Как сын поступил в футбольную академию. Сколько стоит вырастить футболиста для «Спартака

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Директор Академии «Спартак» Дмитрий Сидоров рассказал Forbes, как устроена подготовка молодых футболистов и каких затрат она требует

Настраиваясь на домашний чемпионат мира, Россия озаботилась проблемой подготовки футболистов для сборной страны. Так, с сезона 2015/16 в премьер-лиге действует жесткое ограничение на легионеров – не больше шести иностранцев на поле, плюс пять россиян. Лимит мотивирует клубы вкладываться в подготовку молодых игроков, а нестабильная экономика, урезающая бюджеты команд, превращает эти инвестиции в необходимость. Сколько стоит вырастить футболиста для топ-клуба и сборной, Forbes узнал у директора спартаковской академии Дмитрия Сидорова.

- В 2010 году Леонид Федун рассказывал Forbes , что потратил на строительство инфраструктуры для футбольной школы «Спартака» около $40 млн. Что сейчас представляет из себя актив «Академия «Спартак» имени Федора Черенкова»?

Наш главный капитал - это тренерские кадры, поэтому мы №1. А что касается материальной базы, то у нас шесть открытых искусственных полей разного уровня, три из них - с подогревом. Основное поле имеет сертификат ФИФА, там проводятся матчи Юношеской лиги УЕФА. Плюс манеж. Плюс спортивный городок с площадками для теннисбола, тренировок вратарей и других занятий. Есть тренажерный зал, столовая, медицинские кабинеты, залы для теории и гостиница на 50 человек. Правда, там редко бывает полная загрузка. С проживанием в академию могут быть зачислены футболисты не младше 12 лет, потому что мы считаем, что дети должны жить в семье. Но есть сильные иногородние ребята, которых клуб не хочет потерять, есть талантливые мальчишки из Москвы, у которых сложные семейные обстоятельства, - они могут жить в академии и учиться в гимназии по соседству.

- Натуральных полей в академии нет?

В наших широтах это бессмысленно. К тому же большинство детских и юношеских турниров проводятся на искусственных полях.

- Сколько детей занимается в академии и какой штат сотрудников?

В среднем около 250 мальчишек. Этой осенью мы набрали группу 2011 года рождения - это наш младший возраст. Штат сотрудников академии - 54 человека, в том числе 23 тренера и четыре селекционера. Кроме того, у нас есть своя скаутская сеть из 18 человек по всей стране. Не охвачены, пожалуй, только самые удаленные от Москвы или «нефутбольные» регионы. Если мы получаем от скаутов на местах информацию о каком-то одаренном ребенке, наш селекционер выезжает на место, чтобы собрать максимум информации и принять решение о просмотре мальчика в академии.

- Какой у вас конкурс при приеме?

Бывали катастрофические годы, когда на отбор по младшему возрасту приходило около 60 детей. Сейчас дни открытых дверей собирают от 1000 до 2000 мальчишек - под 200 на каждый из младших возрастов, которые мы принимаем. В 2017-м из 179 шестилеток мы взяли 16. Получается, 11 человек на место. Раньше мы набирали группы по 20 человек, но сейчас несколько изменили концепцию - хотим, чтобы тренеры могли больше времени и сил уделять индивидуальной работе, поэтому сокращаем группы до 12-16 детей.

- В академии есть платные группы?

Нет. Клуб как наш учредитель полностью обеспечивает всех, кто занимается в академии. Тренировки, питание, экипировка, турниры. Но этой осенью мы запустили новый проект - Spartak City Football Academy - как раз для тех, кто по каким-то причинам нам не подошел, но хочет играть в футбол за «Спартак». Например, мы не занимаемся подготовкой совсем маленьких детей. Хотя иногда звонят родители и просят забрать в интернат их одаренного четырехлетнего (!) мальчика. Но мы живем по средствам и не можем вкладываться в неизвестность, а в этом возрасте крайне сложно предсказать футбольное будущее ребенку. Зато в проекте Spartak City Football Academy есть группы для малышей.

- Платные.

Да, конечно. 5-8-14 тысяч в месяц в зависимости от возраста и интенсивности занятий. Ребята из City Football взяли европейский опыт – например, ПСЖ футбольную подготовку малышей тоже вывел на аутсорс, и пришли к нам с готовой бизнес-формулой. У них своя инфраструктура: 8 открытых площадок и 3 закрытых – с искусственных покрытием в бывшем теннисном центре. И тоже, кстати, в Сокольниках. От нас они получили бренд в название, а с ним – и потенциальную аудиторию. Кроме того, методика тренировок полностью с нами согласована, а все тренеры прошли стажировки в нашей академии.

