Православная церковь и здоровый образ жизни: отношение православных христиан к спорту. Православие и спорт

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. На Соловках, в связи с престольным праздником этой святой обители — Преображением Господним, состоялось довольно интересное и необычное мероприятие. Спортсмены, представители спортивных организаций, священнослужители из разных епархий, миряне из Москвы, Архангельска и других мест собрались для того, что бы тему отношений Русской Православной Церкви и мира спорта.

Некоторые сегодня могут спросить: почему Церковь интересуется спортом? Дескать, это вроде бы такая в чем-то противоположная Церкви, по крайней мере — далекая от Церкви сфера жизни… В советское время говорили, да и сегодня многие на Западе говорят, что образ жизни спортсмена и те социальные установки, которые связаны со спортом, являются альтернативой религиозному образу жизни и тем идеалам, которые проповедуют традиционные религиозные институты, в частности, Православная Церковь.

Нам рисуют до сих пор достаточно банальную, но укоренившуюся в сознании людей картину. Вот верующие люди, которым безразлично собственное здоровье, которым не интересна активная жизнь. А вот мир спорта, который культивирует силу тела, здоровый образ жизни, активную общественную и жизненную позицию. Вот два разных мира, и это миры, которые связаны с противоположными системами ценностей, с противоположными устремлениями и идеалами, и эти миры не просто чужды, но и враждебны друг другу.

С другой стороны, многие в церковной среде сегодня скажут: «Зачем спорт, зачем заботиться о здоровье своем и окружающих, ведь все мы тленны, все мы в конце конов покинем этот мир»? И в этих словах есть определенная доля правды. Человек, который заботится о собственном здоровье прежде всего, который живет стремлением сохранить свою физическую силу, красоту, свое комфортное существование, часто оказывается либо просто неверующим, либо верующим лишь формально, не понимая что цель жизни не в физическом здоровье, не в телесной силе и красоте. Такой человек начинает слишком много уделять не тому что на самом деле, по большому счету, только и нужно — то есть не спасению своей души, не устремлению к настоящей, полной, подлинной — вечной жизни. Он начинает переживать о своих материальных нуждах и физическом состоянии, он начинает слишком много уделять внимания своим действительным или мнимым болезням, буквально с бешеной энергией бегать от инфаркта и другой болезни.

И часто, кстати говоря, именно такие люди оканчивают свою земную жизнь не самым лучшим образом. Потому что излишняя забота о собственном здоровье — забота, которая переступает грань разумности, — подчас приводит к вещам, которые в духовном и в душевном смысле как раз губят человеческое здоровье, лишая человека радости бытия, возможности оглянуться вокруг и понять: физическое здоровье и даже физическая жизнь — это не самое главное.

Церковь может быть везде. В том числе там, где начинается жизнь, где молодые люди — и не очень молодые — занимаются спортом, занимаются организацией физкультурных движений, массовых спортивных соревнований, занимаются силовой подготовкой, военно-патриотическим воспитанием, там, где собираются спортивные болельщики. Там очень естественно, очень логично быть Церкви, потому что большинство этих людей крещено в Православии, большинство этих людей с интересом, с доброжелательным вниманием относятся к любому слову, сказанному священником либо представителем православной общественной организации.

Сегодня очень важно показать и этим людям, и всему нашему обществу, что христианство — это соль, свет и суть всей жизни народа, в котором большинство крещено в Православной Церкви. Нам нужно вновь и вновь сказать то, о чем было сказано на круглом столе, о котором сегодня шла речь: физическая культура, духовная культура и культура душевного устроения должны идти рука об руку. Вера и действие, идея и жизнь, идеалы и общественно значимые поступки — все это должно соединяться в жизни христианина. Эта жизнь не должна состоять из раздельно взятых профессиональной или общественной деятельности, к которой вера якобы не имеет отношения, и того времени, которое человек проводит в храме во время богослужения или приходской работы. Такое время, по мысли некоторых наших недругов, должно быть полностью отделено от всего остального — от тех жизненно важных и значимых дел, которые совершает тот или иной человек.

Во время круглого стола было много сказано о том, что сегодня постепенно оформляется система взаимодействия Церкви и мира спорта — от международного уровня до уровня воскресной школы, обычной школы, дворовой футбольной команды и команды прихода, разного рода кружков и секций. Есть огромное количество инициатив, которые предлагаются Церкви и уже осуществляются разного рода спортивными организациями, в том числе православными общественными объединениями. Есть очень хорошо работающие системы спортивной подготовки в воскресных школах, спортивных секциях при храмах и в рамках межприходских соревнований. Среди мест, где такая система сложилась, — Пресненский район Москвы, в котором я имею честь служить. Там проходят время от времени межприходские соревнования по различным видам спорта.

Как вы знаете, священнослужителей приглашают выступать на собрания спортивных команд, особенно перед отправкой на важные международные соревнования. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз благословлял сборные перед поездками на Олимпиады. Его Святейшество особо покровительствует русскому хоккею, и каждый год проводится в разных регионах России с финалом в Москве детский турнир на кубок Патриарха по этому виду спорта. Вот такое взаимодействие, такое взаимное общение становится сегодня совершенно естественным — оно не спускается сверху, оно не придумывается в каких-то кабинетах, не является плодом политического и социального конструирования. Это естественное стремление людей Церкви и людей спорта — а часто это одни и те же люди, православные миряне — быть вместе.

На Соловках, на следующий день после круглого стола, был устроен футбольный матч между представителями организаций и сообществ, приехавших на круглый стол, и соловецкой молодежью. На поле вышли исполняющий обязанности губернатора Архангельской области Игорь Анатольевич Орлов, депутат Государственной Думы и известный спортсмен Николай Сергеевич Валуев, другие люди, активные в мире спорта и в общественной жизни, в частности, священник Даниил Зубов, клирик храма святителя Николая на Трех Горах, который занимается спортом с молодежью, в том числе в воскресной школе, и занимается организацией межприходских соревнований.

Молодые люди, которые, может быть, чувствовали некоторую отчужденность от жизни монастырской общины, вдруг увидели, что Церковь — вместе с теми общественными структурами, которые с ней взаимодействуют, — протянула им руку дружбы. Очень часто бывает так, что церковная община и молодежное сообщество, в том числе спортивное, даже очень близкие территориально, оказываются отчужденными друг от друга, живут как бы на разных планетах. Хочется надеяться, что это отчуждение будет преодолеваться, в том числе через теснейшее взаимодействие Церкви и мира спорта, через общие спортивно-общественные мероприятия, которые вполне могут и должны объединить людей — пусть делающих достаточно разные дела, но в то же время объединенных одной заботой о России, духом христианского мужества, стремлением устроить по вере, по слову Божию не только свою личную жизнь и не только свою внутреннюю религиозную, молитвенную жизнь, но и всю жизнь социума, всю жизнь нашего народа, которую невозможно представить без христианской основы, без христианского смысла.

Нужно ли православным заниматься физкультурой и спортом?

Древние говорили не «в здоровом теле здоровый дух»,

а что нужно стремиться, чтоб в здоровом теле был здоровый дух».

Вот это и есть воспитание в православном духе.

(протоиерей Валериан Кречетов).

Каждый с детства слышит о том, что для здоровья полезно вести активный образ жизни. Так-то оно так… Однако когда человек становится верующим, он почему-то эту прописную истину часто забывает. Что греха таить, для многих воцерковленных людей физкультура и спорт являются «недуховным» занятием. Не берусь никого судить: у всякого свое представление о духовности и спасении собственной души, свой путь в Царствие Небесное. Как говорится, в главном должно быть единство, во второстепенном (в нашем случае это методы физического оздоровления) - многообразие, а во всем - любовь. С духовной точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги и физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи помилуй!», - во время тренировки. (Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву). В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину, чистому всё чисто.

