Философия йогического учения. Философия йоги Йога как философия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

История йоги насчитывает более 5000 лет. Её интегрированная система включает религию, философию, медицину, исторические традиции и множество других аспектов. Начинающему легко потеряться в обширной йогической практике, древних разновидностях и современных течениях, поэтому в нашей статье представлен краткий обзор системы и её богатые традиции.

История йоги

Самые ранние археологические свидетельства существования йоги можно найти в каменных печатях, на которых изображены её позы (асаны). Найденные печати относятся к 3000 г. до н. э. Учёные полагают, что система существовала и ранее: они относят её начало к шаманизму каменного века.

Оба течения имеют одинаковые черты - направлены на излечение членов сообщества и предписывают людям соблюдение определённых правил организации жизни. Историю йоги делят на четыре периода: Ведический, предклассический, классический и постклассический периоды.

Ведический период отмечен возникновением Вед - священного писания о брахманизме, основе современного индуизма. Веды - старейшее из ведических учений: часто его называют ведической йогой. Основной принцип этого учения - Риши, это философская система, которая учит жить в божественной гармонии и видеть конечную реальность через интенсивную духовную практику.

Предклассическая йога - это 200 писаний Упанишад, которые описывают и объясняют учение Вед через три основных предмета: конечную реальность (брахман), переходящее «Я» (атман) и взаимосвязь между ними. На этом этапе учение становится тесно связано с буддизмом. Здесь усиливается важность медитации и практики физических поз (асан).
К этому же этапу относится создание Бхагавад-Гиты, или Песни Господа (около 500 г. до н. э.) Этот трактат даёт начало новому течению в йоге. Он становится попыткой объединить бхакти-йогу, джняна-йогу и карма-йогу в учение о том, что живой человек должен быть активным, а его действия - иметь добрую практическую направленность и противостоять злу.

Классический период отмечен творением Патанджали в I–II столетии н. э. - это «Йога-сутра»: она является попыткой объединить накопленный духовный опыт и усовершенствовать его. «Йога-сутра» состоит из 195 афоризмов, или сутр, которые излагают её основополагающие 8 принципов: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи.

Знаете ли вы? Истоки йоги являются предметом многочисленных дебатов. Консенсуса относительно хронологии или происхождения не существует, кроме того, что она развивалась в Древней Индии. Хронология самых ранних текстов, описывающих практику йоги, также не ясна.

Эпоха классической йоги длилась несколько столетий. На смену ей пришли тенденции пост-классического периода развития. В отличие от предыдущих этапов, современная йогическая практика не стремится освободить человека от реальности, она скорее учит принимать реальность и жить в данный момент. Для нашего времени характерны труды гуру Свами Шивананды. Его основная работа описывает 5 модифицированных принципов йоги:

  • Савасана - правильное расслабление;
  • Асана - правильное физическое упражнение;
  • Пранаяма - правильное дыхание;
  • Правильная диета;
  • Дхьяна - позитивное мышление и медитация.

Философия йоги

Йога - это дуалистическая философия. Она рассматривает взаимодействие двух основных объектов: пуруша - чистого сознания, и пракрити - материи. Каждое существо - это проявление одной из форм связи этих объектов. Живое существо объединяет тело и разум. Если человек живёт в соответствии с этическими принципами, то это ведёт его к мокше, духовному освобождению.
Философию йоги отлично передаёт притча о божественности. Брахма, создав первых людей сделал их равными богам. Но люди использовали его силу неправильно: они не были праведны и честны. Брахма отобрал у них божественность и долго думал о том, куда бы её спрятать так, чтобы до неё могли добраться только те, кто обладает чистыми помыслами и высокими моральными качествами. Поэтому он спрятал божественность внутри человека и дал ему йогу как путь к ней.

Это совокупность практик и принципов, которые ведут человека к обретению божественности. В классической системе этих принципов 8, в пост-классической - 5. Это можно трактовать так: главная цель - это достижение освобождения сознания, а то, сколько ступеней к нему ведёт, не так уж и важно.
Некоторые считают, что йога - это религия, но это не так. Её используют представители разных религий. Скорее, это методы работы над собственной духовностью, совершенствованием физического тела и разума. Также нельзя сказать, что это упражнения, направленные на укрепление здоровья. Философия учения рассматривает гармонизацию тела, разума и духовности и предлагает их совершенствовать в комплексе.

В философии выделяют следующие свойства:

  • этичность - достижение мира и гармонии между людьми;
  • эмоциональность - позитивное мышление и привязанность к ближним;
  • практичность - управление физическим телом;
  • интеллектуальность - управление разумом;
  • духовность - освобождение от страстей и достижение гармонии духа.

Знаете ли вы? Лучшим временем для занятий йогой считается рассвет. Именно в это время жизненная энергия несёт максимальную целительную силу. Также считается, что положения рук (мудры) влияют на интенсивность потока жизненной энергии.

Восемь ступеней достижения

Классическая йога-сутра Патаджали базируется на 8-этапном пути для воссоединения человека с божественностью:

  1. Яма - это базовая начальная ступень, на которой йог должен выработать в себе этические ценности и научиться без негативных реакций учитывать социальные ограничения.
  2. Нияма - вторая ступень, на которой человек учится быть счастливым, погружаться в позитивное мышление и пребывать в нём.
  3. Асана - третья ступень, развивающая физическое тело.
  4. Пранаяма - ступень, на которой осваивается контроль или способы управления дыханием.
  5. Пратьяхара - это достижение состояния блаженства, независимо от правильности позы и техники дыхания; это итоговое слияние Асаны и Пранаямы с выходом человека за органы восприятия.
  6. Дхарана - это этап, характеризующийся медитацией без мыслей.
  7. Дхьяна - глубокая медитация, слияние с духом.
  8. Самадхи - внутреннее пробуждение истинной сущности.

Видео: классическая йога-сутра Патаджали Этапы следуют в определённой последовательности. Освоив один, человек может переходить к следующему, не забывая о том, что он продолжает следовать усвоенным принципам каждого предыдущего этапа. Осваивая этап, человек гармонизирует физическое и духовное начало, учится концентрироваться, достигать полного умиротворения и единения с божественностью.

Виды йоги

Древние йоги считали, что для того, чтобы пребывать в гармонии с собой, тело, разум и дух человека должны быть в гармонии с окружением. Различные виды йоги были сформулированы и совершенствовались как средства достижения и поддержания этого баланса. Совершенствование человека происходит с помощью специальных упражнений.
Основные направления йоги рассмотрим далее. Существуют также и другие направления. Некоторые из них очень древние, другие только начали развиваться в настоящее время.

Знаете ли вы? Дога - это разновидность йоги, которая появилась в Нью-Йорке в 2002 году. Её цель - достижение гармонии с питомцами. В рамках курса собаки могут самостоятельно выполнять упражнения или быть реквизитом для асан хозяев. Проект Сьюзи Тейтельман первоначально назывался «Йога для собак».

Раджа-йога

Синонимичные названия классической йоги: , йога-сутра, восьмиступенчатая йога, йога самоконтроля. Её основоположник - мудрец Патанджали (I в. до н. э.), легенды говорят о его божественном происхождении. Учение основано на постижении 8 принципов, которые были изложены Патанджали в его труде - «Йога-сутре».

Освоение каждой ступени - это совершенствование одной из составляющих личности, в результате которого увеличивается количество доступной человеку энергии. Раджа-йог считает себя основным в системе мира и поэтому совершенствуется, его участь - быть хозяином самому себе. Раджа-йога обучает человека дисциплине и поддержанию чистоты во всём: теле, разуме, духе.