- Что в этом партнерстве получил «Спартак»?

Во-первых, возможность не потерять детей, которые по каким-то причинам не попали в академию, но хотят играть в «Спартаке». Через какое-то время они, возможно, вернутся к нам, но уже более подготовленными. Плюс мы получим осознанных родителей, которые понимают, нужен ли им сын-футболист. Во-вторых, есть финансовая составляющая. «Спартак» получает процент с доходов проекта. Озвучивать конкретную цифру не буду, но мы практически в равных долях, учитывая расходы создателей City Football. Мне это направление кажется очень перспективным. Проект работает с сентября, а там уже регулярно занимаются 170 детей.

- Как еще зарабатывает академия «Спартак»?

В июле мы проводим футбольный лагерь. Две смены по 80 детей. Стоимость путевки 38 900 рублей. Планируем развивать это направление, в том числе по причине все чаще поступающих запросов из других стран. Прорабатываем и возможность проведения лагерей на аутсорсинге под нашим методическим контролем. Это, конечно, небольшой доход, копейки в рамках бюджета, но это важно. Плюс это помогает бороться с нечистоплотными компаниями, которые организуют подобные лагеря под нашим именем.

Еще один источник дохода - компенсации за воспитание футболистов. Если выпускник клубной академии заключает первый профессиональный контракт с другим клубом, то подписавший его должен выплатить школе (или школам), где его вырастили, определенную сумму. Регламент ее определяет в размере от 25 000 до 50 000 рублей за год обучения, так что в среднем мы получаем около 2 млн рублей в год.

- И сколько выпускников академии «Спартак» становятся профессиональными футболистами?

Около 75% продолжают карьеру. У нас лучший показатель в стране. Спартаковское футбольное образование сродни диплому МГУ.

- Насколько выплаты за игроков компенсируют затраты на то, чтобы их вырастить?

Не компенсируют. В среднем по стране – учитывая и государственные, и частные футбольные школы – затраты на одного ребенка в год составляют от 300 000 до 600 000 рублей. Цифры очень сильно зависят от региона (разный уровень зарплат, аренды и т.д.), от наличия инфраструктуры и прочих факторов. Младшие возраста больших затрат не требуют, а вот с ребятами постарше, которым нужны спарринги, турниры, уже совершенно другие расходы.

- Поэтому Леонид Федун в своем революционном интервью «Спорт-Экспрессу» предложил вычислять компенсацию не от трансферной стоимости футболиста, а от его зарплаты. И даже высчитал, что в таком случае переход Артема Дзюбы в «Зенит» покрыл бы 35-40% годового бюджета спартаковской академии. Официальной информации по зарплатам в российском футболе нет - а сколько составляет бюджет академии?

Мы не раскрываем цифры. Каждый год мы рассчитываем предполагаемые расходы и защищаем бюджет у руководства. За последние годы он рос, но очень незначительно - буквально за счет индексации зарплат или закупки какого-то необходимого оборудования. Могу сказать, что некоторые государственные школы озвучивают бюджет в 200 млн рублей. И это очень хорошие цифры, многие клубные академии о таком могут только мечтать.

- Самая богатая футбольная школа в России – это «Краснодар» или «Зенит»?

Мы не комментируем конкурентов.

- Но Академия «Спартак» входит в тройку по бюджету?

В пятерку.

- Что составляет основную часть расходов?

Около 25% - содержание инфраструктуры, участие в турнирах - 10%, зарплаты - 30%. Плюс экипировка ­- 10%, питание, транспорт, перелеты, медицина и т.д.

В 2010 году Леонид Федун вслух мечтал, чтобы академия каждый год поставляла хотя бы одного игрока главной команде. Как сейчас формулируется задача футбольной школы?