Кстати, некоторые святые, жившие в 19-20 веках, - одним из них был святитель Феофан Затворник - рекомендовали людям умственного труда заниматься гимнастикой. К примеру, этот святой советовал прочитать книжку о «комнатной гимнастике», где приводятся различные упражнения для рук, ног, туловища, шеи и головы. А святитель Василий епископ Кинешемский писал: «Цель гимнастики состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Перу святителя Василия принадлежит и такие слова: «…всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

Так стоит ли верующему пренебрегать своим телом и здоровьем? На вопрос о том, мешает ли тело спасению, священник Георгий Рябых ответил, что жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души. Потому правильнее было бы говорить не о том, мешает ли тело спасению, а о том, как тело может ему помочь. (Конечно, если человек все свои силы направит лишь на служение телу, то в этом случае речь о духовной жизни уже вести нельзя). Далее батюшка сказал: «Аскетический путь, предлагаемый каждому христианину, исходит из того, что душа и тело представляют собой единство. То, что происходит в душе, отражается в теле, а что происходит в теле, отражается в душе. Невозможно быть умеренным и собранным в душе, если мы даем волю своему телу во всем и всегда. Поэтому, если человек работает над воспитанием своей души, то одновременно он должен работать и над воспитанием своего тела… Физический труд играет важную роль в формировании нашей личности и преодолении греховности, потому что учит нашу душу сосредоточенности, целенаправленности, активности и многому другому. К сожалению, сейчас люди, живущие в больших городах, не имеют возможности трудиться физически: скорее, упор делается на ум и на эмоциональную сферу. Тело в условиях комфортабельной жизни просто деградирует... А страдает в итоге душа: расслабленный организм быстро устает и чаще болеет, оттого человеку становится трудно молиться, трудно общаться с людьми и делать добрые дела. Поэтому жизненно необходимо давать телу какую-то нагрузку, тренировку. Но важен тут, конечно, не сам спорт как таковой - тем, кто превращает физические нагрузки в самоцель, он может быть и не полезен… Здесь, как, собственно, в любой работе, на первый план выходит философия того занятия, которому человек посвящает свою жизнь. Если он использует свое лишь тело в качестве инструмента для реализации высокой цели - тогда любой спорт оправдан. Если спорт дает возможность донести до других людей некие важные, с христианской точки зрения, ценности, занятие им может способствовать спасению, то есть формированию правильно устроения человеческой личности… Спорт помогает человеку преодолевать свои страхи, свою немощь. Когда им начинают занимаются инвалиды - они снова чувствуют себя полноценными людьми, избавляются от уныния, иными словами, решают свои духовные проблемы. Но когда спорт - только зрелище, когда цель человека - исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности - тогда спорт лишь уводит человека от Истины».



В настоящее время у Церкви меняется отношение к спорту. К примеру, в марте 2005 г. в Сергиевом Посаде по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II проходил Первый международный форум Русского Боевого Искусства "Золотой Витязь". А в феврале того же года по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия священнослужители епархии и прихожане многих храмов приняли участие в ставших уже традиционными ежегодных лыжных соревнованиях «Лыжня России». Не так давно в Ярославле прошел первый в России турнир по мини-футболу среди православных приходов. Играли настоятели ярославских церквей и их прихожане. Лучшей оказалась сборная храма Михаила Архангела. Как сообщает «Голос России», болельщиков было много, и они разительно отличались от обычных: не пили, не кричали, не ругались и не выпрыгивали на поле. Вот уже шесть лет воспитанники воскресных школ и духовных семинарий проводят в Северном Бутово футбольный турнир на кубок Дмитрия Донского.

Хотелось бы отметить, что перед Олимпийскими играми в Афинах состоялся молебен в храме св. Георгия Победоносца на Поклонной горе. Более того, нашей олимпийской сборной Патриарх Алексий II выделил духовника - протоиерея Николая Соколова, настоятеля храма святителя Николая в Толмачах… Есть свой духовник (отец Глеб Грозовский) и у футбольной команды «Зенит». В общем, Православная Церковь провозглашает, что «… для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом»…

Газета «Известия» писала о священнике Андрее Лазареве (г. Кимры), который объявил войну наркоторговле в своем городе и вышел из этой битвы победителем. Вот что говорит сам отец Андрей: «"С иглы" люди слезли, зато по-прежнему сидят "на стакане". Но среди наших постоянных прихожан уже не пьет ни один. Наше оружие теперь — это спорт и молитва. Мы уже открыли в городе на деньги спонсоров семь православных секций бокса, рукопашного боя и тэквондо, и еще откроем. Мы уже почувствовали свою силу».

Мне кажется, в определенном смысле ответом на вопрос: «Совместимо ли Православие с разумным занятием физкультурой и спортом, ради укрепления здоровья?» - являются слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху». Иначе говоря, врачевать движением и поддерживать свой организм в хорошей спортивной форме православным нужно для того, чтобы с полной отдачей служить Богу и близким. Ведь как ни крути, но помочь другим в бытовых нуждах или экстремальных ситуациях в полной мере может лишь тот, кто сам крепок духом, здоров и силен.

Митрополит Филарет (Вознесенский) учил: «Христианин должен следить за своим здоровьем. Наша жизнь есть величайший дар Господа Бога и поэтому за ней нужно следить. Если мы болеем, то не можем помогать другим, не только это, но часто нашим близким приходиться смотреть за нами».

В общем, здоровье — бесценный дар Божий — нужно поддерживать и матерям, и отцам, и подрастающим деткам. Безусловно, правильное питание, свежий воздух (а для детей ещё желательно с минимальным количеством одежды), а также физические упражнения просто необходимы для того, чтобы жить с пользой не только для себя, но и для окружающих.

Подводя итог вышесказанному, хочу подчеркнуть, что физически нездоровому человеку (не без исключений) бывает сложнее продуктивно мыслить, что-то делать, принимать решения. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающим и, в конце концов, в старости не быть обузой для родных».

Православным можно и нужно разумно заниматься физкультурой и спортом во славу Божию, то есть поступать так, как сказано в Писании: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию». И если нашей целью будет воспитание, оздоровление собственной души, в том числе и через физические нагрузки, то этот внутренний ориентир не даст нам сбиться с правильного пути.

Могут ли православные заниматься спортом? Кто ж сегодня усомнится... А борьбой? А самбо? И если могут, то каким должно быть - и в чем выражаться - участие Церкви в этой сфере жизнедеятельности человека? Приглашаем к разговору...

Спортсмены и Русская церковь займутся разработкой идеологии самбо
Москва. 18 марта. ИНТЕРФАКС - Деятели спорта совместно с Московским патриархатом займутся разработкой идеологии самбо как национальной системы самозащиты.
"Наша задача - совместно с Русской православной церковью работать и выработать общую идеологию самбо", - заявил заслуженный тренер России Анатолий Хлопецкий в четверг на пресс-конференции в Москве.
В свою очередь священник Георгий Рощин, зампред синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, отметил, что Русская православная церковь поддерживает спорт по той причине, что в спорте имеет место "напряжение воли людей, которые хотят достигнуть каких-то результатов".
"Так же и в духовной жизни", - считает священник.
Как рассказали участники пресс-конференции, боевое искусство самбо было создано Василием Ощепковым по благословению его духовного наставника святителя Японского Николая. В 1937 году В.Ощепков был расстрелян как враг народа, а его имя забыто на долгие годы.
В свою очередь Геннадий Швец, начальник Отдела общественных связей и пресс-службы Олимпийского комитета России, отметил, что "самбо имеет полное право на то, чтобы российские власти и спортивная общественность активно продвигали эту борьбу в олимпийскую программу".
С целью популяризации самбо в России и в мире создан проект "Ощепков", который предусматривает создание широкой сети молодежных и духовно-спортивных клубов.

См. также:

Спорт и Церковь — казалось бы, нет более далеких друг от друга явлений. Церковь — это дух, духовное, а спорт — физическая сила, ловкость, скорость. Спорт так и называют — физическая культура. Но разве истинный спортсмен не может быть верующим человеком? Разве Церковь не может поддерживать его дух?