Видео: Раджа-йога

Джняна-йога

Или йога разума - это путь, на котором совершенствуется ум, интеллект человека. Она ведёт человека по пути самосовершенствования через изменение его знаний о мире и о самом себе. Джняна-йога исходит из постулата, что неправильные или «злые» поступки совершаются от незнания. Побеждая незнание, человек движется на пути к божественному знанию. Джняна-йог, используя учение как метод, сам познаёт мир через медитации и ощущение истины.

Видео: Джняна-йога

Карма-йога

Или йога служения считает, что то, где вы сейчас есть, и ваше состояние - это результат предыдущих действий. И ваша задача в настоящем - это правильное выполнение возложенных на вас задач, без беспокойства о результате. Принципы учения изложены в индийском эпосе - Махабхарате, в виде беседы между принцем Арджуной и Кришной, который находится в облике колесничего Арджуны.

Видео: Карма-йога

Знаете ли вы? В настоящее время существует более 100 различных школ йоги. Хотя каждая школа имеет разные практики, у них есть единая цель: состояние чистого блаженства и единства со Вселенной.

Бхакти

Или йога преданности - это путь, направленный на развитие любви к богу посредством служения. Именно этот путь чаще всего соблюдается в Индии. Бхакти представлена множеством течений, как монотеистических, так и пантеистических. Бхакти-йоги поклоняются Шиве, Кришне, Вишну, безграничному абсолюту (Брахман), другим божествам.

Это древнейшее учение о воздействии звука на организм человека, а также его разум и интеллект. При этом воздействует не просто любой звук, а особенный - мантра. Это может быть звуковая комбинация, считающаяся священной, молитва и т. д. Если практиковать мантра-йогу достаточно долго, то считается, что она приводит к стиранию старой кармы.

Тантра-йога, или йога ритуалов - это выполнение священных ритуалов. Так, например, обход вокруг священной для буддистов горы Кайлас считается избавляющим человека от всех его грехов. Путешествие длится несколько дней, во время которых путешественник погружается в единение с божеством.
Этот вид йоги получил своё название от священных текстов - тантр, в которых изложены диалоги Шивы и его жены Шакти. Тантрическая йога связана с культом Шакти. Секс также является частью тантра-йоги, но это не основное, поскольку этот путь направлен на нахождение того, что является священным, во всём, что мы делаем.

Или йога позы - это самая популярная разновидность учения среди жителей запада. Она использует физические позы (асаны), методы дыхания (пранаяма) и медитацию для улучшения здоровья и духовности. Путь характеризуется множеством стилей - Айенгар, Интеграл, Аштанга и другие.

Знаете ли вы? Хатха-йога - это учение, получившее наибольшее распространение в западной культуре. «Ха» обозначает солнце, а «тха» - это луна. Это объединение двух элементарных сил природы.

Асаны для начинающих

У Патанджали асана описана как свободная поза. Можно предположить, что в самом начале речь всего лишь шла об удобных позах для медитации. оздоравливают тело и готовят его к медитации. Также стоит помнить, что классическая йога считает полезной и работающей только в виде комплексной системы, и без соблюдения базовых принципов Ямы и Ниямы асаны станут просто интересным фитнесом.
Для занятий вам понадобятся удобный коврик и небольшое спокойное место. Одежда должна быть удобной для вас и эластичной, не мешающей выполнению упражнения. Можно оставаться босиком, одеть носки или мягкую обувь. Занятие нужно проводить не менее чем через 1–1,5 часа после еды.

Важно! За 15 минут до начала занятий йогой рекомендуется выпивать стакан тёплой воды и очищать носоглотку. Цель этих действий - очистка каналов, по которым вместе с дыханием движется жизненная энергия.

Утро - лучшее время для выполнения асан, а вечер - лучшее время для медитаций. Начинайте с простых упражнений, не напрягайтесь: асаны подразумевают состояние комфорта при выполнении. Занятия не должны быть длительными, но это нужно делать ежедневно, как минимум в течение 15 минут в день. Каждое упражнение можно выполнять до 3 раз.
Последовательность упражнений обычно будет такой:

  1. Асаны для разминки - 2–3 мин; эти упражнения разминают плечевые мышцы, позвоночник, бёдра, поясницу и пах.
  2. «Стойки» необходимы для выравнивания осанки и ног; выполняются для улучшения пищеварения и кровообращения.
  3. «Сидячие позы» позволяют практиковать правильное дыхание, прану.
  4. Упражнения на изгиб, избавляющие от напряжения в суставах; они снимают боль в спине, облегчают циркуляцию крови и питательных веществ в организме.
  5. Перевёрнутые и балансные асаны - это упражнения на развитие координации, увеличение выносливости и силы, улучшение концентрации.
  6. Финишные асаны.

Выполняя упражнение, старайтесь сосредоточиться на каждом движении. Не нужно напрягаться, чтобы выполнить действие. Выполняя асаны, дышите медленно и глубоко. Сосредоточьтесь на внутренних ощущениях.

Важно! Если упражнение вызывает боль, исключите его из вашей программы. Асаны - это не соревнование на выносливость, а возможность улучшить растяжку и состояние мышц. Если у вас есть противопоказания для занятий йогой, то обсудите с вашим врачом возможность выполнения намеченного вами комплекса упражнений.

Асаны для разминки - это несколько минут медитации и сосредоточения в удобной сидячей или лежачей позе.

  • Савасана (поза трупа) - классическая релаксационная поза. Выполняется с закрытыми глазами. Исходное положение - лёжа на коврике, слегка расставив в стороны руки ладонями вверх. Позвоночник полностью касается поверхности коврика. Согните ноги в коленях и медленно выпрямите, последовательно расслабляя мышцы, начиная от ягодиц. Вам не должен мешать яркий свет и громкие звуки. Дышите через нос. Продолжительность выполнения - 5–10 минут. Поза практикуется до или между асанами, а также для финальной релаксации.

Видео: техника выполнения Савасаны (поза трупа) Чтобы усилить эффект, совмещайте Савасану с правильным дыханием. Представьте, что вместе с выдохом из тела уходят тяжесть и стресс, а на вдохе входит обновлённая энергия (Прана). Она движется по лицу, затем заполняет затылок, шею и достигает точки на 2 см ниже пупка. Эта точка считается центром энергетических каналов, по которым она распространится в теле.

Выходить из Савасаны нужно тоже правильно: сначала пошевелите пальцами, медленно повернитесь на бок и перейдите в позу эмбриона. Теперь плавно встаньте. Это лучшая поза для снятия психологического стресса.

  • Сукхасана - это классическая сидячая поза («сидеть по-турецки»). Поза помогает в выпрямлении позвоночника, замедлении метаболизма, повышении внутреннего спокойствия. Для выполнения вам понадобится небольшая подушечка - сядьте так, чтобы таз находился на её краю. Ноги переплетите, предварительно согнув в коленях. Стопы должны находиться под коленями. Голени должны быть скрещены. Медленно расслабьте стопы, затем область паха и опустите колени. Выпрямитесь, расправьте плечи, выпрямляя позвоночник. Опустите ладони рук на бёдра. Пальцы рук находятся в расслабленном состоянии. Грудная клетка также должна расправиться. Оставайтесь в этой позе несколько циклов дыхания. Представьте, что на вдохе поток энергии идёт вниз, а на выдохе устремляется вверх.