Нужно еще быстрее давать классных, индивидуально сильных игроков, ну а защитники - вообще на вес золота. Уже четыре года подряд Московская федерация признает нашу академию лучшей среди столичных школ: мы выигрываем главный турнир региона - Клубную лигу. Кроме того, наши команды регулярно побеждают в общероссийских соревнованиях, и думаю, что теперь самое время сосредоточиться на индивидуальной работе с особенно талантливыми ребятами, уделять им больше времени и внимания. Здорово, когда команда в своем возрасте всех побеждает, но по факту лучше пусть будет одна звезда в команде, потому что эта звезда нужна в основном составе. И я могу сказать, что у нас в каждом возрасте есть минимум один потенциальный игрок для главной команды.

Когда в 2010-м спартаковская футбольная школа превратилась в академию, методика подготовки игроков как-то поменялась?

Мы стали подходить к тренировкам более системно. Никакой тренерской самодеятельности, все строго по разработанной программе, хотя, конечно, футбол развивается и в программу тоже вносятся изменения. Плюс обязательное медицинское сопровождение, питание, полная аналитика.

В Европе есть несколько футбольных школ, чьи системы подготовки считаются особенно эффективными. Например, академия «Аякса» - ее воспитанников в лучших европейских чемпионатах больше всего. Там практикуются более широкие возрастные группы, у младших нет деления на амплуа, а тренеры регулярно меняются командами…

Да, тренерская ротация там доходит даже до ненормальности - тренеры у детей меняются чуть ли не каждый месяц. Мы тоже хотели менять каждый год, но поняли, что каждый тренер силен в работе с определенной возрастной группой. Поэтому 2-3 года он работает с одним возрастом, а потом мы его меняем. Кроме того, мы смотрим, как у тренера развиваются игроки - если прогресса нет, то надо что-то предпринимать.

Другие принципы футбольной подготовки «Аякса» в «Спартаке» используют? Или, может, вы ориентируетесь на другой пример?

Нельзя сказать, что мы взяли какую-то конкретную модель. Мы были во многих академиях - в Голландии, в Испании, в Англии. И везде подмечаем какие-то полезные детали. При этом колоссальной разницы в тренировочном процессе между европейскими школами и «Спартаком» нет. Вот, например, 1,5 года назад у нас проводили спортивный аудит представители «Аякса», и они тоже не заметили каких-либо существенных различий в подготовке. Тем более даже в «Аяксе» методика со временем меняется. Кроме того, в Европе есть свои особенности законодательства и менталитета. Например, у нас в детских школах не могут играть легионеры, а условный «Аякс» или «Партизан» такими правилами не ограничен - и собирает всех лучших. Или проблема родителей. На Западе есть четкое разделение ответственности: если я отдал ребенка тренеру, значит я ему доверяю. Мама с папой пришли на игру, поаплодировали и продолжили обсуждать свои темы. У нас же некоторые родители считают, что разбираются в тонкостях тренировочного процесса лучше тренера и зачастую негативно влияют на ребенка.

- Какая школа в Европе показалась вам самой интересной?

- «Барселона» поразила. Уровень игроков, их обученность, скорость выполнения упражнений. И особое внимание, которое уделяют младшим возрастам. Там спокойно используют игроков на разных позициях, совершенно не обращая внимание на счет в матче. А в России это основной губительный момент детского футбола - все заточено под турнирный результат. Мы стараемся убрать слово «результат» из процесса. Ориентируемся на то, чтобы вырастить индивидуально сильных, разносторонних игроков, готовых играть по различным тактическим схемам.

После перезагрузки спартаковской футбольной школы прошло уже больше 7 лет, но своих воспитанников в составе главной команды почти нет. Почему?

Еще рано оценивать результаты. Хотя и за это время довольно много воспитанников привлекались в основу - Антон Митрюшкин, Денис Давыдов, Зелимхан Бакаев, Игорь Леонтьев, Артем Самсонов и другие. Хороший шанс сейчас получили голкипер Александр Максименко, защитник Николай Рассказов, полузащитник Михаил Игнатов. Но академия - это только начало. Следующий шаг - создание вертикали «школа - молодежный состав - «Спартак-2» - основа». Раньше многие игроки просто не успевали дорасти до основы, а промежуточной команды для них не было: и ребята либо заканчивали, либо уходили в другие клубы. Теперь вертикаль работает. Кроме того, нынешние тренеры молодежной команды и «Спартака-2» - из академии, всех ребят очень хорошо знают. И сейчас сильнейший 2001-й год рождения на подходе. Не стоит забывать и о наших воспитанниках в сборных страны всех уровней. К примеру, в костяк молодежной сборной входят 9 выпускников Академии «Спартак». Думаю, это достойный результат.