Крестное знамение вратаря
Кто из любителей спорта не знает имени заслуженного мастера спорта, трехкратного олимпийского чемпиона, многократного чемпиона мира, величайшего хоккейного вратаря Владислава Третьяка? Но мало кто знает о том, что Владислав — глубоко верующий человек. Вот что рассказывает сам великий спортсмен.
— Я с детства с глубоким уважением относится к Русской Православной Церкви, но по-настоящему вера пришла ко мне в конце 1970-х годов во время посещения Троице-Сергиевой лавры. А на душу благотворно повлияли беседы с наместником лавры архимандритом Алексием (Кутеповым), ныне архиепископом Тульским и Белевским. Имел счастье быть лично знаком со Святейшим Патриархом Пименом.
Мне особенно близок образ основателя лавры, великого духовного подвижника и собирателя земли Русской преподобного Сергия Радонежского, к которому я часто обращаюсь в молитвах. Выходя на лед, я всегда старался перекреститься, вернее, тайно, символическим движением руки во вратарской перчатке изображал крестное знамение, насколько это было возможно перед телекамерами и под взглядом наших партийных
вождей, постоянно посещавших матчи.
Спорт требует от людей определенного мужества и самоотверженности, побуждает рисковать. Выходя на ледовую площадку, никогда не знаешь, вернешься с игры героем или неудачником, невредимым или с тяжелой травмой. Молитва всегда укрепляла дух русских воинов перед сражениями. Молит-ва укрепляет и дух спортсмена перед ответственными состязаниями.
Убежден, что без массового детского и юношеского спорта, равно как и без православных традиций, мы не сможем воспитать в стране полноценное, физически и духовно здоровое поколение. «В здоровом теле — здоровый дух»! Как верна эта простая и мудрая пословица! Но кто, кроме Церкви, поможет нам сейчас возродить нравственность? Я хорошо знаком с социально-благотворительными инициативами нашей Церкви — и по мере сил участвую в некоторых проектах, например помогаю детскому приюту.
Но ведь и спорт воспитывает в душах самые лучшие качества!
Взаимодействие физкультурных и спортивных организаций и клубов с Русской Православной Церковью обязательно принесет свои добрые плоды. Нам очень приятно, что Святейший Патриарх недавно обратился с приветствием к участникам Всероссийского движения юных хоккеистов «Золотая шайба». В нем выражается уверенность, что соревнования станут для них «серьезным испытанием характера, помогут приобрести необходимые душевные качества: мужество, смелость, целеустрем-ленность». И очень правильно, что в Церкви образован Отдел по делам молодежи, который будет курировать это взаимодействие.

Олимпиада без идолов
Впервые в истории российского спорта духовник у олимпийской национальной сборной страны появился в 2004 году перед Олимпиадой в Греции 2004 года. Сборную России на Олимпийских играх окормлял протоиерей Николай Соколов — настоятель московского храма Святителя Николая в Звонорях, декан миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского богословского института.
С просьбой о назначении духовника для российской олимпийской команды к Патриарху Алексию II обратился председатель Национального олимпийского комитета России Л. Тягачев. Эта просьба возникла не на пустом месте. До Олимпиады-2004 духовным окормлением российских спортсменов активно занимался другой московский священник — протоиерей Сергий Суздальцев, настоятель храмов Живоначальной Троицы на Воробьевых горах и святого Георгия Победоносца на Поклонной горе. Именно о. Сергий впервые отслужил в 1996 году напутственный молебен на Поклонной горе для российской команды, отправлявшейся на Олимпиаду в Атланту. Кстати, и перед Олимпиадой в Афинах о. Сергий отслужил молебен для спортсменов, вручив олимпийцам серебряные крестики и иконки святого Георгия Победоносца. Вместе со сборной в Афины отправилась и большая храмовая икона св. Георгия.
Отец Николай Соколов происходит из известного московского священнического рода. Он старший сын близкого к патриарху Пимену протоиерея Владимира Соколова. Его младший брат Сергий был епископом Новосибирским и Бердским и похоронен в Ново-
сибирской области.
Супруга тогдашнего духовника олимпийской сборной Наталья Николаевна — дочь знаменитого духовного писателя Николая Пестова, который помог найти дорогу к храму многим российским интеллигентам ХХ века. Сам о. Николай закончил Московскую консерваторию, духовно опекает Третьяковскую галерею, так что его влияние на спортсменов в Афинах было не только духовным, но и культурным.
Здесь следует сразу «объясниться» с теми недоброжелателями Русской Православной Церкви, которые утверждают, будто РПЦ сегодня «закрывает глаза» на канонические правила, якобы запрещавшие спорт.
В установлениях вселенских соборов есть неодобрение всякого рода «ристалищ», к которым относились и древние олимпийские игры, но такого рода мнение
Церкви было вызвано вовсе не негативным отношением к спортивным соревнованиям вообще. Вспомним, что Олимпийские игры в Греции посвящались языческим богам. Языческим богам посвящались и различные соревнования в Римской империи. На такого рода «ристалища» Церковь действительно накладывала запрет.
Что касается отношения к нынешней физической культуре и спорту, то в «Социальной концепции Русской Православной Церкви» подчеркивается, что сегодня «светская культура способна быть носительницей благовестия». В значительной степени это относится к физической культуре и спорту.
На зимней Олимпиаде в Турине, а затем Олимпиаде-2008 в Пекине сборную России снова окормлял отец Николай Соколов. Сам он говорит, что его увлечение спортом лучше бы назвать «физкультурой» — выше первого юношеского разряда по стрельбе он никогда не поднимался. Занимался также туристической греблей, но после окончания Московской консерватории по классу скрипки и альта серьезные занятия спортом пришлось оставить.
В первый же день пребывания в Олимпийской деревне в Пекине
о. Николай освятил оба корпуса и помещения, в которых жила российская делегация. Был создан молельный центр, где были свои комнаты для христиан, мусульман, иудеев и буддистов. «Надо заметить, что команда у нас многонациональная и в ней представлены все четыре мировые религии, — рассказывал о. Николай. — Несмотря на это обстоятельство, все спортсмены с радостью воспринимают присутствие священника, ведь душа и Бог для всех едины. А я, в свою очередь, стараюсь абсолютно всем участникам Олимпийских игр дать надежду на медаль. Каждый день ко мне приходит три — четыре спортсмена. А если кто-то не может прийти сам из-за участия в соревнованиях, их друзья и товарищи приносят записки с именами людей, за которых мне надо помолиться».
На сами соревнования о. Николай в Пекине так и не выбрался. И нисколько на это не обиделся. «Я ведь здесь нахожусь не для собственного удовольствия, а на службе», — говорил священник.

Помолиться за сборную России
Всем памятно прекрасное прошлогоднее выступление сборной России на чемпионате Европы по футболу. Но не многим известно, что футбольные болельщики не только выплескивали свой восторг на улицах, но и приходили со своими спортивными чаяниями в храмы.
Так, настоятель екатеринбургского храма Иннокентия Московского о. Владимир Зайцев заявил, что успешное выступление российской сборной на «Евро-2008» — это благое дело. «Большая часть наших прихожан молится за успех российских футболистов. И сами священники, как я, например, проводят службы», — отметил о. Владимир. Он сказал, что в ночь на очень важный матч будет смотреть трансляцию вместе с другими священниками. «Если наши выиграют, то утром проведем благодарственный молебен. Хотя, по-хорошему, его надо провести после завершения чемпионата, но даже те успехи российских футболистов, которые есть на сегодняшний момент, достойны благодарности», — говорил в те дни о. Владимир.
В те же дни референт епископа Барнаульского и Алтайского Максима С. Гончаров сообщил, что специальных молебнов за победу России на «Евро-2008» в барнаульских храмах не служат, но подают записки с именами игроков сборной России. «Естественно, священнослужители молятся за здравие тех, кто указан в записках, то есть за нашу команду», — сказал Сергей Гончаров. Неравнодушны были в те дни к футболу и в Южно-Сахалинской и Курильской епархиях. «Накануне полуфинальной встречи, вечером, в Воскресенском кафедральном соборе отслужат молебен за победу российских футболистов», — сказал руководитель миссионерского отдела о. Виктор.

Настоятель новосибирского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин тогда отметил, что не видит ничего плохого в том, что Церковь своим авторитетом освятит победы сборной России по футболу. «Надо сказать, что многие священники сами занимаются спортом. И я никак не могу понять, почему спортсмены, которые являются нашими прихожанами и нашими духовными чадами, посещающими храм, не могут получить благословение Церкви и благословение Божие на тот труд, который они на себя взвалили? Ведь они все-таки защищают честь Отечества, которое в последние годы, даже десятилетия, находилось в поругании. Они отстаивают честь Родины, пусть даже в такой форме. Тем более мы видим, какова реакция общества на их победы: поднимается национальный дух, и в народе появляется гордость за свою Родину. Я считаю, что это замечательно», — сказал новосибирский священник.
Что касается замечаний о том, что возможные в будущем поражения наших спортсменов могут ввести народ в уныние и депрессию, то, по словам о. Александра, «нет ничего плохого в том, что мы будем молиться за наших спортсменов, проиграют они или победят… Я не думаю, что если наши спортсмены начнут проигрывать, то народ впадет в общее депрессивное состояние. В связи с этим мне хотелось бы напомнить один эпизод из отечественной истории. Все, наверное, помнят, что через два года после победы на Куликовом поле Тох-тамыш взял Москву, спалил ее, но все равно это не поколебало веру русского народа в свои силы. И все потому, что народ, одержавший победу на Куликовом поле, понял, что он с Божией помощью может твердо стоять на своих ногах», — отметил о. Александр Новопашин.