Видео: техника выполнения Сукхасаны (поза «сидеть по-турецки») Основные позы - это асаны, которые используются для перехода от одного упражнения к другому:

  • Тадасана (поза горы) - основная стоячая поза. Она помогает расслабить мышцы спины и снизить нагрузку на позвоночник. Тадасана желательна для всех, кто много работает сидя. Исходное положение - встать прямо. Сомкнуть ноги и равномерно распределить вес. Начните медленно выравнивать позвоночник, начиная от стопы и постепенно поднимаясь вверх. Распрямите руки и сделайте глубокий вдох. Поза является переходной между двумя другими асанами, а также базовой, из которой вы переходите в выполнение другого упражнения, которое делается стоя;

    Видео: техника выполнения Тадасаны (поза горы)

  • Бхуджангасана, или поза кобры - это асана, которую практикуют при нарушении осанки, сутулости, болях в спине и нарушениях в работе позвоночника. Поза укрепляет спину и разрабатывает лёгкие. Исходное положение - лёжа лицом вниз. Ноги выпрямлены. Руки согнуты в локтях перед головой. Вместе со вдохом начинайте приподнимать голову и, выравнивая позвоночник, приподнимите корпус. Задержитесь в этом положении. На выдохе вернитесь в исходное положение.

    Видео: техника выполнения Бхуджангасаны (поза кобры)

Позы на равновесие, или баланс относятся к не очень популярным у новичков, но именно они помогают улучшить концентрацию, убедиться в возрастающей выносливости вашего организма:
  • Уткасана (поза стула) - одна из самых лёгких балансировочных поз. Выполняется из Тадасаны. Руки нужно поднять над головой и взяться за невидимые поручни. Сделать глубокий вдох и начать присаживаться на невидимый стул. Бёдра и тело должны образовать прямой угол. Время выполнения - 40 секунд. Поза укрепляет мышцы таза и ног, выравнивает позвоночник, вырабатывает равновесие.

    Видео: техника выполнения Уткасаны (поза стула)

Также стоит обратить внимание на то, что некоторые асаны объединяются в комплексы, к примеру, Сурья Намаскар, или приветствие солнцу. Комбинация состоит из 12 положений тела. Начало и конец комплекса - это асана Пранамасана.

Сурья Намаскар - это поочерёдные наклоны, сгибания и выпрямления позвоночника. Комплекс обеспечивает глубокую проработку всех суставов и сухожилий. Его достоинством является то, что комплекс упоминается ещё в ведической литературе, и его современное состояние - это результат, эффективность которого подтверждена тысячелетней практикой.

Важно! Исследования учёных Йоркского университета доказали, что йога уменьшает физические и психологические симптомы хронического болевого синдрома у женщин с фибромиалгией.

Философские учения Древней Индии

Индийская философия - одна из древнейших на континенте. Все философские школы или течения разделяются по принципу отношения к Ведам. Для ортодоксальных характерно признание Вед - здесь они считаются источником знания. К этой группе относятся ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта.

Неортодоксальные не признают за Ведами исключительного свойства источника знаний. К ним относятся - джайн, буддизм, адживика, аджна и карваки. Основные течения сформированы около 1000 г до н. э.
Школа вайшешики (санскр. «особенность, различие») пытается идентифицировать, инвентаризировать и классифицировать сущности и их отношения, которые предстают перед человеческим восприятием. Цель вайшешики - освобождение индивидуального «Я».

Незнание порождает проблемы и зло, а уменьшение этого незнания ведёт к правильным поступкам, гармонизации отношений между людьми, божеством и природой. Поэтому освобождение от незнания и ведёт к освобождению от страданий.

Ньяя (санскр. «закон») - это религиозная и одновременно философская система. Она изучает условия и средства познания реальности. Здесь считают, что реальность не зависит от сознания, которое не всегда может её воспринять. Составлена мудрецом Гаутамой (Готамой) в III–IV веке н. э. Принципы этой философии использованы при построении других философских систем.

Данная система признает существование бога-творца. Бог является первопричиной всего сущего в мире. Ньяя рассматривает и изучает способы познания реальности, средства познания, условия, при которых происходит познание и его источники.
Санкхья - это одно из самых влиятельных направлений. Основана около 600 г. до н. э. Цель учения - познание реальности через причинно-следственные связи. Школа Санкхьи предполагает существование двух тел - временного тела и тела «тонкого» вещества, которое сохраняется после биологической смерти.

Когда временное тело погибает, тонкое мигрирует к другому временному телу. Оно состоит из высших функций - буддхи («сознания»), ахамкары («я-сознания»), манаса («ум») и праны («дыхания», принципа жизнеспособности). В этом учении обосновывается существование мира без божественного вмешательства.

Знаете ли вы? Древние йоги полагали, что у человека есть ограниченное количество вдохов. Поэтому они рекомендовали медленно вдыхать и выдыхать для продления жизни.

Йога (санскр. «Юкинг» или «Союз») - одна из шести систем (даршан) индийской философии. Её влияние всегда было широко распространено среди многих других школ индийской мысли. Основа йогического учения - йога-сутры Патанджали.

В современном мире практические аспекты системы особенно популярны и востребованы, гораздо больше, чем её интеллектуальное содержание, основанное на философии Санкхьи. Отличие этих систем в том, что йога предполагает наличие божества, к которому и должен стремиться дух (пуруша), освобождающийся от рабства материи (пракрити), через искоренение невежества и иллюзий.
Цель Мимансы - интерпретировать Веды или, скорее, дать правила их интерпретации. Миманса изучает различные части и периоды написания Вед. Самая ранняя работа этой философской школы - «Миманса-сутра», составленная мудрецом Джамини в IV веке до н. э. Миманса развивает учение о познании и пяти его источниках, следуя через рассуждения и критические исследования.

Веданта первоначально относилась к ведическому периоду развития философской мысли. Буквальное значение этого термина - «завершение Вед». В эпоху Средневековья веданта слилась с течением Мимансы.

Джайнизм - одна из трёх древнейших индийских религиозных традиций, которые всё ещё существуют. Название учения происходит от санскритского глагола «ji» - «побеждать», и относится к битве, которую монах должен вести против страстей, чтобы получить просветление.
Буддизм - это религиозная и философская система, которая развивалась из учений Будды между серединой VI и середины IV вв. до н. э. Несмотря на то, что буддизм - это одна из основных мировых религий современности, сам термин возник в Европе в XIX веке.

Знаете ли вы? По легенде, Шиве известно 8 000 000 асан, но людям доступны только 84 из них. Современные специалисты в области спортивной медицины считают, что, с учётом всех мышц и соединений в организме, люди могут выполнять более 78000 упражнений.

Последователи этой религии называют своё учение - Дхарма (санскр. «закон»). Буддисты считают мир никем не созданным и не управляемым. Здесь отсутствует вера в карму, бессмертие души и даже религиозная организация.

Йога как медицина

Будучи сочетанием теории и практики об управлении телом и сознанием, йога создала уникальное терапевтическое направление. Сочетания физических поз (асан) и дыхательной практики (пранаямы) используется в Индии уже более 5000 лет.

Национальным центром дополнительной и альтернативной медицины США предложено использование йогических практик как одного из альтернативных видов лечения. Различные виды альтернативной медицины, в т. ч. йога, получили признание и на международном уровне.

Так, Всемирная организация здравоохранения разработала новый международный классификатор болезней (МБК-11), в котором для альтернативных методов лечения создан специальный раздел.

Базовые положения йоги - отличное средство профилактики психических расстройств, стресса, депрессии. Первая ступень классической йоги, Яма, учит воспринимать события реальности без негатива и соблюдать чистоту духа и тела. А вторая ступень, Нияма, учит наполнять очищенное от негатива сознание позитивным мышлением и радостью.
Стрессы вызывают нарушения в работе сердечно-сосудистой системы и функциональные расстройства. Человек, практикующий йогу, имеет более высокую стрессоустойчивость и позитивное мышление, а значит, менее подвержен болезням.

