и для меня было неожиданностью, что молодые победили. Так что каждый мог бы так, в обиде, поступить. Но в группе никаких провокаций не было. Маша и Ольга – они вообще умницы. Пережили этот тяжелый момент. Да и Ермакова с Давыдовой не такие ершистые оказались. Хохотушки обе. А то, что такая конкуренция была, всем только на пользу пошло.

– Что для вас эта премия «Слава» значит?

– То, что признали работу всего нашего тренерского коллектива в моем лице. Хорошо, что наш труд начинают оценивать не меньше, чем труд спортсменов. Все-таки работа идет на равных. Пусть у спортсменов большой физический износ, но моральный у тренеров – гораздо больше. Наша работа страшно бьет по нервам. И слава богу, что начали понимать: от тренера очень многое зависит. Потому что какой бы ты талантливый ни был, нет тренера – и ничего нет. А бывает ведь наоборот. В хороших руках и без таланта можно стать олимпийским чемпионом. У меня в сборной была одна девочка – Вера Артемова, так у нее, когда она к нам пришла, диагноз стоял: сколиоз, переходящий в четвертую стадию. И это не единичный случай. И сейчас в сборной есть такие дети, которые только упорством и работой тренеров всего добились.

– К чемпионату мира готовились со спокойным сердцем или для вас каждый такой турнир, как первый?

– Есть тренеры, которые всегда в себе уверены и говорят, что их ученики – самые сильные. А мне всегда кажется, что мои – самые слабые. И это не дает успокаиваться. Меня даже девчонки иногда воспитывают. Вечно, говорят, вы, Татьяна Николаевна, преувеличиваете. Но я – как кривое зеркало. Приходится их по носу щелкать. Вот сейчас, отвечаю им, на Кубке Европы, например, мы испанок обыграли, но зато главных конкуренток – японок еще не видели. Я им вообще все время напоминаю: соперники наши растут. Пусть «на нас», но растут. И все работают сейчас всерьез. И Испания, с которой мы соприкасались на сборах и выдали ей все свои секреты на-гора. Американцы, которые после спада сейчас опять воспряли и тоже наш приняли курс. Японцы, которые везде пролезают и имеют просто потрясающие условия для работы. Вообще нам надо строить спорт будущего. Как в Китае. Потому что побеждать в ближайшее время будут не только те, кто имеет блестящие тренерские кадры, но и те, кто работает в хороших условиях. Вот мы, как элитная команда, всяческую помощь и поддержку со стороны спортивных организаций, конечно, получаем, но пока только надеемся, что когда-нибудь и у нас, двукратных олимпийских чемпионок в группе и в дуэте, все-таки будет дома свой бассейн…

мнение опокровской
денвер 17.06.2010 03:47:45

издевается тварь над девченками! сама даже бассейн ненавидет! таках тренеров надо гнать в зашей!

Дмитрий Кириллов: Татьяна Покровская - это имя уже почти два десятка лет является символом всех олимпийских побед нашей сборной по синхронному плаванию. Ее громкий голос на тренировках слышен не только на суше, но даже под водой.

О ее властном характере ходят легенды. Она не позволяет халтурить ни себе, ни другим, выжигает на корню любые проявления бесхребетности и слабости, знает главный секрет для каждого спортсмена - как стать победителем. Да ее саму давно уже называют непобедимой, поскольку Покровской нет равных. Она в своем виде спорта лучший тренер на планете.

Знакомьтесь - жизнерадостная, обаятельная, женственная, неунывающая Татьяна Покровская, герой труда России, главный тренер олимпийской сборной страны по синхронному плаванию.

Вы знаете секрет, как выбрать из 146 млн россиян 8 олимпийских чемпионов?

Т.П.: Да.

Д.К.: Фирменные покровские штучки - предмет зависти зарубежных тренеров.

Т.П.: Без комментариев.

Д.К.: Добренький тренер - это про вас?

Т.П.: Нет.

Д.К.: Вы сами обожаете после работы прийти поплавать в бассейне?

Т.П.: Нет.

Д.К.: Тренерами не становятся, тренерами все-таки рождаются.

Т.П.: Да.

Д.К.: Президент Путин любит синхронное плавание?

Т.П.: Думаю, да.

Д.К.: Вам абсолютно легко быть законодательницей моды в синхронном плавании вот уже 20 лет?

Т.П.: Нет.

Д.К.: В театре есть известная система Станиславского. А в мировом синхронном плавании есть система Покровской?

Т.П.: Без комментариев.

Д.К.: Самое прекрасное - после долгого трудового дня прийти домой, хорошенько поесть и лечь перед телевизором?

Т.П.: Да.

Д.К.: Ваша программа "Мольба", которую вы показали в Рио, признана самой лучшей программой за всю историю синхронного плавания.

Т.П.: Очень приятно, конечно, когда твои программы получают такое признание. Это всегда приятно.

Д.К.: Когда я смотрю на выступление девчонок, полное ощущение, что такого не может быть. Это просто фантастика. А потом смотришь - это живые девочки из плоти и крови. Это нормально. Это не роботы.