- Сколько составляет средняя зарплата тренера спартаковской академии?

У нас нет средней зарплаты - все тренеры получают одинаково. Эту практику ввел еще Сергей Родионов (генеральный директор ФК «Спартак» - Forbes), когда работал в академии. Раньше бывало так, что все «сливки» получал тренер старших возрастов, а тренеры младших были обделены. Теперь все в равных условиях. И это правильно. В «Спартаке» не самые высокие зарплаты, в некоторых частных и государственных школах получают больше. Но там премии зависят от турнирных результатов, у нас же система мотивации основывается на качестве и количестве подготовленных футболистов. Нам нужны не титулы, а игроки.

Об авторе: Качан Александр Иванович – 56лет. Тренер – преподаватель отделения футбола ДЮСШ «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры МБОУ СОШ № 41, в прошлом много лет отыгравший в командах мастеров г. Калуги, обладатель «Кубка Миллионов» Советского Союза среди производственных коллективов, дважды обладатель Кубка РСФСР среди КФК., неоднократный призер среди команд мастеров 2-ой лиги Советского футбола.

Раньше мальчишки приходили в футбол с 5-6 летним стажем уличного футбола, и обучение начиналось на базе приобретённых на улице самобытных двигательных и игровых навыков. Теперь же обучение приходится начинать с очень раннего возраста и практически с нуля. Подобные сопоставления дают достаточно оснований, чтобы убедиться в том, что уровень физического и, особенно, игрового развития мальчишек прошлых лет был значительно выше нынешнего поколения.

Современный футбол и скоростной и силовой, и это результат непрерывного развития от простого к сложному, от известного к неизвестному. Каким бы трудным не было упражнение, оно в конечном итоге становится доступным и лёгким, благодаря постепенному и последовательному обучению. А от сложного есть только один путь- к ещё более сложному. Гениальное всегда просто.

Профессия детского футбольного тренера многогранна. Он учитель и воспитатель, исследователь и экспериментатор, мастер своего дела не только по профессии, сколько по призванию. Если у ребёнка нет или не хватает футбольных знаний- беда небольшая. Знания приобретаются. Если нет природных способностей- трудность непоправимая. Очень важно определить эти способности в раннем возрасте ребёнка. Тогда больше будет времени для их развития и, соответственно, результаты вашей работы и труд ребёнка будут налицо.

Символично можно определить пять заповедей детского футбольного тренера.

1.Футбол- это игра. Поэтому урок в детском футболе должен быть похож на игру.

2.Талант- это, чему невозможно научить. Поэтому воспитание должно начинаться не с обучения, а с развития природных данных.

3.Наследственность определяет потенциальные возможности, а среда- насколько эти возможности можно реализовать.

4.Футбол –один из самых сложных в обучении видов спорта. Научить играть при помощи только одних упражнений невозможно. Упражнение- это теория, игра-практика.

5. Самобытность каждого мальчишки- это выражение своей неповторимой особенности, что как раз и ценится в игре.

Работа детского тренера начинается с отбора, а ещё чаще с набора, и уже в процессе занятий тренер решает, на какие компоненты и факторы необходимо обращать внимание. Многолетние наблюдения и практический опыт показали, что в основе отбора должны лежать не приобретённые, а в первую очередь- психофизиологические особенности ребёнка. Какими же природными качествами должен обладать мальчишка, чтобы научиться играть в футбол? В начальной стадии во главе угла должен лежать критерий, определяющий игровое мышление.

Английский профессор Г.Айзенков, создатель тестов по определению интеллектуального развития в своей книге «Проверьте свои способности» писал:» Можно сказать, что под умственными способностями мы понимаем то врождённое свойство нервной системы, которое позволяет одному человеку думать, решать интеллектуальные проблемы лучше, чем другому.»

Метод набора в футбольную секцию или в футбольную школу должен быть игровым. Если в игре мальчишка проявляет склонность играть на перехвате, играть без мяча, делать своевременную подстраховку, принимать решение до приёма мяча,значит он в наиболее вероятной степени обладает способностями к развитию игрового мышления.

Этапы отбора.

В настоящее время пользуются в большей степени набором детей в начальные группы подготовки с очень раннего возраста (5-6 лет)и потом в процессе занятий осуществляется собственно отбор на первый взгляд наиболее перспективных ребят. Но судить о талантливости можно только в процессе наблюдения за детьми или на каком-то интуитивном уровне. Жизнь не раз показывала как тот, что был вначале слабее- становился сильнее, а преуспевающего в игре обгонял отстающий.