Многие люди ведут сидячий образ жизни и много времени проводят за компьютером. Это способствует нарушениям в работе опорно-двигательного аппарата. Асаны помогают снять напряжение в мышцах спины, выравнивают осанку, улучшают выносливость, устраняют болевые ощущения и снимают воспаление. В сочетании с дыхательной практикой, пранаямой, они помогают возвращать хорошую физическую форму.

Здоровое питание в сочетании с асанами помогает замедлить процессы старения и предотвратить развитие возрастных заболеваний.

С точки зрения терапевтического эффекта, асаны могут воздействовать на:

  • группы мышц, связки и кости - механический тип воздействия;
  • психоэмоциональное состояние человека - стрессовый тип воздействия;
  • психосоматический;
  • внутренние органы - гуморальный тип воздействия;
  • гормональный уровень;
  • энергетический уровень;
  • стрессовый.

Классификация асан с точки зрения терапевтического эффекта представлена в таблице:

Локализация терапевтического воздействия Категории асан Лечебный эффект Примеры асан
Психоэмоциональное состояние Релаксационные асаны, которые могут выполняться в положении лёжа, стоя или сидя Воздействие на психоэмоциональное состояние человека, снятие стресса, успокоение, улучшение настроения В положении лёжа: Шавасана, Супта Падангуштхасана

Стойки: Тадасана; Пранамасана; Уттхита Триконасана; Вирабхадрасана

В положении сидя: Сукхасана; Стамбхасана; Вирасана; Падмасана

Механическое на мышцы, связки, суставы и кости Любые асаны оказывают расслабляющее и растягивающее воздействие на мышцы - вытягивания, наклоны, скручивания, прогибы, силовые асаны, лодочные позы Задача асаны - расслабить группу мышц и растянуть её; локализация зависит от упражнения: мышцы спины, позвоночник, грудь.

Лечебный эффект состоит в снятии болевых ощущений, улучшении гибкости и эластичности, восстановлении работоспособности органа

Вытягивание вперёд: Ашва Санчаланасана

Прогибы назад: Хаста Уттанасана; Битиласана; Падмасана

Лодочные позы: Бхуджангасана; Навасана

Скручивания:

Силовые асаны: Шалабахсана; Маюрасана

Внутренние органы Прогибы назад, скручивания, перевёрнутые позы Снятие внутреннего напряжения, улучшение работы ЖКТ, селезёнки, органов малого таза Прогибы назад: Хаста Уттанасана; Битиласана; Падмасана

Скручивания: Уттхита Триконасана; Ардха Матсиендрасана

Перевёрнутые позы: Сарвангасана; Халасана

Эндокринная система, иммунитет Перевёрнутые позы Стабилизация работы эндокринной системы, в т. ч. щитовидной и паращитовидной желёз Сарвангасана; Халасана
Равновесие и координация движений Баланс Улучшение чувства равновесия и концентрации Уткатасана; Врикшасана; Уттхита Хаста Падангуштхасана
Профилактика инсультов, улучшение работы мозга Наклоны вперёд Улучшение кровоснабжения мозга Падангуштхасана; Падахастасана; Парватасана.
class="table-bordered">

Философы, практикующие йогу

Основатель йоги - древний мудрец, философ и аскет Как и во многих подобных случаях, точных фактов его биографии не существует, поэтому нельзя точно назвать ни даты рождения, ни обстоятельства его жизни. Основной труд - «Йога-сутра», состоящая из 195 сутр. Вероятно, йога существовала и до Патанджали, но именно он обобщил имеющиеся знания, систематизировал и усовершенствовал их.
Не менее известный древний йогический мудрец - Свами Сватмарама. Его перу принадлежит древнейший трактат хатха-йоги - «Хатха Йога Прадипика». В этом руководстве описывается использование Шаткармы, Асаны, Пранаямы, Мудр и Бандхаса, а также их практическое применение для пробуждения Кундалини.

За последние 100–150 лет количество практикующих йогинов стало довольно большим, а вместе с ними усилилось внимание к древней мудрости и её переосмыслению.

Знаете ли вы? Йога была включена в список культурного наследия человечества, составленного ЮНЕСКО в 2016 году.

Среди йогинов и мудрецов XIX–XX веков и их трудов наиболее важные описаны в таблице:

Йогин Основные произведения Течение Сведения об авторе
Баба Саван Сингх «Духовное руководство»; «Письма от души к душе» Сурат-шабд-йога Йогин, философ; изучал основные принципы всех религий и пытался обобщить их в единое учение
Брахмачари Дхирендра «Йога-сукшма-вьяяма»; «Йогасана Виджняна» Йогин; советник по йоге Индиры Ганди, создал Институт йоги, где учёные всего мира могут проводить научные медицинские исследования влияния йоги на организм
Свами Вивекананда «Практическая веданта»; «Раджа-йога»; «Шесть наставлений о раджа-йоге»; «Бхакти-йога»; «Карма-йога»; «Джнана-йога»; «Пара-бхакти» Веданта и йога Основатель одного из самых крупных монашеских орденов, йогин, философ, общественный деятель. Принёс йогу на Запад и сформировал представление об этой системе в Западном мире
Лахири Махасаи Сам йогин не описывал своё учение. Оно, как и биографические сведения, описано его учеником и последователем Парамахансой Йоганандой в «Автобиографии йога» Крийя-йога Основатель крийя-йоги, индуистский йогин и святой; считается, что он обладал способностью не только исцелять больных, но и воскрешать мёртвых, дематериализовывать объекты и совершать другие чудесные действия
Свами Парамахамса Харихарананда Гири «Крийя-йога: научный процесс культуры души и сущность всех религий» Крийя-йога Йогин, гуру, философ
Парамаханс Йогананда «Автобиография йога» Йогин, популяризатор и распространитель йоги на Западе, именно благодаря его произведению хатха-йога получила на Западе огромное количество последователей
Свами Сатьянанда Сарасвати Его перу принадлежат 14 произведений: «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха»; «Бхакти Йога Сагар»; «Океан Йоги Преданности»; «Кундалини Тантра»; «Свара йога»; «Тантрические практики преображения»; «Крийя-йога»; «Хатха-Йога»; «Прадипика» и другие Карма-йога Йогин, гуру, мастер йоги и тантры; основатель Международного содружества йоги
Сант Кирпал Сингх «Утренние беседы»; «Духовность - что это такое»; «Венец жизни»; «Исследование по йоге»; «Сурат-шабд-йога»; «Секрет смерти»; «Великий святой Баба Джаймал Сингх. Его жизнь и учение»; «Колесо жизни». Сурат-шабд-йога Йогин, писатель, философ
class="table-bordered">

Йога - самое популярное древнее учение из всех, имеющих практическое применение. Её популярность обусловлена глубиной рассматриваемых вопросов, возможностью с помощью этого уникального учения изменять и улучшать собственную жизнь. Йога помогает людям найти себя, свой путь, свою сущность и, конечно же, справиться с восприятием действительности.

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации Ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии. В данной статье речь пойдет об основных философских понятиях и концепциях этого учения, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

Йога – это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традиции Вед) философских школ Индии. Ее теории и принципы изложены в основополагающем труде этой школы, «Йога-сутре», и комментариях на этот труд. Об авторе «Йога-сутры», Патанджали, нам практически ничего не известно. В Индии он издревле считается великим учителем, йогом и философом, жившим во II в. до н.э. Однако сегодня большинство ученых сходятся на том, что по содержанию и терминологии «Йога-сутру» следует отнести ко II в.н.э.