Т.П.: Такой процесс селекции в сборную команду - он же не просто "она хороша по технике", и все. Бывает, что девочка хорошая по технике, но не может она выражать все то, что в композиции. У нас композиции всегда образные. И мы, можно сказать, ввели эту моду в синхронное плавание. Потому что раньше были композиции, которые кусочек этой мелодии, этой мелодии. Смотришь - классика идет, потом хоп - перекинулись на эстраду. Бывает иногда, что классика с эстрадой совпадает, что-то похожее. Но нет такого, что звучит Чайковский - потом какой-то рок-н-ролл пошел. Уже такое очень редко встречается, такая, как я называю, просто капуста.

Д.К.: Нарезали?

Т.П.: Да. Люди уже знают, что если выходят синхронницы, значит, они нам что-то такое покажут образное, как в балете.

Д.К.: Как театр?

Т.П.: Это мода наша. И мы стараемся купальником отобразить это. Потому что это немаловажно.

Д.К.: Купальники, наверное, можно называть театральными костюмами?

Т.П.: Да.

Д.К.: Это не просто купальник.

Т.П.: Шьет нам художник, дизайн выдумывает. Действительно, такой купальник, как для спектакля. Нам предлагают несколько сюжетов, мы что-то отвергаем, что-то предлагаем сами уже.

Д.К.: Вы участвуете?

Т.П.: Обязательно.

Д.К.: Девчонок спрашиваете?

Т.П.: А как же?

Д.К.: Нравится - не нравится.

Т.П.: Если я сама решила перстом - "это", а потом девчонки скажут "нет"… Им же выходить, не мне. Я сижу в своих майках. И один сюжет - розовая и зеленая.

Д.К.: О двух счастливых футболках Покровской в спортивном мире знают все. Купленные много лет назад, они надеваются теперь исключительно во время соревнований и всегда приносят удачу. Хотите - верьте, хотите - нет.

Т.П.: После нашей первой победы на чемпионате мира в 1998 году, просто проезжая в Гонконге, я купила эти майки, посвященные нашей победе.

Д.К.: Победные майки?

Т.П.: Победные. Я купила, просто купила. Надела на следующие соревнования - все, с этого началось. Я не могу их не надевать. Я бы, может быть, и не надевала. Но я не могу. Девчонки уже настолько вросли в них, что они просто расстроятся так…

Д.К.: Они уже видят эту майку.

Т.П.: Они расстроятся. Уже был случай, что я сижу, просто еще не переоделась. "Татьяна Николаевна, что вы сидите?". Я говорю: "А в чем дело?". - "Где майки?". Я то расту. А майки почему-то не очень тянутся. Они остаются прежними.

Д.К.: Нет, Татьяна Николаевна, это просто садятся при стирке. Я вас уверяю.

Т.П.: Конечно. Уже почти 20 лет. Конечно, они садятся. Я только не сажусь.

Д.К.: И бросить любимого тренера в бассейн - обязательная программа. Это веселая традиция, которую девочки поддерживают свято. Окунуть Покровскую в воду на счастье.

За 20 лет много воды утекло. Развалилась страна. Но сидеть на руинах Госкомспорта и посыпать голову пеплом главный тренер СССР не стала. Не найдя поддержки на родине, она уехала работать в Испанию. Благо, талант Покровской иностранцы всегда очень высоко ценили. А дальше судьбоносный поворот на 180 градусов - в южное полушарие, в Бразилию, разделившую жизнь Татьяны Николаевны на 2 половины. В 1995 году Покровская возвращается домой в Россию. А в Бразилии остаются любимая дочь Катя и маленькая внучка Лиза.

Спустя годы судьба приготовила Татьяне Николаевне серьезное испытание: не так давно ушли из жизни любимый муж, а затем и 15-летняя внучка.

Т.П.: Мой печальный момент. Я не думала, что я вообще что-то составлю. Глядя в одну точку, ничего не видя. Состояние было очень депрессивное.

Д.К.: Это как раз вы приехали после похорон?

Т.П.: Да. И девчонки переживали вместе со мной.

Д.К.: Готовить нашу олимпийскую сборную для выступления в Рио-де-Жанейро, где похоронена любимая внучка, было выше человеческих сил. Но Покровская выдержала с достоинством это испытание. Она не только осталась в спорте, но подготовила к олимпиаде такую программу, которая потрясла весь мир.

Т.П.: Девчонки сказали: "Татьяна Николаевна, мы найдем музыку, послушаете. Нет - значит нет". И когда я послушала эту музыку, у меня уже какой-то возник образ: "Боже мой, мы и небо". И составление шло очень быстро. Обычно я там много меняю, сижу и все. А это так шло как-то само.

Д.К.: И помогли ей в этом ее девочки, настроившиеся, как верные воины армии Покровской, снова на победы. И только на победу. Помогало и небо. Словно Лиза невидимо поддерживала всю команду. И они победили.

У вас фабрика звезд такая. Представляете, своя.

Т.П.: В общем, где-то да. Таких деловых звезд, которые, для того чтобы стать звездой, очень много этому отдают. И тут уже чувствуешь, насколько у девчонок сила воля действительно сильная. Я их в глубине души очень уважаю. Это кажется на тренировке, что железный меч. Но я их в глубине души уважаю. Так задумаешься - боже мой, это же сколько нужно отдавать этому делу.

Д.К.: Бриллиантовые брызги, парящие над водой женские фигурки - за видимой невесомостью и легкостью стоит изнуряющий труд. На чашу весов с олимпийским золотом кладется в буквальном смысле слова вся жизнь. Безусловно, это искусство. Но прежде всего реальный спорт, причем, очень жесткий, требующий максимальной физической и эмоциональной концентрации. Выдерживают такой сумасшедший ритм немногие. Но те, кто остаются, становятся олимпийскими чемпионами, которых знает весь мир.