Самбо по благословению святителя


Верная своему социальному служению, Русская Православная Церковь прежде всего поддерживает массовый, детский спорт. Так, в августе 2008 года заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что «власти и бизнес должны консолидировать усилия для того, чтобы сделать спорт в России массовым».
«Конечно, нашему спорту есть куда развиваться, — сказал о. Всеволод. — Для этого нужно вернуть ему массовость. Надо думать о том, чтобы государство, местные власти и бизнес поддерживали талантливую и спортивную молодежь».
По словам отца Всеволода, Русская Православная Церковь «очень поддерживает Параолимпийские игры (игры инвалидов — «ЧС»), контактирует со сборной России и руководителем параолимпийского движения, известным правозащитником Владимиром Лукиным. «Дай Бог им успеха, ведь им требуются особые усилия и воля для достижения цели», — сказал священник.
Русская Православная Церковь особенно поддерживает те виды спорта, которые связаны с национальными традициями. Показателен круглый стол «Православное сознание и боевые искусства», состоявшийся в Московской духовной академии. Его итоги вице-президент Национального олимпийского комитета России, президент Международной и Российской федерации самбо М. Тихомиров определил такими словами: «В то время, когда в России насаждаются чуждые нашему духу восточные единоборства, особое значение приобретает возрождение национальной традиции боевых искусств. И в этом нас поддерживает Русская Православная Церковь».

По словам Михаила Тихомирова, Российская федерация самбо находится в тесном взаимодействии с Отделом внешних церковных связей, многолетним председателем которого являлся митрополит, а ныне — патриарх Кирилл. Владыка оказывал разнообразную помощь Федерации и даже принял участие в подготовке к изданию книги «И вечный бой», в которой рассказывается об истории самбо.
Стало доброй традицией участие представителей Отдела внешних церковных связей в церемониях открытия российских чемпионатов по самбо и других соревнований в боевых искусствах. «Самбо создано как синтез духа и тела по благословению святителя Николая (Касаткина), архиепископа Японского в начале ХХ века, — рассказывает М. Тихомиров. — Святитель благословил своего послушника собрать все лучшее из восточных единоборств, чтобы создать новое боевое искусство для служения Отечеству и Богу».

В здоровом теле — здоровый дух


Первый чемпионат Новосибирской области по пауэрлифтингу без экипировки проходил в течение двух дней в зале спортивного комплекса Новосибирского государственного аграрного университета. В качестве почетного гостя на турнире присутствовал благочинный Северо-Восточного округа Новосибирской епархии, настоятель собора Александра Невского протоиерей Александр Новопашин.
Сила всегда ценилась на Руси, напоминает заслуженный тренер России, президент Федерации пауэрлифтинга Новосибирской области Игорь Беляев. На физически сильных людей наши предки смотрели не просто как на силачей, ради забавы готовых, удивляя народ, гнуть подковы, завязывать в узел кочергу, одной рукой переворачивать телеги и бороться с медведем, но прежде всего как на русских богатырей, защитников «Веры, Царя и Отечества». «Именно поэтому мы пригласили на наши соревнования православного священника — протоиерея Александра Новопашина, который и сам занимается пауэрлифтингом», — сообщил Игорь Беляев.

— Вам, конечно же, хорошо известно, — обратился священник-миссионер к участникам турнира и зрителям, — что наша олимпийская сборная перед соревнованиями обязательно получает благословение Святейшего Патриарха. То же самое происходит не только в России, но и в других православ-ных странах, например в Греции, где организаторы спортивных турниров испрашивают благословение священноначалия. Вот и я нахожусь сегодня здесь по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского.
Отец Александр подчеркнул, что Православная Церковь положительно относится к гармоничному физическому развитию людей. Священник сказал, что и сам он всю жизнь занимался силовыми видами спорта, а в последнее время тренирует насельников мужской православной общины по реабилитации наркозависимых, организованной им по благословению правящего архиерея при Александро-Невском соборе. Батюшка отметил, что спортивная нагрузка, несомненно, помогает в процессе реабилитации — физически тренированный человек имеет не только хороший мышечный тонус, но и эмоциональный, что отвлекает его от дурных мыслей и помыслов.
— Физическая культура, спорт уводят молодежь от пороков, которыми наполнено наше современное общество, — сказал священник. — По этой причине Православная Церковь не может не приветствовать людей, которые отвергают порок и собственным примером вдохновляют молодых людей следовать по их пути. Но материальное не должно заслонять духовного, цель и достижения не должно ставить во главу угла. «Не сотвори себе кумира» — вторая заповедь Божия. Если человек забывает о душе, то в его духовной жизни происходит мощный перекос,— сказал священник.
— В Священном Писании Господь говорит нам, чтобы мы прежде всего искали Царствие Небесное, а все остальное приложится. В человеке должен быть здоровый духовный стержень, который не надломится, не прогнется, а здоровье духовное мы можем найти только в истинной вере в Бога, в Православии, — сказал отец Александр.
На вопрос, как сами спортсмены относятся к тому, что на турнире присутствует православный священник, спортсмен-многоборец Геннадий Бардин ответил: «Святое дело! Славяне должны объединяться в Православной вере и идти по богоугодному пути. Ведь это не секта какая-то, это наше родное Православие. Верующие люди становятся чище, глупостей меньше делают, и духовные силы прибавляются. А это помогает и в спорте, где нужно уметь терпеть. А без духовных сил откуда взяться настоящему терпению?»
Геннадий Бардин уверен, что благословение батюшки обязательно укрепит спортивный дух участников соревнований, поможет им достойно вести нелегкую борьбу. Юрий Шумских из наукограда Кольцово — дедушка и тренер 11-летнего Александра — самого юного участника турнира, но уже имеющего за плечами второй взрослый разряд по тяжелой атлетике, уверен, что присутствие на турнире священника Александра Новопашина заставит людей по-иному взглянуть на спорт.
«Иногда говорят, что спорт и православная вера взаимоисключают друг друга, но я категорически с этим не согласен, — заявил послушник собора во имя святого благоверного и великого князя Александра Невского, мастер спорта по пауэрлифтингу Борис Левитан (правнук великого диктора Юрия Борисовича Левитана).
По словам спортсмена, напротив, эти вещи не нужно разделять. «Но я, конечно же, соглашаюсь со святоотеческим мнением, что нельзя переходить ту грань, за которой спорт уже становится самоцелью, когда используются любые средства ради высоких спортивных результатов. И это касается не только спорта. Как православный христианин, с этим я не могу смириться», сказал Борис Левитан.
Вера в Бога нужна всем, подчеркивает Борис Левитан. Она укрепляет духовно и, безусловно, помогает в работе. «Во время соревнований между подходами помолишься Господу и чувствуешь, как исчезает нервозность, приходит успокоение, появляется внутренняя уверенность, сосредоточение», — признается спортсмен.
Борис Левитан сказал, что знает многих спортсменов, которые носят свой нательный крестик не как украшение. По его словам, в спорте много людей верующих, но невоцерковленных. И то, что настоятель православного храма пришел к спортсменам, чтобы духовно их поддержать, наверняка сослужит хорошую службу — ведь своим приходом батюшка показывает спортсменам дорогу к храму.
По окончании турнира отец Александр обратился к спортсменам со словами назидания. «Нам всем хорошо известна фраза: «В здоровом теле — здоровый дух», — сказал батюшка. — Но мало кто знает, что в советское время «по идеологическим соображениям» эти слова, принадлежащие древнеримскому политическому деятелю и философу Цицерону, были вырваны из контекста. Философ говорил: «Молите богов, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Мы живем в православном обществе, и сегодня эти слова могут и должны звучать следующим образом: «Молите Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он укреплял вашу духовную жизнь, дабы вам не свернуть с правого пути и, что еще хуже, не увлечь кого-то за собой».
«В какую сторону направит свою силу сильный человек, зависит от его духовного состояния, — подчеркнул о. Александр. — Без твердого духовного стержня даже физически сильный человек может быстро деградировать, стать порочным. Поэтому хочется пожелать всем здесь присутствующим прежде всего не забывать молиться, чтобы в вашем здоровом теле был здоровый дух. И тогда будет благо и для вас, и для ваших семей, и для всего общества в целом. Желаю дальнейших побед, в том числе и на духовной ниве. Помоги, Господи!»
Александр ОКОНИШНИКОВ,
«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

С одной стороны, занятия спортом делают человека здоровым, сильным и выносливым, с другой -- спортивные успехи развивают честолюбие. Стоит ли православным приходам поддерживать спортивные инициативы своих прихожан? Ответы искал корреспондент «НС» Александр ЛАНИ.