Темп развития юного футболиста зависит не только от качества обучения, но и от врождённых данных, исходный уровень которых у разных мальчишек неодинаков. Имеется ввиду физическое развитие ребенка. В определённом возрасте физическое развитие кажется имеет решающее значение в определении возможностей ребёнка как футболиста, и здесь для тренера главное не ошибиться. Он должен определить степень возможностей ребёнка, у которого физическое развитие немного задерживается. Как это сделать?

Существует общая схема формул критериев отбора, это три показателя особенностей ребёнка: Скорость, Смелость(или это по-другому называют- бойцовские качества) и мышление. Есть ещё особенность-умение (т.е. ребёнок уже в какой-то степени владеет навыками игры в футбол, но как мы решили ранее - умение это дело наживное.

Итак, скорость-это врождённое качество. Так как современный футбол скоростной - это качество одно из основных критерий при отборе. Смелость или бойцовские качества? Футбол не только скоростной, но и силовой, единоборства идут по всему участку футбольного поля, значит этот критерий тоже имеет немаловажное значение. И, наконец, мышление в современном футболе тоже имеет важное значение. Вывод: если у ребёнка есть задатки всех этих качеств- значит он принят безоговорочно. Это идеальная формула. Что делать, если одно из этих качеств отсутствует? Это не беда, конечно, ребёнок должен быть принят и над отсутствующим качеством нужно работать, развивать его в большей степени. Но если отсутствует больше,чем одно, очень часто работа бывает впустую. Что можно отнести к показателю - смелость: если мальчишка бросается под удар мяча и не поворачивается спиной, если при сближении с соперником не сбавляет скорость и смело идёт в стык, если не выжидает, а сразу вступает в единоборство и заставляет соперника своими действиями ошибаться, если не раздумывая берёт на себя инициативу обводки и удара по воротам. Это и есть бойцовские качества.

Показатели игровых способностей.

С мячом: 1.Склонность к обводке

2.Игра в пас

3.Нестандартные, самобытные действия.

Без мяча: 1.Выбор позиции

2.Подстраховка

3. Игра на перехвате, опережение, добивание

4. Умение открыться

5. Решение действия до приёма мяча.

Есть ещё показатели так называемых морально-волевых качеств- это систематичность посещаемости, стабильность трудолюбия. Содержание тренировочного процесса на первом этапе состоит из двух разделов:

1.Игра и развитие физических качеств через упражнения с мячом. Суть этих упражнений в психологическом эффекте, возникающим благодаря положительным эмоциям от физических упражнений с мячом. И это очень важно в детском и подростковом возрасте.

2.Суть методики развития самобытных навыков- в самостоятельном выполнении предложенных упражнений. Не нужно сразу поправлять или учить выполнять те или иные двигательные действия. Техника движений- это прежде всего многократное повторение упражнений. Хорошо, если сам ребёнок придёт к правильному выполнению техники движения.

Для первого года обучения предлагается программа:

Наименование

Сент.Окт.Нб.Дек.Янв.Февр.МартАпр.МайИюнИюл.Авг.

ТеорияБеседы:

Развитие самобытных навыковДвигательныеВедение мяча

Передачи

ИгровыеФутбол на ¼ поля

Мини-футбол в зале

Гандбол с элементами футбола

Подвижные игры и эстафеты

Продолжительность тренировки- 60минут

А) специальные двигательные навыки- 15 минут

Б) Игровые навыки- 40 минут

В) Информация о футболе и правилах игры – 5минут

Основой техники игры в футбол является обучение ведению мяча, удары по мячу в

Сторону ворот, остановка мяча и передачи. Так как дети приходят в футбол в очень раннем возрасте, говорить о каких-то игровых навыках не приходится. Всё начинается с нуля и дать упражнения надо самые простые. Но при этом дети должны с самого начала усваивать, что:

При ведении: 1. Наблюдать за мячом нужно периферическим зрением (дети поймут быстрее, когда им говоришь смотреть «краем глаза»)

2.При ведении нужно касаться мяча как можно чаще.

3. Вести мяч нужно и правой и левой ногой.

При ударах: 1. Нужно смотреть на мяч, а траекторию полёта мяча определять мысленно.