Т.П.: Это же элита спорта, элита синхронного плавания. Собираются уже такие девочки, которые, да, как вы высказали, на плаху спорту уже. Но они же знают, во имя чего они это делают. Я даже не говорю - материально. Хотя это тоже спасибо правительству. Последние олимпиады, конечно, хорошо, я приветствую это. Что должны быть вознаграждения. А как же? Это началось с Владимира Владимировича. Он любит и уважает спорт. И мы это чувствует.

Особенно в Кремле те победители, которые принимаются, с 1 по 3 место. И, конечно, элита спорта. И все такие красивые. Я понять не могу. Я вижу все время… откуда что берется. Красавицы!

Д.К.: Если говорим о президенте Путине, я так понимаю, что он и помогает, чем может. Я знаю, что олимпийская база теперь в синхронном плавании…

Т.П.: Да вот, где вы сидите - это благодаря Владимиру Владимировичу был просто за короткий срок. Он был долгострой, этот бассейн. И вдруг нас приглашают уже на открытие. Какое открытие? На Круглом озере. Откуда бассейн взялся? Приезжает здесь вот такое чудо.

Д.К.: В Раменском были, по-моему, да?

Т.П.: Да. Три олимпиады мы готовили в Раменском. Спасибо большое директору этого бассейна. Потому что он делал невозможное. Бассейн еще 1960-х годов. И там мясорубка. Кто там только ни плавал, кто там только ни ползал по дну (дайвинг же), ни ползал по стене (скалолазание). Там железо, отгорожено все.

Д.К.: А тут еще синхронистки.

Т.П.: Да.

Д.К.: Которым вода теплая нужна.

Т.П.: Писали письма: "Закройте эту орущую женщину, которая то и дело музыку включает по многу раз. Мы пришли поплавать, отдохнуть".

Д.К.: В каком-то из интервью девчонки сказали, что орущая Покровская - это "наш адреналин". Есть в этом действительно какая-то…

Т.П.: Конечно. А как же? Мобилизует. Мой родной голос, далеко не ласковый, очень мобилизует. А я уже поняла, что это тоже система. Это система. Потому что это можно в индивидуальных видах спокойно все говорить. А когда их 8 или 10 даже… Одна внимательная, другая невнимательная. Вот они приходят в сборную команду - они даже учатся видео смотреть. Не просто смотреть… Я говорю - вы не смотрите, как индийский сериал. Вы анализируйте. Для чего мы тогда смотрим? Каждая должна проанализировать свою позицию, свое выполнение. Не умеют. Учатся. И это не такой простой процесс.

Д.К.: У вас в детстве вообще мечта, что вы будете королева, главная в мире по синхронному плаванию?

Т.П.: Я жила в нашей глубинке на Урале, в Магнитогорске, я даже не знала, что такое бывает. Меня тянуло в балет.

Д.К.: В искусство.

Т.П.: Но, не найдя балетной студии, мне пришлось заняться художественной гимнастикой. Я думала, что сейчас мы что-то выполним гимнастическое, потом сядем, порисуем.

Д.К.: А, ну художественная же гимнастика. Такое представление было. Вам помогла художественная гимнастика, когда вы пришли в синхронное плавание?

Т.П.: Очень. Пусть некоторые считают, что я не специалист. И на Украине главный тренер тоже художница, тоже не специалист. Пусть на таких неспециалистах держится синхронное плавание.

Д.К.: Уже не первый год многие зарубежные спортсмены пытаются разгадать секрет успеха Татьяны Покровской. Но все тщетно. Честным путем идти не всегда получается. А вот заслать разведчика - обычная практика. Так случилось и перед олимпиадой, когда во время закрытого прогона для своих были пойманы китайские операторы, снимавшие рабочее выступление наших девушек на скрытую камеру.

Т.П.: Мы, особенно перед олимпиадой, всегда проводим так называемые курсовки.

Д.К.: Генеральный прогон такой, как в театре?

Т.П.: Да. Специально оставляем небольшой карман, чтоб потом еще немножечко подправить, потому что видно, что где-то что-то как-то не сошлось. И обнаружили у нас сидящие зрители, что снимают. Но их заставили вернуть пленку, потому что надо спросить разрешения. Потому что вот так вот тихо. Это в Раменском. Приехали, не поленились, в Раменское и тихонько стали снимать.

Д.К.: Вы всегда придумываете какие-то новые истории, многие элементы. Вы потом видите через много лет в командах других стран? "Здрасте, приехали, это же я сделала 10 лет назад". Было такое?

Т.П.: Да, конечно. Уже другие команды исполнили - и уже вроде бы как…

Д.К.: И уже не объяснишь, что это наше.

Т.П.: Да. А зритель, который на соревнованиях сидит, и некоторые судьи воспринимают, что это именно этой команды. И нравится эта штучка. И обидно. Как-то думаешь: "Ничего себе, это наше…".

Д.К.: Вы как-то в каком-то интервью сказали - и понеслось, что мотивация, замешанная на ненависти к тренеру, дает потрясающий результат. Было?

Т.П.: Я как-то так сказала. Но я не то имела в виду. И теперь вообще…

Д.К.: Это цитата уже. Ведь есть же какая-то в этом доля…

Т.П.: Доля правды есть.