Отец не благословил
До конца сезона Ивану оставалось сыграть в составе футбольного клуба «Крылья Советов» три матча, когда у него состоялся серьезный разговор с отцом. Ивану исполнилось восемнадцать, ему начали поступать предложения профессиональных футбольных клубов, сулившие спортивную карьеру. Отец, священник Рязанской епархии, настаивал на том, чтобы Иван ушел из профессионального спорта. Батюшка считал, что посвящать жизнь спорту неразумно, стремление к спортивным достижениям развивает в человеке азарт, тщеславие, уводит от веры, а травмы отнимают здоровье. Иван долго не мог смириться с отцовским решением. «Доиграю три матча, а потом… может, отец и передумает», -- решил он. Но в первой же игре во время атаки на ворота противника Ивана буквально снесли с ног. Встать с газона он уже не смог.
В больнице ему объяснили, что порваны связки и об игре в футбол придется забыть навсегда. «Лежа на больничной койке, я думал: что я делаю? зачем мне это надо? -- рассказывает Иван. -- До сих пор единственной мечтой моей жизни был футбол. Ни на что другое не оставалось времени. И вот все рухнуло. Выходит, отец был прав?» Ивану повезло: первоначальный диагноз оказался ошибочным. Здоровье вернулось, но с большим спортом он расстался. В сентябре юноша уходит в армию, надеется попасть в ВДВ: оказывается, можно заранее приехать в часть, пройти тестирование на пригодность и получить в военкомате направление именно туда. А пока тренирует подростковую сборную по мини-футболу московского Свято-Димитриевского храма. А также играет за храм в футбольном турнире среди воскресных и духовных школ на Кубок Димитрия Донского.


Спорт доступен каждому - мужчинам и женщинам, детям и взрослым, больным и здоровым. Важно найти свою меру

Волейбольная сетка на стене Лавры
«Семинаристы играют в футбол или волейбол (сетку натягиваем между семинарским корпусом и крепостной стеной) регулярно, -- говорит учащийся экстерната МДАиС Антон Глозман. -- В Лавре сегодня около 500 семинаристов, из них примерно 50 человек -- активно играющих в футбол. Давно замечено, что хорошая физическая форма благотворно влияет на умственную деятельность. Перед поступлением в МДАиС я окончил Бауманский университет, объем преподаваемых знаний там тоже достаточно высок, но в учебной программе обязательно есть уроки физкультуры Поиграл в футбол, хорошо выспался -- голова соображает лучше. Примерно половина семинаристов -- молодые люди 18-20 лет. Им необходимо куда-то сбрасывать энергию».
Год назад владыка ректор уже благословил создание футбольной команды МДАиС, так что с благословением на участие сборной МДАиС в турнире на Кубок Димитрия Донского проблем не было. «К слову, это были первые соревнования, где мы смогли помериться силами с достойными противниками», -- добавляет Антон.

Без мата и обид
Турнир по мини-футболу среди воскресных и духовных школ проводится уже второй раз. В этом году в соревнованиях, организованных Андреевским благочинием Москвы, участвовало восемь команд (в том числе команды МДАиС, ПСТГУ, Перервинской и Сретенской семинарий и три приходские). Победителем стала команда храма свв. апостолов Петра и Павла в Ясеневе -- «Витязь».
«Если вы начинаете заниматься на приходе спортом с молодежью, у вас увеличивается приток прихожан», -- говорит член комиссии по деятельности воскресных школ при Епархиальном совете Москвы священник Андрей Алексеев. Несколько лет назад приход св. вмч. Параскевы Пятницы в Качалове, где служит о. Андрей, сумел организовать стихийное желание юных прихожан играть в футбол. Сначала была игра между воспитанниками старших групп воскресной школы на заснеженном поле. Энтузиазм мальчишек был так велик, что они сами его и расчистили. Потом с одной из окрестных школ удалось договориться насчет спортзала для тренировок. А поскольку в школе тоже была своя футбольная команда, то сыграли и с ними. Узнав об этом, желание играть в футбол изъявили несколько воскресных школ и центров военно-патриотической работы Андреевского благочиния. В итоге по благословению благочинного о. Анатолия Кожи появилась спортивная лига воскресных школ во имя св. блгв. Димитрия Донского.
Сегодня только в Андреевском благочинии десять футбольных команд. Регулярно проводятся внутренние соревнования. «На них ребята учатся достойному отношению друг к другу, -- говорит о. Андрей Алексеев. -- Учатся обуздывать свои эмоции, работать над собой. А в конце матча подводим итоги: почему ты толкнул соперника? А как твой соперник отнесся к этому? А вот ты пришел к нам в первый раз: почему ты считаешь, что вправе ругаться матом? Да, есть железная чаша -- победный Кубок, которую ты можешь выиграть, но каков ты сам, получивший ее? И победа ли это, если ты завоевал ее, но вел себя недостойным образом?»
В команды принимают не только воцерковленных. «На матчи их участники приглашают своих друзей, пока еще далеких от православной жизни. Двери у нас открыты для всех, -- продолжает о. Андрей. -- Но при этом есть свои правила и принципы. Например, соревнования начинаются с молебна. На матче обязательно присутствие священника. Если кто-то из болельщиков непристойно ведет себя, например ругается, кричит, оскорбляя достоинство соперников, ему напоминают, что здесь это не принято».
Бывает, о. Андрей сам проводит тренировки. «Это повод для живого, неформального общения с ребятами. В это время они могут выяснить все волнующие их вопросы -- о Боге, о семье, об отношении к ближнему, об Отечестве. На последней тренировке я рассказывал мальчишкам, которые совсем недавно пришли в нашу команду, что такое исповедь. Потом они мне помогли отнести инвентарь в храм, наша беседа продолжилась. Понимаете, священник приходит на тренировку не для того, чтобы погонять мяч, а чтобы быть рядом с ребятами». Результаты такого общения не заставляют себя ждать. Кто-то из мальчиков вскоре приходит креститься, а кто-то на исповедь. Когда спортсмены из «Восхода» решили на день Святой Троицы всей командой исповедаться и причаститься, их подержали и те, кто бывает в храме только от случая к случаю. О. Андрей не исключает, что скоро в Москве появится спортивная лига, объединяющая воскресные школы всего города.



На Первом спортивном турнире для православной молодежи «Покровские Старты», который состоялся 19 ноября 2006 года во Дворце Спорта «Динамо», участники состязались во всех видах спорта - от шахмат до восточных единоборств

Батюшка в кимоно
Но не только футболом занимаются на приходах. Например, в Екатеринбурге при храме Вознесения Господня уже несколько лет существует молодежный клуб «Вознесение». По словам алтарника Вознесенского прихода Алексея Кирилова, спортивные секции (футбол, волейбол, баскетбол, лыжи, коньки, тяжелая атлетика, водный туризм) посещают примерно 30 человек. Чтобы записаться в секцию, необязательно быть прихожанином: «через спорт мирская молодежь начинает воцерковляться». Молодежь здесь понимают широко -- спортсменам от 18 до 40 лет, из них около 40 процентов -- женщины. Девушки занимаются всеми видами спорта, за исключением тяжелой атлетики. Неудивительно, что на Вознесенском приходе молодые православные люди находят себе пару и заключают браки. «В городе шутят, что у наш клуб создан специально для этого», -- смеется Алексей. Все занятия, даже в тренажерном зале, бесплатные. Дело в том, что среди прихожан екатеринбургских храмов есть и владельцы тренажерных залов.
А в Курчатовском районе Курской области настоятель Богоявленского храма села Быки о. Сергий Пашков преподает детям уроки дзюдо (батюшка -- мастер спорта). В соседнем селе Макаровка, где он живет, юных дзюдоистов уже около 30 человек. По четвергам после тренировки о. Сергий беседует с ребятами о вере и православной культуре. У самого о. Сергия четверо детей, все тоже занимаются дзюдо. По подсчетам батюшки, примерно треть юных спортсменов стали время от времени исповедоваться и причащаться, хотя раньше были далеки от Церкви. «Я никогда не навязываю веры. Может быть, мои беседы не сразу принесут плоды, а через десять-двадцать лет ребята уже сознательно придут в храм. В этом я надеюсь на милость Божию».
Казалось бы, облаченный в кимоно батюшка может подорвать свой авторитет, разрушая привычный образ священника. Но видя, что в селе нашелся хоть один человек, который безвозмездно занимается с детьми, не знающими, куда девать свободное время, сельчане прониклись к о. Сергию доверием. Добрая слава -- священник неравнодушен к детям -- увеличила число прихожан.
«Если из спорта исключить гордыню и стремиться к первенству для того, чтобы научиться защищать своих близких и свой дом, почему бы не заниматься спортом? -- размышляет о. Сергий. -- Сам я всегда ходил по улице спокойно, хоть и не был олимпийским чемпионом. Но смотрю на некоторых мужчин -- они собственной тени боятся! Плохо это, ведь в Откровении сказано -- Царство Божие не есть удел боязливых».