2.Нужно напрягать мышцы как опорной ноги, так и бьющей(малейшее расслабление мышцы может привести к травме)

3. Попадать по мячу самой твёрдой частью голеностопного сустава, подъёмом (а для этого нужно научиться оттягивать носок ноги)

При остановках: 1. Нужно научиться определять траекторию полёта мяча.

2.При касании с мячом нужно научиться не только расслаблять мышцы, но ещё и помогать уступающим движением части тела,гасящим скорость летящего мяча.

3. Останавливать мяч нужно уметь всеми (кроме рук) частями тела.

Все технические приёмы усваиваются в процессе неоднократных их повторений.

При ведениях мяча нужно двигаться по прямой, меняя направления, по кругу, вокруг себя. Касаться мяча оттягивая носочек, когда ведёшь по прямой. Касаться мяча внешней и внутренней стороной стопы- при изменении направления движения. Двигаться с мячом, перекладывая его с ноги на ногу. Вести мяч, обводя препятствия (стойки, фишки, соперника).

Можно вести мяч самостоятельно, в парах, в тройках (при этом делая ещё и передачи друг другу).

Удары- самоё любимое упражнение начинающих футболистов. Раньше было такое выражение «кто сильнее всех бьёт, тот лучше всех играет». В какой-то степени это высказывание недалеко от истины. Тот, кто быстрее освоит этот технический приём будет иметь иметь преимущества и в передачах и во взятии ворот соперника.

Вначале нужно начинать обучать ударам по неподвижному мячу, но наибольший эффект обучения- это удары по катящемуся мячу. Вся прелесть игры в футбол и умения самих футболистов- в движении. Хотя в современном футболе голы со стандартных положений имеют не меньший эффект, чем голы с игры.

Футбол, как и все другие виды спорта имеет свою координацию движений, связанную с очень частым и резким изменением направления движения. Поэтому, специальным футбольным движениям, даже без мяча, нужно обучать с самого начала и делать это лучше в форме игр или эстафет, может быть каких-то соревнований, когда у детей просыпается азарт и они проявляют наибольшие старания. При это очень полезно поощрять их похвалами, даже если ребёнок или его команда в данный момент оказалась слабее соперника.

Игра в футбол включает в себя такие понятия, как: техническая подготовка, физическая подготовка, тактическая подготовка и психологическая подготовка. В комплексе эти виды подготовки называют «школой футболиста». В начальной стадии обучения(в группах начальной подготовки) преобладают техническая и физическая подготовка в большей степени, чем тактическая и психологическая подготовки. Тактические задачи в основном решаются индивидуально каждым начинающим футболистом, а психологическая подготовка осуществляется автоматически непосредственно в игре или соревновательном турнире. Мы рассмотрели в основном первых два вида подготовки. Групповые, тактические и психологические задачи осваиваются в более старшем возрасте.

Руководитель селекционной службы Академии «Спартак» Александр Судариков ответил на один из самых популярных вопросов об Академии и рассказал о системе работы селекционной службы и критериях отбора.

— Ребята из разных уголков России часто задают вопрос: «Как попасть в Академию?» Ответ прост: нужно любить футбол и начинать заниматься им как можно раньше, обязательно ходить в детскую спортивную школу в своем регионе. Совершенствовать свое футбольное мастерство можно и при школах, и во дворе, но шансы добиться успеха под руководством профессионального тренера повышаются. Нередко сталкиваемся с ситуациями, когда юноша лет 16, нигде до этого в футбол не игравший, обозначает свое желание играть в «Спартаке». Это схоже с тем, что в таком возрасте он умел бы брать пару аккордов на скрипке, но уже звонил бы в симфонический оркестр и просил взять в коллектив: вдруг получится? Занимаясь в местной школе, участвуя в соревнованиях, повышая свой уровень мастерства, ребенок делает шаг навстречу «Спартаку». Ведь если мальчик играет хорошо, то тренер будет ставить его в состав, брать на соревнования, где его и смогут увидеть представители нашей селекционной службы.