Д.К.: Рассказывайте.

Т.П.: Потому что а как же? Если я заставляю, вынуждаю, причем, куда денешься, жизнь есть жизнь, человеческий фактор, порой даже грубо.

Д.К.: Есть ли какие-то крепкие слова?

Т.П.: А как же? Это секрет Покровской. Вы говорите - секретные штучки. Это как раз секретные штучки. Это же выматывает силы. Я думаю, что в это время есть чувство ненависти.

Д.К.: "Сколько же можно?".

Т.П.: Да. Это невозможно.

Д.К.: А по-другому нельзя. А если бы расслабиться и сказать: "Ой, вы мои кисочки, ну давайте еще разучим".

Т.П.: Пробовала.

Д.К.: Ну как?

Т.П.: Да никак.

Д.К.: Не работает?

Т.П.: Когда меня нет, тренеры работают. У меня помощницы, хорошие помощницы, работают в полную силу. Уже много лет со мной. Но у девочек, как они говорят, немножко все равно такой момент расслабления есть. Я говорю: "Я что, полицейский? Главного полицейского нет?". Понимаете, это человеческий фактор. Если есть золотой фонд тренеров, золотой запас, то все будет ок. И даже из не очень талантливого спортсмена можно сделать, довести его до победы. У нас в синхронном плавании такое случалось. Когда скептически относились. "Ой, куда ее в сборную? Это же смех. У нас же должны быть ноги, все". Нет. Я уже давно говорю, что в синхронном плавании нужна голова и очень тонкая, хорошая координация. А это голова.

Д.К.: Сколько вы раз в году видите дочку? Как вообще происходит?

Т.П.: У меня история вообще нетипичная. Потому что дочка очень далеко. И сейчас два внука у меня.

Д.К.: А, уже два внука. Ну, расскажите. Они в Рио живут?

Т.П.: Да, в Рио. И внук, которому два года. Ванечка. И Анечка, которой 3 месяца. То есть, слава богу, господи, спасибо тебе, что после этой трагедии еще боженька дал двух детей.

Д.К.: Что жизнь продолжается.

Т.П.: Да, и это все далеко. Это не значит, что я их забыла. Тем более современная жизнь позволяет… Я их вижу. Это не как раньше.

Д.К.: Это бабушка теперь по скайпу воспитывает…

Т.П.: Да, и смотрю там - а что-то ухо не то, а нос не тот, а это это. То есть уже контроль. Конечно, хочется такой контакт. Я сама выбрала этот путь. И я не представляю. Вот, например, я приезжаю на 20 дней - дочка своими делами занимается, внуки тоже как-то… А уже чувствуешь себя не в своей тарелке. То есть необходимо что-то свое.

Д.К.: Пора в бассейн.

Т.П.: Да.

Д.К.: Как вообще вы выдерживаете, чтобы не показать девчонкам, что, например, какие-то проблемы и сложности. Даже во время этой сумасшедшей истории с ВАДА, до последнего не могли понять, поедете - не поедете. Как вы все это внутри себя переживали?

Т.П.: Ну как? Когда эти не очень хорошие события проходили, это внутри себя. И, конечно, сказывается на здоровье. А как же? Ты же не будешь истерики устраивать - "ай, мы не поедем, девочки". Я девчонкам сказала так: "Девочки, подождите, сейчас Владимир Владимирович подключится - и все будет нормально, и мы поедем однозначно". Вот и все. И поэтому не снижали темп, ничего. Но это сказалось, знаете… Не было бы счастья - да несчастье помогло. Очень большой был интерес наших зрителей, повышенный такой. У меня, например, пятая олимпиада. Но такого ажиотажа после нашей победы не было никогда, чтоб узнавали даже на улице. И, вы знаете, "мы кланяемся вам", понимаете? Аж слезу, конечно… Женщины говорят: "Низкий поклон, потому что мы, когда смотрели, мы болели и все…". И мы прямо стали героями.

Д.К.: Потому что это был действительно бой, было настоящее сражение.

Т.П.: И весь народ как-то сплотился. Русских сплачивают, наверное, отрицательные события.

Д.К.: Когда нас бьют, мы тогда поднимаем голову.

Т.П.: Да, и прям вместе… Это наш менталитет. И сразу такой в кулак - идут, как в последний бой, что уже сдаваться нельзя, и за нами Россия.

Д.К.: Татьяна Николаевна, у вас множество наград, званий. Все-таки за столько лет накопилось. Есть ли какая-то награда или какое-то звание, что-то такое, что действительно вам очень дорого.

Т.П.: Конечно, звезда.

Д.К.: Это очень ответственная теперь…

Т.П.: Особенная, конечно, награда. Но что такое ответственная? Уже очень много ответственности, знаете, на плечах. Поэтому я набираю вес, чтобы как-то эту ответственность нести с честью и все. Но все-таки ведь все награды не как аванс будущему, а за то, что уже свершилось, заслужила. Я тоже говорила: "Ой, ну как же теперь после звезды?". Но мне объясняют, что это за труд, который уже свершился, признание того, что свершилось. Ну, свой груз ответственности, конечно. Я никогда не работаю, говорю: "Надо. Мы работаем, а там как получится". Почему-то эту мою фразу не запоминают, а запоминают другую. "А там как получится". Да поможет нам Господь.