Приходская качалка
«Девушка, осторожней, сигареткой не обожгитесь!» -- смеется Владимир Сергеевич вслед курящей барышне. «Не могу спокойно смотреть, как молодежь гробит свое здоровье, особенно если девчонки и женщины дымят», -- переживает тренер секции тяжелой атлетики Свято-Димитриевского храма (Москва). Ему 67 лет, в спорте с 16, 20 лет проработал в цирке: демонстрировал акробатические номера. Болезнь позвоночника уложила в постель. Однажды приснился ему сон из детства. Будто стоит он на площади посреди села, куда весной из амбара выносили двухпудовую гирю, и все, кто хотел, поднимали ее. В 16 лет двумя руками Владимир поднимал гирю 15 раз. Проснулся с одной мыслью -- вот как можно восстановить здоровье. Начал тренироваться. Сначала подползал и вставал по стенке. Укреплял спину разными упражнениями. Потом купил гантельки по 2 килограмма, потом штангу на 80 килограммов, потом -- на 132. По телевизору призывали заниматься с молодежью. Этому он и решил посвятить свою жизнь. Обошел все инстанции, просил зал для бесплатных занятий с детьми. Ничего не добился. Однажды пригласил священника пособоровать своего пожилого тестя. Священник, о. Александр Ковтун из храма Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане, увидел гири, гантели и предложил Владимиру Сергеевичу заниматься физкультурой в воскресной школе с ребятишками.
С помощью прихожан нашли зальчик. Занимался там Владимир Сергеевич не только с «мелкотой», подтянулись и приходские подростки. В секцию тяжелой атлетики пришли даже бабушки! Самой старшей был 81 год. Они тоже гантели поднимали, только легкие, по силам. А другая, 60-летняя, -- 25 раз и левой и правой рукой поднимала аж 8 килограммов, а лежа отжимала штангу 35 килограммов. Конечно, под бдительным присмотром тренера. Так продолжалось больше трех лет, пока помещение не отобрали под коммерческие цели.
Но долго без общественной работы дедушке-«качку» сидеть не пришлось. Вскоре он познакомился с диаконом Свято-Димитриевского храма Иваном Захаровым. Молодой диакон, курирующий спортивную работу при храме (футбол, водный, горный и велотуризм), предложил тренеру заниматься с молодежью. За некоторое время до этого группа инициативных прихожан стала приносить в подвал, переделанный под небольшой спортзал, гири и штанги, покупать вскладчину спортивные тренажеры. Сейчас тяжелой атлетикой при Свято-Димитриевском храме занимаются 12 человек. Возраст -- от 14 до 26 лет. Для каждого Владимир Сергеевич подобрал индивидуальную программу. И учит не только гирю тягать, но защищать слабых, всем помогать, не реагировать на личные оскорбления. «Разовьется ли у человека гордыня оттого, что у него крепкие мышцы, зависит от тренера. Я учу ребят другому -- постоять за себя и уметь защитить своих близких».


Приходской хоккей в храме св.блж.Ксении Петербуржской (РПЦз) в г.Канате (Канада)


Тяжело в ученье, легко в бою
«Физкультура может быть хорошим подспорьем для приведения современных молодых людей в состояние, когда они смогут вообще над чем-то задуматься. А то у них глаза в разные стороны бегают, собраться в одну точку не могут. У них потерян волевой компонент. Но духовная жизнь без этого компонента невозможна», -- считает настоятель Успенского храма города Курчатова Курской области протоиерей Роман Братчик. Значит ли это, что священники могут заниматься спортом только из «педагогических» соображений? Оказывается, нет. «Я много жил в деревне. Там за день так намашешься, напрыгаешься, что только бы до дому дойти. И настоящему монаху, если он делает столько поясных поклонов, сколько положено, спорт не нужен. А в большом городе мы почти не двигаемся, и здесь без физкультуры нельзя. Поэтому летом я много плаваю, зимой хожу на лыжах километров по восемь-десять. И в тренажерном зале занимаюсь. Поддерживаю форму. А как без этого? Смотрю на многих своих сверстников (мне 47) -- инвалиды, все время заняты лечением», -- говорит клирик храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе (Москва) священник Григорий Ковалев.
Многие батюшки с удовольствием вспоминают, как занимались спортом в молодые годы: «Я заканчивал в Москве 57-ю математическую школу, -- говорит протоиерей Андрей Воронин, настоятель храма Преображения Господня в городе Нерехта Костромской области. -- Когда поступили, нас собрал учитель физкультуры и сказал: «Думаете, вы сюда математикой пришли заниматься? Нет, здесь главный предмет -- физкультура. Когда вы это поймете, сможете заниматься математикой». И был прав. Мы выигрывали международные математические олимпиады, но без спорта никто из нас не выдержал бы в той школе учебных нагрузок». Священник Михаил Резин, настоятель Знаменского собора города Ардатова Нижегородской области: «Регулярно я спортом не занимаюсь, хотя понимаю, что для здоровья это нужно. Когда-то занимался борьбой, боксом, много ездил на велосипеде, ходил в пешие походы высоких категорий сложности. Надо содержать тело в нормальном состоянии, это же храм души». Однако у батюшек, конечно, времени на спорт обычно нет. «Можно сказать, что занимаюсь автоспортом, -- смеется священник Алексий Кульберг, настоятель храма Рождества Богородицы в селе Великое Ярославской области. Поскольку я служу в одной епархии, а семья живет в другой, мне приходится два раза в неделю преодолевать расстояние в триста километров -- настоящее ралли. А по поводу спорта... “Тяжело в учении -- легко в бою”. Спорт -- это учение, подготовка к чему-то. А священническое служение -- это уже бой».



К сожалению, пока большинство приходских секций - для мужчин. Сестры Свято-Димитриевского училища сестер милосердия в ожидании, пока дойдет очередь и до них, гоняют мяч на перемене


Не случайно сегодня в церковной тематике очень часто поднимается вопрос об отношении к физической культуре и спорту. Почему именно сейчас, как никогда актуален этот вопрос? Сегодня эту на эту тему рассуждает преподаватель физического воспитания, кандидат в мастера спорта по легкой атлетике, вице-президент Ассоциации православных родителей Николай Соколов.

Почему возникает вопрос о полезности или не полезности занятий физической культурой и спортом среди православных людей? Казалось бы, все из нас хотят быть здоровыми, сильными, не болеть. Но полемику в этом вопросе заводят некоторые противники здорового образа жизни, которые считают, что физическая культура и спорт не нужны для спасения души человека, а может быть, даже являются греховными занятиями для православного христианина. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

«Когда мы читаем евангельские отрывки о том, как Христос воскресил мертвого или исцелил тело человека, мы редко задумываемся о том, что человеческое тело означает для Самого Бога, с любовью создавшего его для вечной жизни, и что оно должно бы означать для нас самих»,- говорил в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский. И действительно, наши тела сотворены Богом, сотворены физически совершенными, в которые Господь «вложил свою любовь». Апостол Павел писал: "Прославляйте Господа и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии." (1 Кор.6,20)

По сути, здоровье нашего тела, отличные физические данные - это бесценный дар Божий. Так стоит ли верующему пренебрегать этим даром? Ответ на этот вопрос мы находим в православной аскезе, которая учит, что жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души, и достижение телесного здоровья – не цель для христианина. Потому правильнее было бы говорить не о том, мешает ли тело спасению, а о том, как тело может ему помочь. Об этом мы и поговорим.

Святы отцы о физкультуре

В святоотеческих творениях есть конкретные рекомендации христианам, занимающимся физкультурой. Например, знаменитый учитель христианской Церкви Климент Александрийский в своем знаменитом «Педагоге» писал: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья - лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего». Отцы Церкви порицали в спорте то, что уводит человека от Бога, иссушает и убивает его душу, иными словами, то, что противоречит истинным христианским ценностям.