— Расскажите, пожалуйста, о структуре селекционной службы.
— Прежде всего, необходимо сказать о введенном регламенте, которого не было раньше. Генеральный директор нашего клуба Роман Гурамович Асхабадзе ввел эту норму совсем недавно для оптимизации процесса и работы службы. Селекционная служба Академии состоит из штатных селекционеров и региональных скаутов. Штатные селекционеры в первую очередь отслеживают различные соревнования в Москве и Московской области: турниры общеобразовательных школ, городские соревнования всех уровней и всех возрастных категорий. В их обязанности входит также работа на турнирах с участием сборных команд, в финалах региональных соревнований, на всероссийских турнирах. Скауты же занимаются поиском одаренных мальчишек в своих регионах, посещая школьные городские и зональные соревнования, финалы региональных турниров.

— Россия — страна огромная, удается ли охватить все? Как поступаете в случае информации по юному футболисту из регионов, где нет скаутов?
— Если мы получаем письмо от мальчика из региона, где нет скаутов, то найдем возможность узнать информацию по нему. Если окажется, что уровень игрока неплох, изыщем способ отправить селекционера посмотреть на этого игрока в деле. Написать можно на адрес prosmotr @ spartak . com и указать имя и фамилию, дату рождения, амплуа, команду, за которую сейчас выступаешь, и ближайшие соревнования, в которых команда будет принимать участие, а также телефон для обратной связи. Нет письма, которое мы оставили бы без внимания.

— Каковы критерии отбора в Академию «Спартак»?
— Все зависит от возраста футболиста. У самых юных, например, мы смотрим на первичные навыки владения мячом, быстроту, ловкость, координацию. Чем футболист старше, тем больше требований к нему предъявляем как в техническом, так и в тактическом плане. Подчеркну, что статус Академии при профессиональном клубе не позволяет подходить к игроку однобоко. Чтобы попасть в ряды спартаковцев, недостаточно быстро бежать стометровку или быть превосходным дриблером. В игроке должны сочетаться техническое оснащение, ловкость, координация, психологическая устойчивость, игровое мышление — ведь мы приглашаем лучших. Но и этим перечень аспектов, на которые обращаем внимание, не заканчивается: смотрим также на воспитание мальчика, его отношение к учебе в общеобразовательной школе, поведение в коллективе.

— Как происходит принятие решения о необходимости приглашения ребенка на просмотр и его зачисления в Академию?
Получив сведения от регионального скаута о перспективном мальчике, соответствующем нашим критериям, отправляем в регион штатного селекционера, который посмотрит на футболиста в деле. Если и тот приходит к выводу, что это игрок уровня Академии, он передает сведения в аналитический отдел, где обрабатывается вся информация по игроку. После этого с главным тренером Академии и старшим тренером команды мы определяем сроки, в которые можно будет просмотреть футболиста. Договариваемся с игроком, который вместе с сопровождающим (обычно это тренер или кто-то из родителей) за счет Академии приезжает, проходит медицинский осмотр, общается с тренером-психологом и, конечно, занимается вместе с командой, участвует в товарищеских матчах или турнирах, проводимых в эти сроки. По окончании просмотрового периода решение, зачислять футболиста или нет, принимает тренерский совет, в который входят президент Академии, главный тренер, руководитель селекционной службы, тренер по физической подготовке, а также пять тренеров, выбранных тренерским штабом: Алексей Лунин, Юрий Дарвин, Юрий Хурманец, Евгений Сидоров и Владимир Бесчастных. Решение принимается большинством голосов.

— До 14 лет в Академию не зачисляют иногородних мальчишек. Значит ли это, что ребята младших возрастов лишены шансов попасть «на карандаш» представителям селекционной службы?
— Как я уже говорил, наши сотрудники следят за соревнованиями ребят всех возрастных категорий. Если мальчику меньше 14 лет и он соответствует нашим критериям, мы его ведем: с определенной периодичностью приглашаем на игры, на просмотры, следим, не только как он развивается на уровне своей команды, но и как смотрится в играх со спартаковскими сверстниками.

— Наш клуб и Академия сотрудничают с рядом спортивных школ Москвы, Подмосковья и регионов России. Есть ли преимущество от занятий в школах-партнерах для мальчишек, грезящих играть за «Спартак»?
— Не секрет, что некоторые спортивные школы неохотно отпускают своих «звездочек», детей, которые им приносят результат, в Москву. Школы-партнеры, напротив, заинтересованы в переходе воспитанников в ряды красно-белых. Оттуда мы первыми получаем информацию о наиболее перспективных воспитанниках. Благодаря такой открытости и сотрудничеству нам легче будет следить за ростом футболиста, проще будет происходить и переход ребенка в Академию.