«Вообще там, в бассейне, хорошо, всегда бы оттуда смотрела программы», - шутит она. После слова «программы» подумалось, что Татьяна Николаевна начала думать об Играх-2020.

Татьяна Покровская: Нет! Слава богу, теперь можно отдохнуть. Но это ненадолго. Потом я обязательно начну видеть бассейн во сне, а это значит, что вновь пора браться за работу. Мне не просто снятся комбинации, я в них участвую! Это самое страшное (смеётся), ведь я вообще не плавающая. В ужасе думаю: только бы не забыть, как это делается! А вторая мысль: «Я же ничего не умею, я всех подведу...» Это очень мотивирует меня как тренера: нельзя подвести.

«АиФ»: А девушек как мотивируете?

Секрет! Часть нашего метода, которой мы ни с кем не делимся. Я просто хочу ещё раз сказать, что у нас замечательная тренерская школа, творческие наставники, которые собирают вокруг себя перспективных спортсменок. Мы - российское синхронное плавание - это как бы маленькое государство со своими законами. Я, например, никогда не лезу в личную жизнь. Спортсменки должны своей дорогой идти. Хотя, конечно, мне хочется, чтобы они хорошо устроились в жизни. Заслужили это, слишком много отдали спорту.

«Девочки очень ценят друг друга в воде и в жизни, иначе синхрона не получилось бы», - уверена тренер. Фото: РИА Новости / Александр Вильф

- Как бы вы привлекли в своё «государство» новых «граждан»?

Задержка дыхания увеличивает продолжительность жизни. Так вот, в синхронном плавании задержка иногда доходит до 4 минут. А посмотрите, какие красивые девушки у нас, осанка великолепная! Всё потому, что они занимаются и танцами, и акробатикой, и общей физподготовкой. Вот и делайте выводы.

- Борьба внутри команды есть?

Нет и быть не может. Если девочки в разные стороны разой-дутся, то синхрона не получится. Так что они очень ценят друг друга в воде и в жизни. Понятно, что есть лидеры. На Наталью Ищенко и Светлану Ромашину (пятикратные олимпийские чемпионки по синхронному плаванию в дуэте и группах. - Ред.) равняются, им подражают. Но и Алла Шишкина, и Александра Пацкевич , теперь уже двукратные олимпийские чемпионки, - те, на кого можно опереться...

- Кто сегодня подступился к нам особенно близко?

Как оказалось, Китай. Их девочки взяли второе место. Границы между разными школами стали стираться из-за миграции специалистов. Например, испанский тренер сейчас помогал украинкам. Китаянки, которые имели раньше свой стиль, стали похожи на японок. Но нам в этом мире удаётся оставаться неповторимыми благодаря тому, что мы наших тренеров удерживаем в России. Никем не превзойдённая техника и образы композиций - это наше.


Они всегда были вместе: дома, на работе, в отпуске. Она стала его ангелом-хранителем, а он ее надежной опорой, стеной, за которой можно было спрятаться от любых невзгод. Юрий Никулин и Татьяна Покровская прожили вместе 47 лет и делили на двоих все, что выпадало на их долю.

Случайная встреча


Самую главную роль в судьбе Юрия Никулина и Татьяны Покровской сыграл цирк. Татьяна училась в Тимирязевской академии и увлекалась верховой ездой. На конюшне жил удивительный конь Лапоть: нескладный, с длинным, как у таксы, туловищем. Его-то и облюбовал для своих номеров великий клоун Карандаш. Он попросил девушек-студенток в цирке обучить Лаптя некоторым трюкам. Так девушка попала в цирк, где и произошла встреча ее с Юрой Никулиным, в то время еще почти неизвестным клоуном.


Танечка сразу понравилась комику, она же отметила про себя его потрясающее обаяние при довольно заурядной внешности. Никулин пригласил юную красавицу на представление. И умудрился во время выступления сорваться с лошади прямо под копыта. Клоуна забрали в больницу, а утром к нему прибежала Танечка, обеспокоенная здоровьем приятного молодого человека. Ей удалось обойти все карантинные запреты и встретиться с Юрой. Она стала прибегать к нему каждый день, понимая, что влюбилась в этого смешного и очень доброго юношу. Впрочем, и Юрий все больше понимал, что встретил, наконец, свою судьбу, родную душу.

Вдохновенная любовь


Окрыленная любовью Татьяна поделилась с родными своим счастьем. И наткнулась на стену непонимания. Как можно было влюбиться в какого-то там клоуна? Однако знакомство Никулина с семьей любимой сломало все преграды на пути к их счастью. Он очаровал всех родственников своими хорошими манерами, сдержанностью и нежностью, с которой он смотрел на свою обожаемую Танюшу.


Через полгода Татьяна уже сменила фамилию, став Никулиной. Свадьба была скромной, а вот вся дальнейшая жизнь действительно богатой. Речь идет совсем не о материальных ценностях, а о бездне душевного тепла, деятельной любви, отзывчивости и доброте как по отношению друг к другу, так и ко всем окружающим.


С самого начала семейной жизни Татьяна твердо решила, что станет самой лучшей женой для своего любимого. Юрий же метался. В его жизни было две любви: Танечка и работа. Дома он вместе с Татьяной обсуждал новые свои шутки и номера, отчаянно скучая по цирковой арене. Но приезжая в цирк, не находил себе места от тоски по юной супруге. И как только выдалась возможность, сумел добиться того, чтобы Татьяну приняли в штат цирка, она стала выступать вместе с ним. И они больше не расставались. На работе, дома, на гастролях они были вместе.