На оздоровительное значение лечебной физкультуры указывал и святитель Феофан Затворник. Он рекомендовали людям умственного труда заниматься гимнастикой. К примеру, святой советовал прочитать книжку о «комнатной гимнастике», где приводятся различные упражнения для рук, ног, туловища, шеи и головы. В письме к своему духовному чаду он писал: «Здоровье надо беречь. Здоровье – что лошадка. Загонишь – ехать не на чем». Святитель рекомендовал каждый день хотя бы час гулять на свежем воздухе, спать и есть строго по потребности организма, воздерживаться от винопития, отказаться от сидячего образа жизни и по возможности заниматься интенсивной физической работой. Всё это надо четко исполнять, дабы «сделаться совсем недоступным для немощей».

И святой праведный Алексий Мечев своему духовному чаду советовал заниматься физическими упражнениями. Он рекомендовал «заниматься гимнастикой, чтобы бороться с праздностью и развивать в себе волю, а некоторые современные миряне ,- писал святой,- о физкультуре даже слышать не хотят. Вероятно, это связано с тем, что они неверно понимают христианский аскетизм и в буквальном смысле стараются умертвить свою плоть ». Хотя, по выражению преподобного Пимена Великого: «Мы убийцы не тела, а страстей ».

К сожалению, действительно бывает так, что сами христиане не понимают этого, и страдают от своих болезней, которые возникают от безответственного отношениия к своему здоровью. У таких людей зачастую не находится уже сил и к духовным упражнениям. Да еще и распространенный стереотип «скорбности и внешнего смирения» христианина бывает своеобразным аргументом не укреплять своё здоровье через физические упражнения, которые, по их мнению, не совместимы с Православием. При всех тех положительных моментах, которые происходят от болезни в духовном состоянии человека, все же нельзя согласиться, что попустительство в отношении своего здоровья это благо. И если говорить о православном подходе к этому вопросу, то противники телесного оздоровления не должны забывать «социальный» аспект физического здоровья. Ведь если мы болеем, то не можем помогать не только другим, но часто нашим близким приходиться смотреть за нами. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающим и, в конце концов, в старости не быть обузой для родных.

Мне кажется, в определенном смысле ответом на вопрос о цели занятий физкультурой являются слова святителя Игнатия(Брянчанинова): «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху». Иначе говоря, врачевать движением и поддерживать свой организм в хорошей спортивной форме православным нужно для того, чтобы с полной отдачей служить Богу и близким. Ведь как ни крути, но помочь другим в бытовых нуждах или экстремальных ситуациях в полной мере может лишь тот, кто сам крепок духом, здоров и силен.

Известно, что святая преподобномученица Елисавета занималась спортом, плавала, играла в теннис, и нередко, поздравляя своих близких с церковными праздниками, желала им помимо душевного спасения еще и крепкого здоровья, которое необходимо, - как она писала,- «чтобы были силы молиться». Впоследствии ее физическая подготовка позволяла ей выдерживать очень тяжелые нагрузки настоятельницы Марфо-Мариинской обители.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский по утрам старался выходить в сад, где совершал перед началом напряженного дня прогулку и читал свое молитвенное правило.

Святитель Иоанн Златоуст отмечал, что в изнеженном и расслабленном теле чувства находятся «не в здравом состоянии, но слабы и безжизненны; а без этого нет и приятного ощущения здоровья». Всё в мире портится от бездействия. Вода стоячая загнивает, и железо, лежащее на открытом воздухе без применения ржавеет. Так и человек.

Роль физкультуры в нашей жизни

«Физический труд играет важную роль в формировании нашей личности и преодолении греховности, потому что учит нашу душу сосредоточенности, целенаправленности, активности и многому другому,- писал священник Георгий Рябых. К сожалению, сейчас люди, живущие в больших городах, не имеют возможности трудиться физически: скорее, упор делается на ум и на эмоциональную сферу. Тело в условиях комфортабельной жизни просто деградирует... А страдает в итоге душа: расслабленный организм быстро устает и чаще болеет, оттого человеку становится трудно молиться, трудно общаться с людьми и делать добрые дела. Поэтому жизненно необходимо давать телу какую-то нагрузку, тренировку. Но важен тут, конечно, не сам спорт как таковой – тем, кто превращает физические нагрузки в самоцель, он может быть и не полезен. Если же спорт дает возможность донести до других людей некие важные, с христианской точки зрения, ценности, занятие им может способствовать спасению. Но когда спорт – только зрелище, когда цель человека – исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности – тогда спорт лишь уводит человека от Истины».

Православный врач К.В. Зорин утверждает, что «рациональные занятия физкультурой и спортом воспитывают твердость, целеустремленность и мужество характера, умение владеть собой в экстремальных ситуациях и преодолевать неизбежные жизненные трудности, развивают силу, пластичность и выносливость. А праздность и леность делают человека вялым, незакаленным. Хилое, нетренированное или, наоборот, изможденное неумеренными нагрузками тело нередко калечит и психику: расслабляет волю, формирует комплекс неполноценности, снижает жизненный тонус, доводит до депрессии… Таким образом, христианство провозглашает разумное физическое воспитание действенным методом укрепления здоровья, повышения и сохранения высокой работоспособности, бодрости и творческой активности. Слава Богу, когда люди развивают физические дарования и таланты, вложенные Творцом в природу человека».

Апостол Павел напоминал, что телесное здоровье – не самодостаточно и не есть самоцель. Оно призвано лишь обеспечить нормальную жизнедеятельность человека. При этом духовное здоровье несомненно важнее. Для его приобретения телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно (1 Тим.4,8). Но обратим внимание: «мало полезно» - не значит «вредно».

По мысли апостола, видя стремление спортсменов выиграть состязания, христиане должны делать для себя нравственные выводы, воодушевляться на подвиг веры. Подобно спортсменам, все мы призваны быть, во-первых, такими же упорными, но в борьбе с грехом, а во-вторых, - такими же усердными, но в достижении духовных побед. Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного (1 Кор.9,24-25).

«Безголовая педагогика»

Колоссальные психические нагрузки, которые предъявляет нам сегодня современный мир, требуют от человека большого запаса и прочности жизненных и физических сил, чтобы противостоять всем негативным воздействиям.

Cегодня даже дети начальных классов находятся в состоянии постоянного стресса в необъявленном эксперименте по определению прочности неокрепшей нервной системы ребенка. Долго ли еще выдержит организм ребенка, у которого школьный день с серьезными учебными нагрузками длится, как ненормированный рабочий день взрослого человека? Плюс различные кружки и секции, в основном, творческие, где дети опять сидят : рисуют, играют на музыкальных инструментах, учат иностранные языки и т.д. А вечером дома – домашнее задание, и если остается время, то непременно телевизор и компьютер, - и так каждый день. Даже если при этом дети правильно питаются, достаточно спят, их организм все равно с возрастом истощается из-за нехватки движения. И как результат, сегодня многие дети уже к среднему школьному возрасту становятся слабыми, имеют нарушения осанки и различные психосоматические расстройства. Движение - это не полезная добавка для улучшения состояния здоровья, а необходимое условие нормальной работы организма.

То количество часов, которое выделено в школьной программе на физкультуру совершенно недостаточно. Сегодня специалисты единодушны в том, что растущему организму необходимо никак не меньше 8 часов физкультурных занятий в неделю, а оптимально около двух часов физической активности в день. Из них на занятия физкультурой в пределах школьного расписания отводится всего 1,5 часа (два урока) в неделю. Дай Бог, чтобы ситуация в ближайшее время изменилась, и в школах добавили еще хотя бы один час занятий физкультурой в неделю. Кстати, и распределять эти часы нужно грамотно, распределяя их равномерно в течение всей неделе, а не делать подряд два-три урока в один день. Я не говорю здесь о качестве уроков, когда во многих школах до сих пор преподаватель бросает детям мяч и те ближайшие 45 минут занимаются, то ли регби, то ли баскетболом, но никак не физической культурой. Кроме уроков физкультуры хорошо бы ввести за правило перед уроками делать несложные упражнения, а также небольшие на 1-2 мин. паузы и во время занятий для разгрузки глаз и снятия мышечного напряжения. Остальные же часы помимо уроков нужно добирать самостоятельно за счет занятий в спортивных кружках, секциях, прогулками на свежем воздухе. И если из этого времени хотя бы часть времени родители проведут вместе с сыном или дочкой это будет и полезное семейное общение, и общий вклад в сохранение здоровья не только ребенка, но и родителей.
В свое время К.Д.Ушинский писал: "Для нас любая нехристианская педагогика - вещь немыслимая, безголовый урод, деятельность без цели и без результата впереди". Думаю, что педагогика в области физкультуры у нас сейчас именно такая - " безголовая" и однобокая.