Патанджали не был человеком, придумавшим учение йоги. Истоки изложенной им йоги мы находим еще в древнейшем памятнике мировой культуры – Ведах (~ II тыс. до н.э.), священных текстах Индии. Учение об основных элементах йогической практики – концентрации, созерцании, управлении сознанием и сам термин «йога » – присутствует в ранних упанишадах (~ VI – III вв. до н.э.), комментариях к Ведам. Особое место в протойоге занимают древние эпические произведения Индии: Рамаяна и Махабхарата (~ I тыс. до н.э.). В наибольшей степени здесь выделяется часть Махабхараты, которая называется Бхагавадгита. В ней присутствуют многие важные части учения йоги, нет лишь необходимой для философии систематизации и классификации категорий – основных философских понятий. Таким систематизатором и выступил Патанджали, обобщив и кратко сформулировав древнее духовное знание. Теория и практика «Йога-сутры» в полной мере выдержала испытание временем и заслужила право называться классической йогой.

Труд Патанджали, как и многие трактаты того времени в Индии, представляет собой совокупность коротких предложений (сутр). Для учеников они, возможно, служили, как бы памяткой для восстановления хода сложных устных рассуждений. Однако для потомков, не имеющих возможности лично общаться с учителем, кратких сутр часто недостаточно. Поэтому существующее сегодня учение классической йоги формировалось, помимо изначального трактата Патанджали, обширной комментаторской литературой. В настоящей статье мы ориентируемся на «Йогу-сутру» и наиболее авторитетный комментарий, принадлежащий философу Вьясе, «Йога-бхашья» (V в.н.э.).

Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Пракрити (материя) – это все, что мы видим, слышим, осязаем или способны почувствовать каким-либо другим способом. Это все, что могут регистрировать самые совершенные приборы, от мельчайших частиц до объектов космического масштаба. В понятии Пракрити заключена вся вселенная, все физические объекты и энергетические поля.

Под Пурушей понимается вечный Дух, духовное начало. Он трансцендентен Пракрити, то есть находится за пределами всей Природы. Пуруша – это высшая часть бытия. В Нем нет форм, характерных для Пракрити, поэтому его невозможно себе представить. Он обладает сознанием, тогда как материя бессознательна. Не стоит, однако отождествлять Пурушу с привычным для западного человека учением о Боге. Пуруша лишен каких-либо личностных атрибутов. Бог классической йоги – Ишвара – проявление Пуруши, но Он не творит мир и не управляет им. Кроме Него, в Духе существуют и другие боги, но Ишвара является высшим среди всех духовных существ. Он также обладает важнейшим для философии йоги свойством соединять и разъединять Пурушу и Пракрити.

До соединения Духа и материи, последняя находится в не проявленном состоянии. Это означает, что вселенной не существует, а три основных свойства или силы (гуны) Пракрити находятся в равновесии.

Гуна саттва отвечает за принцип ясности, раджас – за принцип движения, активности, тамас – за принцип покоя, инертности. При соединении Духа и материи, Пуруша, как сознательное начало начинает в определенном смысле управлять Пракрити, вызывать в ней изменения. Гуны начинают взаимодействовать друг с другом во множестве комбинаций и, проходя определенные стадии, образуют объективный мир во всех его формах. При этом первым продуктом взаимодействия гун становится Буддхи-Махат. Это важное понятие философии йоги обозначает идеальную основу всей будущей вселенной. В ходе дальнейшей эволюции через ряд стадий образуются пять первоэлементов: эфир, воздух, огонь, вода, земля, из которых и состоят все объекты.

Взаимодействие гун – это непрерывное изменение, следствия которого мы наблюдаем в нашем постоянно меняющемся мире. Эти видоизменения обуславливают для нас ощущение времени. То есть, мы можем сказать, что секунда – это не маленький временной отрезок, а некоторое наблюдаемое нами изменение, например, переход стрелки часов в следующее положение. В соответствии с классической йогой, времени, как такового, не существует, есть лишь момент (сейчас) изменения. Любые изменения возможны в каком-то пространстве, поэтому для объективного мира характерна также категория пространства.

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Теперь рассмотрим учение классической йоги о человеке. Здесь необходимо понять необычную для сознания современного западного человека мысль. В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я – физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. – относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Итак, рассмотрев основные философские категории классической йоги, мы переходим к теории освобождения, центральному учению о смысле существования человека, ради которого была написана и «Йога-сутра», и комментарии к ней. Освобождение – это разделение в человеке Духа и материи, Пуруши и Пракрити. Зачем нужно такое разделение? Дело в том, что человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити. Как мы уже знаем любые проявления Пракрити – это лишь следствия взаимодействия гун. Они изменчивы и ни одна форма не является вечной. Мы же отождествляя себя со своей психикой, привязываемся к ее проявлениям и к формам объективного мира. От этой привязанности происходят все наши страдания. Привязанности рождают желания и ожидания по отношению к миру вокруг нас и к нам самим. Но мир изменяется – близкие нам люди стареют и умирают, совершаемые дела не приносят былого удовлетворения, отрицательные эмоции сменяют положительные, любые удовольствия всегда заканчиваются. Нам хочется постоянного чувства удовлетворения, но это не достижимо, и, как правило, чем больше удовольствие от чего-либо мы получаем, тем сильнее разочарование впоследствии. Философия йоги

Кроме того, стремление к формам Пракрити дает существование нашей карме. Карма – это причинно-следственная зависимость, порождаемая человеком и другими существами. Своим влечением к той или иной форме Пракрити мы обусловливаем то, какими мы будем в будущем. Например, если мы склонны быть добрыми и честными, то хотим быть оцененными в соответствии с этими добродетелями, что в свою очередь порождает наше желание быть такими же и в будущем. Стремления оставляют, образно говоря отпечатки (васаны) в нашем индивидуальном буддхи. Каждое мгновение мы что-либо делаем, чувствуем, мыслим, добавляя все новые отпечатки. После физической смерти наша духовная сущность воплощается в другом теле (реинкарнация), а васаны сохраняются, определяя нашу будущую жизнь. Пока сохраняется наша приверженность формам Пракрити, в буддхи добавляются все новые отпечатки, что и обеспечивает следующие рождения. Таким образом, мы находимся в череде перерождений (колесе сансары), вечно страдая в изменчивом мире Пракрити.

Освобождение от страданий возможно, и стремление к нему – есть наивысшая из возможных целей существования.

Через практику йоги и философские размышления человек постепенно, все лучше и лучше осознает свое высшее бытие, Пурушу, достигает полного духовного бесстрастия, перестает внутренне стремиться к чему-либо в материальном мире. Тогда его карма более не создается, и он приходит к обособленности Духа от материи, выходит из круга сансары и достигает абсолютного освобождения. Такой человек больше не будет рождаться, но он, возможно, еще будет продолжать жить в своей настоящей жизни, находясь в непрекращающемся осознании себя вечным и неподверженным изменениям Духом. Это состояние бога по своей сути равного Ишваре. Это бытие невозможно описать словами, но трудно представить бытие лучше того, в котором отсутствует даже сама потенциальная возможность страдания или какой-либо неудовлетворенности, и в то же время присутствует полное осознание.

Так достигается освобождение.

Ф илософия – это любовь к мудрости. Философия Йоги – это альтруизм и любовь к естественной природе.

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

Йога - это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традицииВед) философских школ Индии. Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Классическая йога, называемая также «царской йогой» («раджа-йога»), была сформулирована Патанджали приблизительно во 2 в. до н.э. Как следует из «Йога сутры», произведения, состоящего из 195 коротких афоризмов(«сутр»), Патанджалиучил дуалистической, двойственной метафизике. Она противопоставляет Дух, или «Я» (Пурушу), Природе или Космосу (Пракрити), рассматривая их как две независимые друг от друга первопричины Реальности.

В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я - физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. - относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити.

Йога - это совокупность физических и духовных практик, направленных на развитие человека на всех уровнях: психическом, духовном и физическом.