Жизнь на двоих



Татьяна и на время гастролей, работая в напряженном графике, не забывала о своей главной роли, роли супруги. Их селили на съемных квартирах, и она с самого утра готовила еду на весь день, вставая почти с рассветом. Она везде, где они были, создавала максимальный уют и комфортные условия.

Супруги вместе выходили на арену и вместе возвращались с выступлений. А дома продолжался процесс творчества. Она была первой слушательницей его шуток и бесконечных анекдотов, которые он коллекционировал с самого детства. Она помогала ему придумывать репризы и критиковала неудачные остроты.



Однажды она буквально спасла ему жизнь, когда во время банального удаления жировика оказалось, что у Никулина и не жировик вовсе, а глубочайший абсцесс, и ситуацию может спасти дефицитнейший в то время пенициллин. Она стучала во все двери, пока в Минздраве солидная дама не прониклась сочувствием к хрупкой девочке, умолявшей ее о помощи.

После болезни Юрию Владимировичу пришлось долго восстанавливаться в мягком климате. Они уехали в небольшое украинское село Тарасова гора и провели целый месяц на свежем воздухе и домашних продуктах. После поездки врачи с удовлетворением отметили, что их пациент значительно поправил свое здоровье, его жизни теперь ничего не угрожает.

Тихое счастье



Юрий Никулин преданно любил свою супругу, а когда в 1956 году родился Максимка, артист два дня не мог прийти в себя, делясь с каждым своей радостью. Весь коллектив Ленинградского цирка, где в то время был на гастролях Никулин, вся его родная труппа поздравляли счастливого отца.

Юрий Владимирович оказался очень ответственным папой. Он готов был проводить с сыном каждую свободную минуту, придумывал для малыша сказки и рисовал комиксы, никогда не отказывался от возможности сходить куда-то вместе с сыном. Но вот быть строгим со своим наследником он не мог, а на все упреки супруги в излишней мягкости, только качал головой и радостно сообщал, что парень-то нормальный растет.

«Он был добрый человек»


Юрий и Татьяна Никулины были очень гармоничной парой. К Юрию Владимировичу часто обращались за помощью совершенно незнакомые люди. И он помогал, как мог. Он устраивал людей в больницы, выбивал квартиры для бывших фронтовиков, доставал дефицитные лекарства. Самое удивительное, что Татьяну Николаевну это ничуть не раздражало, она во всем поддерживала мужу, сама отзываясь на любые призывы о помощи.

Они любили и доверяли друг другу всегда. Как у всякого народного любимца, у Никулина было множество поклонников и поклонниц. Никакие слухи не могли заставить Татьяну Николаевну поверить, что любимый мужчина может ее предать. Она всегда знала, что Юрий слишком порядочен, чтоб унизить ее изменой.


Когда Татьяна вполне успешно прошла пробы в фильм Рязанова «Гусарская баллада» на роль Шурочки, Юрий решительно запретил ей сниматься. Он не ревновал ее к возможной славе. Он хотел, чтоб она была рядом всегда. Татьяна поняла, что ни за что не променяет свое счастье на славу киноактрисы.


Когда Юрия Владимировича не стало, супруга с трудом пережила уход любимого. Она отказалась менять что-либо в квартире, где они жили, добилась установки памятника Никулину на Цветном бульваре и выполнения всех просьб от незнакомых людей, которые писали Никулину. И жила еще 17 лет, ревностно оберегая свою любовь и память о ней.


Они сумели создать свою концепцию счастья. А в семье разыгралась настоящая драма.

Фильм о любви Юрия Никулина и Татьяны Покровской


Праздник невозможен без тренеров. Наставник на самом деле проходит такой же путь к медали, как его ученик. Все даже более сложно, когда сам для себя знаешь, как надо, но показать это так, чтобы победить, должен кто-то другой.

Однажды владелец популярного футбольного клуба сказал: «Тренер – это 10% успеха команды». О справедливости этих слов в футболе спорят до сих пор. В большинстве других видов спорта этот вопрос не стоит. Как, например, оценить в процентах вклад тренера в победу гандболисток? Говорят, за каждым выдающимся мужчиной стоит выдающаяся женщина. За выдающейся женской сборной по гандболу стоит демонический Евгений Трефилов.

Чтобы его понять, не обязательно разбирать слова. Это тренировка между двумя отборочными матчами игр в Рио. Во время первого Трефилов потерял голос. Команда выиграла оба.

Сборную Трефилов возглавил в 1999-м. Вообще с гандболистками работает с 1984-го. Утверждает, что все равно женщин так и не понял. «Мне бы, - говорит, - залезть в их черепушку да посмотреть, что там».

Четыре раза он приводил команду к титулам чемпионов мира. Олимпиада не давалась. В 2008-м в Пекине они остановились в шаге от золота, обидно уступив норвежкам.

«Хочу выиграть. Очень хочу. Но это я последний раз сказал. Теперь только если 20 августа», - сказал Евгений Трефилов.

До 20-го, до финала Олимпиады в Рио они сыграли еще 7 сложнейших матчей, в любом из которых россиянки, положа руку на сердце, могли и проиграть. Но не проиграли: в каждую из них словно вселилось по маленькому Трефилову. Они выгрызали победы одну за другой – на грани своих возможностей и его инфаркта. В разгар одного из матчей Трефилов, по его словам, был готов пойти и повеситься в женском туалете.