Почему сейчас много внимания уделяется этому вопросу? Да потому что раньше, когда физический труд был в нашей жизни, человек развивался органично: в старину люди не знали половины современных болезней. Поэтому надо стремиться привить понимание того, что физические упражнения - это ежедневная необходимость, благодаря которым утверждается жизнелюбие и здоровый образ жизни, а не пассивная жизненная позиция и хроническая усталость. Физическая культура должна быть средством решения жизненных задач.

О православной культуре и культуре здоровья

Недавно Святейший Патриарх Кирилл, выступая на встрече с молодежью в Нижнем Новгороде, в частности, сказал: «Занятие физической культурой так же важно, как и овладение духовной культурой. Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности – как Божественное и человеческое было соединено в единой богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа. На этом сочетании того и другого строится вся человеческая жизнь …Я очень положительно отношусь к физкультуре и спорту, и вот почему: физическая культура направлена на развитие, на совершенствование нашего физического естества. И это действительно так, иначе мы не употребляли бы слово «культура» по отношению к спорту», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

Неслучайно этот вопрос был затронут в молодежной среде. Ведь для детей, учащейся молодежи физическая культура должна быть несравненно больше, чем обычный школьный урок. Это немаловажная часть формирования целостной культуры человека. Достаточно ли знать историю и литературу, получить высшее образование, чтобы называться культурным человеком? И разве включает культура поведения лишь умение пользоваться ножом и вилкой, здороваться и уступать место в транспорте? Оказывается, существует и необходимы человеку еще культура тела, культура питания, культура движений, культура поведения, составляющие в целом культуру здоровья. И чтобы быть здоровым во взрослой жизни, познавать эту культуру надо с самого раннего детства, а еще лучше, если познавать её будут будущие родители, намереваясь рожать здоровых, крепких детей.

Так нужна ли православному, церковному человеку культура тела? К сожалению, в православном сознании закрепился односторонний закоренелый взгляд на физическую культуру, как на сферу развития только двигательных способностей человека, которое часто способствует развитию тщеславия и других греховных наклонностей.

Иван Ильин в своей работе « Основы православной культуры» ставит наболевший вопрос: «Не объясняется ли процесс отхода масс от православной Церкви помимо массового духовного кризиса, еще и тем, что христианство доселе не побороло в себе мироотречного уклона, который не учит ответственно входить в мир и радостно творить в нем во славу Божию». Мне кажется, именно об этом говорил Святейший Патриарх перед молодежью в Нижнем Новгороде.

Православный человек должен быть примером для всех, не только проявляя свою порядочность, честность, доброту и другие добродетели, но и быть образцом физически гармоничного человека. Христианин не имеет права быть бескультурным по отношению к своему телу и здоровью. Еще раз хочется привести известные слова апостола Павла, который, говоря о грехах против тела предельно ясно обозначил, «что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа …» (1 Кор.6.,20.) А физическая культура – непременное условие гармоничного развития, как человеческой личности, так и здорового тела.

«Все мне позволительно, но не все полезно…»

В Основах социальной концепции РПЦ сказано, что «… для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом ». Хочу обратить внимание, что здесь речь идет именно о профилактике заболеваний и поддержании здоровья. Что же касается профессионального спорта, где преобладают колоссальные физические нагрузки, способные надорвать здоровье и психику человека, и особенно молодого, и где, кроме того, через желание победы возбуждаются и поощряются в душе спортсмена такие сильнейшие и губительные страсти, как азарт, ненависть к сопернику, гордыня, тщеславие и сребролюбие, то вряд ли эти занятия направлены на поддержание здоровья и будут спасительными. Вспомним также и об использовании запрещенных наркодопингов со всеми разрушительными для психики человека последствиями.

По поводу того, каким видом спорта можно заниматься, а каким нежелательно единого мнения нет. Но практически всегда в зону критики попадают такие виды, как аэробика, фитнес, спортивные танцы, синхронное плавание и т.п., поскольку они состоят из сексуально-чувственных телодвижений, представляющих собою соблазн, как для самого спортсмена, так и для окружающих его людей. Мода на фитнес, культуризм пришла к нам с Запада. Культ красивого тела – явление чисто языческое, свойственное античной культуре. Сейчас это целая индустрия, которая имеет под собой некий культ, свою религию, своих богов и иконы – изображения обладателей лучших, наиболее красивых тел, свои атрибуты, принципы питания и т.п., - вся жизнь человека посвящена здесь возделыванию своего тела. Если из занятий спортом делать культ, возводить это на уровень страсти, прилепляться к этому всей душой, и кроме развития своего тела ничего вокруг другого не видеть, это, естественно, не душеполезно.

Не приветствуются также занятия восточными единоборствами, боевыми поединками, где повреждается лицо и тело человека, как носителя Образа Божьего.

Еще один важный аспект: профессиональный спорт – это шоу, связанное с огромными деньгами. На эти зрелища ходят фанаты, которые на трибунах во время матчей впадают в массовый экстаз. Так дается коллективный выход темным эмоциям толпы: неистовые крики, душераздирающий блатной свист и безобразный мат-перемат. Это называется - "культурно провести время". А что делается при этом в душе самого спортсмена-кумира, какие душепагубные страсти овладевают всем его существом болельшики даже и не ведают. Об этом писал еще Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправлялись на скачки, где «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, или лучше, плач».

Каким видом спорта заняться?

Перед православными педагогами и родителями непременно рано или поздно встанет вопрос, как организовать детский досуг с пользой для здоровья. Наверное, надо решать этот вопрос родителям и педагогом совместно с опытными священниками. Примечателен ответ на этот вопрос игумена Евмения, который сказал, что надо выбирать те виды, которые не вызывают чувства агрессии, где меньше травматизма, где проявляется командное единство… Занятия боксом могут нанести увечья и развить грех рукоприкладства; в занятиях регби – много шума и толкотни; акробатика – это повышенная опасность падений и травматизма. Наиболее оптимальные виды спорта – это игровые, такие как: волейбол, баскетбол, водное поло и др. Занимаясь ими, юноша или девушка чувствуют свою ответственность перед командой; эти виды спорта развивают игровое мышление, двигательную координацию, наблюдательность и подвижность… Спортсмены этих видов менее заносчивы и агрессивны, чем хоккеисты или футболисты. Кроме игровых видов спорта хотелось бы порекомендовать виды, где спортсмены преимущественно занимаются на свежем воздухе. К ним отнесем лыжный спорт и биатлон, греблю, конькобежный спорт, велоспорт и ходьба. Эти спортсмены, ласково называемые «циклики», обычно миролюбивы, спокойны и ответственны в своих поступках.

Что же касается обычной физкультуры, то для христиан вполне приемлем целый ряд самых простых и эффективных упражнений, которые мы все разучивали еще в школе. Но, занимаясь физкультурой, христианин должен всегда чувствовать меру. Обычные физкультурные занятия мужчины не должны перерастать в страсть накачивать мышцы, а забота женщины о теле – переходить в самоцель получения вожделенной талии для пленения окружающих своей телесной красотой.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, отмечу: православным можно и нужно разумно заниматься физкультурой и спортом во славу Божию, то есть поступать так, как сказано в Писании: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». И если нашей целью будет воспитание, оздоровление собственной души, в том числе и через физические нагрузки, то этот внутренний ориентир не даст нам сбиться с правильного пути.

И еще одно важное замечание: физическая сила как развитие двигательного аппарата – это одно, но еще есть сила духа, которой славились и богатыри, и святые. Очень много примеров, когда физически человек очень силен, но слаб духом, и не может оказать достойного сопротивления даже уличному хулигану. А бывало, что человек немощен, физически слаб, но настолько силен духом, что перед ним отступали полчища воинов.

Но даже, если по разным причинам человек не занимается физкультурой или спортом, и если святая Православная вера потребует однажды от российских мужчин-христиан самоотверженного физического подвига для защиты Отечества, его православных святынь и всех наших ближних - женщин, стариков и детей, - наверняка, многие из них, с помощью Божией, сумеют повторить добрый пример святых иноков Пересвета и Осляби, святого праведного воина Феодора Ушакова, которые, хоть и не занимались спортом, но отличились в истории на века тем, что соединив свою отменную физическую силу с несокрушимой духовной молитвенной мощью, деятельно способствовали возрождению Святой Руси.

Внимание: C декабря в Академгородке организуются занятия по оздоровительной гимнастике для детей с нарушениями осанки и всех желающих укрепить свое здоровье. Тренер-преподаватель, инструктор ЛФК - Соколов Николай Николаевич. Расписание занятий и запись по тел: 213-27-12

Рассказать друзьям