Философия йоги обладает следующими свойствами:

Она духовна, т.е. ориентирована на раскрытие и постижения бытия при помощи осознания независимого и самосущего Духа личности.

Этична, т.е. содержит в себе добродетели, главной из которых является ненасилие.

Эмоциональна, т.е. учит о любви, доброте и других благодетельных качествах.

Практична, т.е.предлагает способы управления телом.

Интеллектуальна, т.е. ее методы предполагают использование сил разума, а основные положения обоснованы философскими текстами.

Йога может рассматриваться как путь освобождения сознания от ложной идентификации с конкретной физической оболочкой. Иными словами, это открытие духовного зрения, возвращающего «Я» к своей настоящей природе. Можно также сказать, что йога уничтожает экзистенциальное страдание ума, которое рождается из-за пагубной привычки отождествлять себя как индивида, обособленного от всего остального мира.

Опытные мастера говорят, что вся «Йога-сутра» и комментарии к ней были написаны с целью освещения учения о смысле существования человека, теории освобождения.

Мы уже знаем, что освобождение означает отделение духа от материи (Пуруши от Пракрити). Зачем оно нужно? Дело в том, что люди в обычном своем состоянии ограничивают собственное бытие рамками Пракрити. Именно из-за этого и происходят все наши страдания. Мы начинаем стремиться к постоянному чувству привязанности и удовлетворения, к получению удовольствий, которые всегда заканчиваются. Важно понять, что чем сильнее удовлетворение, тем больше будет разочарование в будущем, а стремление к формам Пракрити обуславливает существование кармы.

Йога направленная на всестороннее развитие человека, и, главным образом, на рост сознания, внутренней культуры любого человека.

В шестой главе "Бхагавад Гиты" (переводится с санскрита как "Песня Бога"), самого авторитетного источника по философии йоги, Бог Кришна объясняет своему ученику Арджуне значение йоги как освобождение от страданий и горя: "Когда мысли поток обуздан, ум пребывает лишь в атмане, Партха, когда муж успокоил желания - он тогда именуется "йогин". Когда йогин, мысль обуздавший, сам себя укрепляет в йоге, он подобен свече, чье пламя не колеблется в месте без ветра. Там, где мысль, упражнением в йоге остановленная, замирает, там, где в атмане радость находит созерцающий атманом атман, - ибо там он познает то счастье, что сверх чувств, одной мысли доступно, запредельное, стоя в котором, он от истины не уклонится, - пребывающий там не смутится даже самой тяжелою скорбью; ведь, достигнув той цели, не мнит он что-то высшее, лучшее встретить.

Состояние это есть йога, что оковы скорбей размыкает". Подобно хорошо отшлифованному алмазу, каждая из граней которого отражает тот или иной луч света, так и слово "йога" отражает каждой гранью тот или иной оттенок смысла, выявляя разные стороны всего диапазона человеческих устремлений добиваться счастья, любви и свободы. В "Бхагавад Гите" есть и другое объяснение термина йога, где ударение делается на Карма Йоге (йоге действия): "Лишь на действие будь направлен, от плода же его отвращайся; пусть плоды тебя не увлекают, но не будь и бездействием скован. От привязанностей свободен, в йоге стоек, свершая деяния, уравняв неудачу с удачей: эта ровность зовется йогой". Кришна называет йогой также мудрость в работе или умение жить в трудах, гармонии и умеренности: "Тот не йогин, кто переедает, и не тот, кто не ест совершенно, и не тот, кто спит свыше меры, и не тот, кто себя сна лишает. В пище, в отдыхе будь умерен, будь умерен в свершеньи действий, в сне и в бдении - так обретешь ты уносящую скорби йогу". В Катха Упанишаде йога поясняется так: "Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений".

Йога - это метод, система упражнений для успокоения мятущегося ума и направления энергии в конструктивные каналы. Подобно гидроэлектростанции на могучей реке, которая при разумно устроенной плотине и каналах представляет собой огромный запас воды, спасающий от засухи и голода и порождающий электроэнергию для жизни городов и промышленности, так и ум, когда находится под контролем, аккумулирует энергию из Космической реки и порождает громадные силы для всестороннего роста человека.

Успокоить ум человека также нелегко, как остановить горную реку.

Благодаря практическому применению йоги на ее различных стадиях йогин приобретает особую силу. Подобно сторонникам санкхьи и других систем индийской философии, основатель йоги Патанджали утверждает, что освобождение должно быть достигнуто благодаря непосредственному познанию отличия Я от физического мира, включая наше тело, ум и индивидуальность. По это возможно лишь в том случае, если мы сможем подавить и ограничить функции тела и чувств, ума-манаса и интеллекта, наконец, нашу индивидуальность (то есть эмпирическое, личное я) И вместе с тем обладать самосознанием, опытом трансцендентного духа (пуруши). Это убедило бы нас, что Я выше комплекса ум-тело, выше чувств и интеллекта, а также страданий или радости отдельной личности - я. Я, как будет показано, должно стоять выше всякой физической реальности с ее пространственно-временными и причинно-следственными отношениями.

Это и является осознанием Я как свободного, бессмертного духа, стоящего вне зла и страданий, смерти и разрушения. Иными словами, это есть достижение состояния свободы от всякого страдания и несчастия - освобождение. Система йоги указывает практически осуществимый путь саморазвития всем тем, кто следует велениям духа и кто искренно стремится следовать ему. Система же санкхьи больше внимания обращает на познание отличия Я от всего остального мира как на средство достижения освобождения. Но она не забывает рекомендовать и такие практические методы достижения освобождения, как изучение, размышление и постоянное сосредоточение на истине. Философия йоги заостряет свое внимание на практических методах очищения и сосредоточения для понимания отличия Я от тела и ума и вместе с тем для достижения освобождения.

Однако следует отметить, что учение йоги о самопознании Я имеет солидную основу в метафизике санкхьи, которая обосновывает реальность Я как метафизического и вечного начала сознания. Если верить в трансцендентный дух, то нельзя не признать, что имеются более глубокие ступени сознания, чем эмпирические, а также более широкие возможности и более высокие потенции, чем физические или относящиеся к органам чувств. Проблески этой более глубокой реальности нашей индивидуальной жизни осеняли не только пророков и святых, но и таких великих философов, как Платон и Аристотель, Спиноза и Лейбниц, Кант и Гегель. Физические исследования и современная школа психоанализа внесли большой вклад в область познания темных сторон психической жизни, скрьпых от обычного взора. Йога в этом отношении идет еще дальше, формулируя некоторые практические методы очищения и самоконтроля для осознания истинного я человека. Для правильной оценки этой философии необходимо ее благожелательное понимание и искреннее стремление осознать, реализовать ее истины...

Внимание!

Если вы видите это сообщение, то у вас в браузере отключен JavaScript . Для корректной работы портала вам необходимо включить JavaScript . На портале используется технология jQuery , которая работает только при условии использования браузером этой опции.

Цель и философия Йоги

Человек , не удовлетворенный современными изобретениями и знанием бесчисленных тайн природы, неустанно занят поиском цели в других плоскостях. Когда человек наблюдает за чудесами природы сквозь призму загадочного атома, являющегося кирпичиком мироздания, когда он видит, как движутся, отделяясь друг от друга и сталкиваясь друг с другом бесчисленные звезды и планеты, то полностью осмыслить все это непредставляется возможным. И на этот усталый рассудок, взирающий на галактики в космическом пространстве, в котором наша планета - всего лишь маленькая песчинка, наваливается усталость, разочарование и жалость.