Тот матч россиянки выиграли, уступая по ходу семь мячей. Победили и в эпической полуфинальной битве с норвежками, которые 8 лет назад не пустили Трефилова к золоту Пекина. После финальной сирены обе команды рыдали в полном составе. Тренер потом скажет: в раздевалке вой стоял, будто хороним кого-то.

Трефилов – великий мотиватор. То сравнивает своих гандболисток с десантниками, которые к тому же успевают отряхивать коленки, то как раз с мастерами кожаного мяча.

«Мои подопечные становятся похожи на российских футболистов. А это, как вы понимаете, не самое лестное сравнение. Гол забьем и охраняем. Однако, в отличие от них, мы хотя бы выигрываем. А вообще ругался я много сегодня», - говорит он.

Ругался – это мягкое слово. Трефилов не стесняется в выражениях. Говорит: “Не поеду тренировать за рубеж - там просто посадят за такие методы работы».

«Я где-то немножко могу сорваться и немножко сесть. Или мести улицы, или присесть. У них хоть и тюрьма хорошая, но ну ее! Не хочу! Это помнишь как там - или в загс, или к прокурору - не хочу!» - говорит Трефилов.

На бровке он мечет громы и молнии. 20 августа победой в финале Трефилов доказал: он не просто громовержец, но действительно – гандбольный Зевс. Олимпийское золото наши девушки не выигрывали 36 лет.

После финального матча Трефилов выглядел абсолютно счастливым. Расточал комплименты своим красавицам, говорит, сегодня можно. А завтра все начнется с нуля.

Знакомая песня, только в женском исполнении. Назвать это трефиловскими нотками не позволяет послужной список Татьяны Покровской: ее собственным именем впору называть что угодно. В тренерском штабе еще сборной СССР по синхронному плаванию она, страшно сказать, с 1981 года. В 1998 году стала главным тренером сборной России. С тех пор команда завоевала все золотые медали на всех Олимпиадах абсолютно.

«Уж если работать, надо жить этой работой. Потому что как люди искусства, так и в спорте, люди ненормальные, crazy. Мы все немножечко сдвинутые», - отмечает Татьяна Покровская.

О ее методах работы тоже ходят легенды. Покровская - тиран, Покровская - диктатор, Покровская не терпит возражений. Чуть схалтуришь, слукавишь, пропустишь пару тренировок – привет, твое место занято. Желающих тьма.

«Они должны чувствовать, что Покровская слона научит танцевать. Мне нужно, чтобы они верили в меня как специалиста. Любви я не копаю. Зачем они должны меня любить? Это совершенно необязательно», - говорит Татьяна Покровская.

«Осуждать Татьяну Николаевну, что она излишне жесткая, нет никакого смысла, потому что главное - золото, а уж с золотом проблем нет. Попадешь в сборную к Покровской, удержишься там, сдюжишь – считай полдела сделано», - говорит двукратная олимпийская чемпионка Алла Шишкина.

«Поразительно и удивительно, что прошло столько лет, столько четырехлетий, и даже внутри этих четырехлетий сменяются поколения синхронисток. Приходят разные синхронистки, готовые, может быть, не до конца готовые, разного уровня, талантливые, трудолюбивые - разные синхронистки приходят. Татьяна Николаевна их всех доводит до определенного уровня, чтобы они все были похожи, чтобы все выходили, работали как одна, и все непременно выигрывали золото», - отмечает трехкратная олимпийская чемпионка Мария Киселева.

«Кстати, сейчас очень много новеньких. И я, как учительница начальных классов, иду опять в первый класс, набираю», - говорит Татьяна Покровская.

Выпускной класс в Рио привычно закончил школу Покровской с золотой медалью. Безупречное выступление как дуэта, так и группы, показавшей программу, до которой серебряным призерам - китаянкам – как из Пекина пешком, не только по сложности, но и по эмоциям. Недавно у Покровской за один год умерли муж и 15-летняя красавица-внучка. Утешение она искала в работе. Победная программа называется «Мольба».

«Просьба у неба помочь, когда трудно, раздвинуть все трудности. Потом девчонки видят такой просвет в небе и улыбаются, что он действительно есть», - поясняет Татьяна Покровская.

Все же не только в титулах дело, раз команда приняла эту программу и прониклась ей от волос до пяток. Разделила боль тренера, который не просто тренер.

«Они же чувствуют, что это человек, который приносит им результат, жизнь приносит, все, что они имеют. Но когда они заканчивают, эти отношения теплые, даже не дружеские, я чувствую, будто я мамка какая-то», - признается Татьяна Покровская.

Завершая карьеры, бывшие воспитанницы не становятся бывшими: навещают, приезжают с детьми. Характерный штрих – отношение к «мамке-Покровской» настоящих матерей ее учениц. Например, мама теперь уже пятикратной олимпийской чемпионки Светланы Ромашиной.

«Может быть, кто-то говорит, что она суровый человек. На тренировках девчонок, конечно, заставляет работать. Ну, хочу сказать, что в жизни она абсолютно другой человек, она очень общительная, у нее безумно хорошее чувство юмора, она просто душевный человек, с которым хочется общаться», - признается Татьяна Ромашина.