Человека не удовлетворяет деятельность его интеллекта , так как эта "думающая машина" не дает ответа на такие вопросы, как, например: "Какова цель жизни? ", "Кто я такой? ", "Что ждет меня в будущем? ", "Является ли физическая смерть концом всего? " и т. д. И этот рассудок, который, как хвастливо заявляет человек, знает все, в конце концов не может постичь, где же кончаются галактики, и может только лишь приблизительно установить формы электронов - функционирует в пределах этих двух полюсов макро- и микромиров. За пределами этих миров интеллект человека не может проникнуть сквозь толщу неизветсных ему законов. Глупо заниматься поиском истины с помощью такого несовершенного и ограниченного прибора, каким является интеллект человека , - ему не суждено постичь глубины вечного вопроса о цели жизни.

До тех пор пока ум сосредоточен на внешних объектах, он не может постичь истину или Бога . Ответы на трансцендентальные вопросы даются провидцами и святыми не на основе их рассудочной деятельности или лабораторных экспериментов. Их источником является неведомая, неограниченная мудрость и знания, полученные в результате многих часов безмолвного созерцания, когда рассудочная деятельность прекращается. Постижение Бога или истины происходит только тогда, когда ум и чувства безмолвствуют.

Теперь возникает вопрос: что дает нам такого рода знание? Существует ли Бог? Есть ли жизнь после смерти? Какова цель жизни? Не ставя перед собой какой-либо цели, мы вряд ли сможем ответить на эти вопросы.

Те немногие, кто постигает истину, говорят, что истина освободит нас от наших бед. Когда человек постигает истину , он сталкивается с тем, что по своей природе всегда чисто и совершенно. Причина всех наших бед заключается в страхе смерти, болезней и нереализованных желаний. Когда человек постигает истину или свою истинную природу, он обнаружит, что он бессмертен. Следовательно, он поймет, что смерть ему чужда и у него не будет страха смерти. Когда человек поймет, что он совершенен и безграничен, им не будут владеть эгоистические желания. Таким образом, освободившись от страха смерти, познав свою истинную природу и обнаружив, что царство небесное внутри него, человек испытывает полное блаженство, даже пребывая в физическом теле.

Цель человека заключается в том, чтобы еще при жизни достичь такого состояния, в котором нет места смерти, боли, печали, старости, болезням и перерождениям.

Для того чтобы избавиться от этих бед, различные религии используют различные учения. Многие верующие слепо повинуются служителям культа, не зная ни цели жизни, ни цели религии. Такие люди довольствуются лишь одной верой, точно так же, как и представители верхушки различных вероучений требуют от людей слепо повиноваться им. Если слепые указывают путь слепым, то это приводит к тому, что многие праведные люди сходят со своего истинного пути, так как им недостает веры в теоретическое знание.

Современные верующие и проповедники заняты, скорее, проповедями, а не практикой. Они утверждают, что описанные выше состояния могут испытывать только создатели религии, так как никто не может обрести истинную духовность, до тех пор пока он не достигнет их уровня восприятия. Каждому человеку необходимо самому постичь истину, так как только после этого все его печали и горести исчезнут. Христос сказал: "Если вы будете следовать моему учению, тогда вы будете моими истинными учениками, и вы постигнете истину, и она сделает вас свободными ". (Св. Джон 8:31,32).

Наука Йога дает практический и научно обоснованный метод постижения истины в религии. Подобно любой науке, имеющей свой собственный метод исследования, йога тоже имеет свой метод и заявляет, что постижение истины возможно. Истина открывается только тогда, когда мы выходим за пределы чувственных ощущений и рассудочной деятельности.

Существуют различные разновидности йоги, с помощью которых можно достичь единения с высшим началом. Йога - это наука, с помощью которой человек постигает истину . Целью практики йоги является достижение истины, то есть такого состояния, когда индивидуальная душа отождествляет себя с высшей душой или богом. Для достижения, такого состояния необходимо преодолеть границы индивидуального сознания.

В действительности, дух или чистое сознание является по своей природе целым, неделимым, неподвижным и неизменным, тот же самый дух мы обнаруживаем везде - от минерала до человека. Ибо разум и материя являются отражением духа или чистого сознания, а их творческая сила образует среду, маскирующую сознание, и образует формы из бесформенного духа, превращая бесконечное в конечное в форме самосознания или личности. Дух или чистое сознание никогда не изменяется.

Хотя дух в человеке не так скован разумом и телом, все же существует преграда, препятствующая духу достигнуть своего полного самовыражения. Человек обладает самосознанием. Животные существуют на подсознательном уровне и не обладают таковым. Самосознание - это более высокая степень развития по сравнению с подсознанием. Универсальное сознание - выше самосознания и является высшим уровнем знания. Обладая им, человек отождествляет себя со своей истинной сущностью или самим богом.

По мере развития интеллекта, покров, закрывающий дух, становится тоньше и, наконец, исчезает совсем. Когда это происходит, душа осознает, что она бессмертна и отождествляет себя с Богом. Достижение такого состояния является целью йоги, так же как и целью всех религий. Йога - это научный метод достижения такого состояния, при котором не существует ни двойственности, ни субъекта, ни объекта, когда познающий, знание и познанное сливаются в единое целое.

Такое состояние можно достичь только в том случае, если человек полностью выходит за границы физического тела и разума, являющихся преградой для чистого сознания или божественной сущности. Для того чтобы преодолеть ограничения тела и разума и использовать их в качестве средств достижения цели йоги, последователь йоги подвергает тело и разум жестокой тренировке. Он подробно изучает среды, в которых заключена душа или чистое сознание. Изучение и знание тел и сред, с помощью которых дух выражает себя, является очень важным на этапе, предшествующем изучению духа.

Человек намного сложнее, чем обычно представляют. Человек - это не только физическое тело и разум. Всего в человеке существует три тела. Причем каждое является оболочкой души. Казуальное тело является самым тонким из всех трех тел. Хотя человек обладает всеми тремя телами, обычно он имеет дело с физическим телом . Лишь в очень незначительной степени он имеет дело с астральным телом , особенно во время сновидений и йоговской медитации. После тщательного изучения и установления контроля над тремя телами, человек приходит к самоанализу, пытаясь ответить на вопрос: кто я такой?

Современная психология ничего не говорит об этом процессе самоанализа, с помощью которого можно открыть истину и постичь Бога , то есть такого состояния, когда человек не чувствует ни боли, ни горя, ни превосходства, ни неполноценности, ни своего собственного Я, ни разобщенности.

Такое знание дает ощущение единства со всем миром, и человек уже не воспринимает себя как отдельную личность, он сливается с Богом . Такое состояние дает человеку умиротворение, которое, как сказано в Библии , выходит за пределы понимания. Данное знание - это вершина всем знаниям или Веданта . При достижении такого состояния исчезает различие между познающим, знанием и познанием, так как дух или истинное Я есть самое знание, и внешний мир уже не является источником знания.

Если вы знаете, как много требуется времени, чтобы овладеть теоретическим наследием Веданты , которая озадачивает даже образованных людей, то вы сможете представить, как трудно постичь великую истину "человек - это Бог ", "Я есть Бог ", "Я во всем " и "Все во мне ". Вся философия йоги и Веданты основана на теории единства , его можно достичь с помощью постепенного усовершенствования посредством перевоплощения.

Наша жизнь на этой планете может длиться сто лет, из которых 50 уходят на сон и мечтания. Часть приходится на младенческий возраст, когда человек живет на подсознательном уровне. Когда появляются болезни и приходит старость, психическое состояние человека ухудшается и, раздираемый страхом и надеждой, он практически живет в мире грез. У человека очень мало времени, чтобы понять Бога-Отца и подняться на более высокий уровень бытия. До того, как большинство людей даже смогут поверить в Бога , они умрут. Стоит ли нам полагать, что так как они не могут достичь более высокого уровня бытия в течение их короткой жизни, они навсегда обречены страдать в аду. Есть ли у них возможность достичь вечного блаженства?

Конечно, было бы слишком просто предположить, что Бог - это предприятие по производству людей, выпускающее каждый день новые души, которые он отправляет на Землю, обрекая их на боль и страдание, и в конце концов, посылает их в рай или ад. Если не существует перерождения, какова цель знаний и его институтов, таких, как библиотеки, лаборатории, церкви и храмы? Почему мы не можем жить как животные или бушмены вне современной цивилизации? Почему мы хотим принести мир на нашу планету и ликвидировать страдание путем наших усилий, воли, возможностей, сострадания, богослужения? Если не существует метемпсихозы (переселение душ) на земле после смерти физического тела, то почему бы нам не уничтожить все человечество с помощью новых ужасных бомб? Если бы не было метемпсихозы , человек ничего бы не потерял, если бы мировая война привела к уничтожению мира. На земле не появились бы новые души, и Бог мог бы отдохнуть от своих трудов, так как он бы не мог послать новые души на Землю, загрязненную радиацией, что сделало бы невозможным существование человека, животных и растений.

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы должны признать закон кармы или действия и противодействия, а также закон переселения душ, если мы, конечно, разумные существа. Каждая индивидуальная душа учится путем проб и ошибок и исправляет сделанные ошибки по мере продвижения по пути. Каждое действие, плохое или хорошее, имеет результат, и будущая жизнь человека зависит от того, что он делает в данный момент. Через страдания он узнает все больше и больше с каждым рождением в каждом жизненном цикле. По мере расширения знаний человек хочет знать больше о своем существовании, о Боге и цели своей жизни. Но такие мысли приходят к нему только по мере того, как он постепенно развивается, переходя на более высокий уровень жизненной философии с более низкого уровня, ограниченного мыслями о еде, питье и развлечениях.

Философия йоги не только дает ответы на все вопросы человека, но также предоставляет научный способ преодоления его проблем и страданий. Более того, философия йоги не противоречит никакой религии или вере, и ею может заниматься каждый, искренне желающий встать на путь поиска истины.

Философия йоги - это вовсе не какая-то расплывчатая доктрина. Даже относительно небольшие усилия приведут к значительному расширению знаний, укреплению силы и спокойствия.

    Другие статьи на подобную тематику:
  • Понятие Бога в философии Йоги в статье: Бог в системе Йоги .
  • Точка зверния Религии частично отображено в статье: .
  • Развитие человечества в статье: .
Наименование статьи Автор
Васильев Т. 29578
Психическая энергия и здоровье человека Николай Баныкин 25877
Цель и философия Йоги Свами Вишну-Девананда 15255
Пять самых распространенных ошибок начинающих в йоге Марианна Горошетченко 10179
Отношение и позиция Церкви к Йоге Виктор Сергеевич Бойко 6458
Управление мышлением через Йогу 6102
Восемь ступеней йоги (Айенгар) Джуди Смит 6023
Познание истинного Я – путь к совершенному знанию Рамачарака 5445
Прана – абсолютная энергия Рамачарака 3575
Что такое карма? 2791
Бог в системе Йоги 2549
Состояние внутреннего конфликта и состояние Единства 2240
Йога - современная концепция древнего учения 2209
Айенгар Беллур Кришнамачар Сундарараджа 1990
Йога и бессмертие человека Денис Чичиян 1822
Регулирование режимов повседневной жизни Дэвид Фроули 1788
Медитация как средство решения проблем Шри Чинмой 1645
Эволюция человека и загробные миры Свами Шивананда 1633
Йога - ключ к полной жизни Годфри Девере 1520
Йога универсальный инструмент для души и тела Свами Вишну-Девананда 1454
Основания для занятия йогой Свами Сатьянанда Сарасвати 1404
Отношения между родителями и детьми Свами Праджнянпад 973
Обретение гармонии человеком Свами Праджнянпад 871

Философия Йоги

Страницы:

Йога есть не что иное, как метод объединения тела с духом. Это тот предмет, которым нужно заниматься практически, его нужно испытать самому, только теоретическое знание не подходит для эволюции. Опыт есть непосредственное знание, он действует как толчок для дальнейшего пылкого и энергичного следования этому искусству и науке. Йога это универсальная культура, так как она подходит любому, независимо от возраста, пола или национальной принадлежности.

Базовые принципы Йоги - Яма и Нияма

Мудрец Патанджали в древности сформировал восемь основополагающих принципов, на которых должно базироваться познание самого себя посредством Йоги . Он также называл это поиском души. Большинство людей впервые начинают знакомство с Йогой с Асаны - третей ступени, что является неверным с точки зрения мудреца. Прежде чем подвергать свое тело и сознание воздействию Асаны , будущим йогинам следует понять и принять принциы первых двух ступеней.

Современные люди сегодня вновь приходят к осознанию важности всего духовного. Измученные беспрестанными заботами и стрессами, они просто нуждаются в глотке свежего воздуха, источнике покоя и вдохновения.

И этим источником способна стать философия йоги, позволяющая постепенно открыть истинный путь к освобождению. И осознанию собственной сущности с дальнейшим раскрытием скрытого внутреннего потенциала.

Понимание йоги в философском смысле

Для многих людей философское учение йоги становится невероятным открытием, спасая от постоянных тревог и стрессов, помогая открыто увидеть главное в жизни. Но не нужно думать, что йога сводится к обычному выполнению асан.

В философском смысле она помогает найти кратчайший путь к освобождению, раскрыть собственный потенциал и открыть истинной путь к внутренней сути.

Поэтому основные принципы йоги сводятся к достижению гармоничного слияния души человека с телом. В более глубоком понимании здесь подразумевается единение с Всевышним. В целом, основы йоги не очень систематизированы, а ее отдельные аспекты подробно прописаны в различных древних источниках – Ведах.

И согласно многочисленным источникам, впервые философия, вошедшая в основы йоги, была описана именно в трудах Патанджали. В классическом понимании йога включает две основных категории – Пурушу (дух) и Пракрити (материя). Вместе они позволяют рассмотреть и объединить внешний и внутренний мир каждого человека.

Философская теория йоги отличается многогранностью, а ее главная цель заключается в постепенном достижении состояния Нирваны в виде полного воссоединения с Творцом. В современном мире существует целый ряд различных йогических направлений, способных действенно помочь в достижении Нирваны.

Также стоит отметить, что философское учение йоги действует и в том случае, когда человек имеет в этой области мало знаний или практически не верит в силу учения. А такой подход вполне оправдан для современного человека, который стремится получить больше материального, а не духовного в процессе обучения.

Пуруша и Пракрити

Для тех, кому трудно понять, в чем суть йоги, необходимо изучить различные источники информации и для начала попытаться осознать, что такое Пуруша (дух) и Пракрити (материя). Именно духовная и материальная составляющая являются главной основой всего сущего в мире.

Согласно учению, Пракрити состоит из трех основных сил:

  • покоя – Гуна Саттва;
  • деградации – Гуна Тамас;
  • движения – Гуна Раджас.

А вот истинную сущность духовной составляющей в философии йоги весьма трудно вообразить. У нее нет конкретной формы, а ее расположение находится вне пределов мира материального.

Еще Пуруша обладает настоящим сознанием, а в материи оно полностью отсутствует. А ее воплощением выступает древний бог Иншвара, хотя известны и другие божества.

Изучив основы философского учения, можно осознать единение материального и духовного, образующее на Земле все сущее. И вне рамок пространства и времени, поскольку йога подразумевает непрерывные процессы изменений, происходящие в материальных структурах. А духовная основа остается полностью неизменной, поскольку неподвластна времени.

Рассказать друзьям