От иностранца особой душевности у нас обычно не ждут. Да и не ею приехал делиться генеральный менеджер сборной по фехтованию. Кристиан Бауэр 10 лет завоевывал олимпийские медали, тренируя соотечественников-французов, еще четыре года то же самое в Италии, еще четыре – в Китае. Россиян к олимпийскому золоту он вел с 2010-го.

«Я немного отличаюсь от других. И мои отношения со спортсменами достаточно сдержанны, поскольку я против фамильярности. Я достаточно суров со спортсменами, с самим собой, однако всегда стараюсь быть справедливым. Считаю, что это очень важно - быть справедливым во всем», - отмечает генеральный менеджер сборных команд России по фехтованию Кристиан Бауэр.

Четыре года назад в Лондоне Бауэр не впечатлил: всего три медали и ни одной золотой – явно не то, чего ждали от российских мушкетеров. Даже выигравшая все и вся великая Софья Великая осталась лишь с серебром. С французом хотели распрощаться, но Великая вступилась: «Дайте Кристиану поработать». А руководство Федерации фехтования проявило редкую для спортивных чиновников мудрость и уж подавно экзотическое терпение: контракт с Бауэром продлили на пять лет.

«В 2012 году Софья Великая не смогла стать олимпийской чемпионкой, поскольку перенервничала, потеряла контроль. Хотя по всему она должна была победить. Во время подготовки к Рио я много работал над психологическими установками. Пытался добиться, чтобы спортсмены не думали о конечной цели, о последствиях, а только о том, что есть здесь и сейчас», - поясняет генеральный менеджер сборных команд России по фехтованию Кристиан Бауэр.

В Рио-2016 француз выложил на фехтовальную дорожку пухлый отчет о проделанной работе. В финале личного турнира саблисток впервые в истории сошлись две россиянки, как пошутил Бауэр, удобно, работать не надо: все равно победит твоя подопечная, вышел бы покурить, да не курю. Отошедшая от Лондона Великая сошлась с Яной Егорян - юной звездой, успевшей вспыхнуть за эти годы под бдительным оком Бауэра. Молодость справедливо победила, а днями позже Великая восстановила и высшую справедливость – все-таки став олимпийской чемпионкой. В команде с той же Егорян, Екатериной Дьяченко и Юлией Гавриловой - команде Бауэра.

«Когда он чувствует, что в команде какие-то разлады, не то чтобы серьезные, а что есть какие-то недопонимания, он всегда делает так, что, возможно, даже против него люди дружить начинают. Как мне кажется, у него все спланировано, он не умеет что-то спонтанно делать, он всегда думает наперед», - отмечает олимпийская чемпионка Юлия Гаврилова.

В итоге российские фехтовальщики только золотых медалей завоевали в Рио четыре, рассчитывали на две. Главный тренер сборной Ильгар Мамедов обещал: если спортсмены выполнят командный план, он побреется наголо. Пришлось выполнять со словами «долг платежом страшен».

«Когда два золота уже было, Соня Великая начала мне слать: «Когда мы увидим это шоу?» То есть они уже ждали после двух золотых медалей. Я говорю: «Ну, подожди конца соревнований, давайте хоть дождемся. Ну, и к радости пришло третье золото, потом еще и четвертое золото. Ну, хорошо, что только мою голову обрили, все остальное оставили в целости и сохранности», - признается главный тренер сборной России по фехтованию Ильгар Мамедов.

История великих побед, равно как и поражений, лучшее доказательство: тренер не ассистент, а полноправный соавтор и одного, и другого. Хотя минуточку…

«Работа тренера заключается в том, чтобы не мешать. Практически на 85% все принимает на себя спортсмен. Вся ответственность на нем. По крайней мере, в нашем виде спорта, не ты дерешься, он выходит. От тебя зависят только маленькие нюансы. Чуть-чуть подправить, чтобы он не ушел в сторону», - отмечает тренер Алексея Денисенко Станислав Хан.

Чтобы понять масштаб этого чуть-чуть и цену 15 тренерским процентам, лучше слушать не скромного Станислава Хана, а его воспитанника, серебряного призера Рио в тхэквондо Алексея Денисенко.

«Он и друг, и собеседник, он в зале и отцом является, и воспитателем характера - все в одном лице, это вот мой личный тренер», - отмечает призер Олимпийских игр Алексей Денисенко.

Алексей со Станиславом всю карьеру бьют рекорды. То три года подряд выигрывают чемпионат России, каждый раз меняя весовую категорию. То едут в Лондон и впервые завоевывают для страны олимпийскую медаль в мужском тхэквондо. То в Рио впервые же берут серебро. До первого золота России чуть не дотянулись, но этот рекорд планируют на Игры-2020.

«Нам есть куда расти. Я благодарен за это небесам, что у нас есть мечта. Отними у человека мечту, говорят, и он не будет знать, куда идти», - говорит Станислав Хан.

Общие мечты и общие цели не раскладываются на проценты. На тренировках будущие чемпионы и их наставники порой готовы запустить друг в друга чем-то тяжелым, но вот звучит финальный свисток, гонг, сирена, истекают последние секунды, выставляются итоговые оценки, и борцы, боксеры, гимнасты и ватерполисты, брутальные мужчины и изящные женщины, захлебываясь слезами счастья, бегут душить в объятиях своих тренеров. На пути к вершине они оставили сожженные нервы и порванные голосовые связки. Но они прошли его вместе.

Рассказать друзьям