— Могут ли в Академию попасть футболисты из других стран?
— По регламенту Московской федерации футбола в первенстве Москвы могут играть только футболисты с российским гражданством. Теоретически зачислить ребят с Украины или из Белоруссии, например, мы можем, но возможности выступать за «Спартак» в основных соревнованиях у них не будет.

— К сожалению, в последнее время участились попытки мошенников обмануть юных футболистов, желающих попасть в Академию. Как не поддаться обману?

— Всегда можно позвонить в Академию или написать на электронную почту селекционной службы, чтобы уточнить полученные сведения. Ну а если у вас просят за что-либо денег от лица Академии, сомнений быть не должно: вы имеете дело с мошенниками. Ни за просмотр, ни за экипировку, ни за зачисление или тренировочный процесс в спартаковской Академии дети и их родители платить не будут.

Через скаутские программы Nike, ищущие непрофессиональных футболистов по всему миру, прошли тысячи молодых ребят. Многие, как экс-спартаковец Маджид Уорис , с их помощью попали в большие футбольные клубы. Первым россиянином, подписавшим профессиональный контракт после обучения в Академии Nike, стал 19-летний Максим Бойчук , никогда до этого не занимавшийся в футбольных школах. В интервью «Чемпионату» сразу после подписания контракта с нальчикским «Спартаком» из ФНЛ Максим рассказывает о своём пути: от коробки в Балабаново до попадания в профессиональную команду.

«Составить конкуренцию Роналду? Без проблем!»

Российский резидент академии Nike в Англии Максим Бойчук поделился впечатлениями от жизни в одной из лучших футбольных школ.

«В КФК зарплата была 10-15 тысяч рублей, но не платили и её»

Я просто играл в футбол на улице, ни в каких секциях не занимался, - объясняет Бойчук. - Уже в 11 лет начал играть за родной город Балабаново, а через три года переехал в Обнинск, где попал в «Квант» из КФК. Поначалу к футболу относился не очень серьёзно.

- Но деньги в КФК платили?
- Должны были, но в итоге за полтора года я зарплату ни разу не увидел. Хотя в «Кванте» была зарплата от 10 до 15 тысяч рублей, премиальных не было.

- Как родители относились к увлечению футболом?
- Мой отец, офицер запаса, раньше футбол вообще не воспринимал. Хотел, чтобы я пошёл по его стопам, в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков. У меня и старший брат его же заканчивает. Если бы не футбол, тоже оказался бы там.

- Потом вы участвовали в нескольких турнирах Nike Most Wanted.
- О ней мне рассказал друг. На первый турнир, «Битву двух столиц», не попал из-за возраста, мне было всего 15. На следующий год поучаствовал сразу в двух - «Бунтари коробок» и «Ice Kings».

- В Москву из Балабаново как добирались?
- Садились на самую первую электричку в 5:30, через два часа были в Москве. Домой возвращались ближе к двум ночи. И так три дня подряд.

- Не зря?
- На первом турнире попали в топ-40: почти час не выходили с площадки, поймали кураж. А вот в финальной части «Бунтарей коробок» не выиграли ни одного матча.

«Поля на базе сборной Англии - космос, в КФК такого нет»

- Зато после второго турнира вас пригласили в футбольную академию в Англии.
- Это стало неожиданностью для меня. В финальную часть «Ice Kings» попали четыре команды, а мы стали пятыми. Уехали домой расстроенными - ведь двух лучших игроков, которые поедут в Англию, должны были выбрать именно из финалистов. Но спустя неделю мне позвонили из Nike и сказали, что в академию еду я. Подготовку начал сразу.

- Как?
- Сам занимался физической формой: турник, брусья. Бегал по горочкам местного балабановского леса, Страдаловка называется. В свой «Квант» ходил на тренировки. Съездил в Москву, чтобы визу сделать, и через два месяца мы улетели в академию.

- Главное впечатление помните?
- Шикарные условия: гостиницы, еда, бассейны, тренажёрный зал… Всё на высшем уровне. Поля - отличные, я такого в КФК не видел. Однажды только играли с «Квантом» против ЦСКА в Ватутинках, в двух матчах три мяча «армейцам» забил.


- Сколько длился отбор в Англии?
- Три дня тяжёлых тренировок. Сейчас правила отбора очень изменились: два года назад у нас было очень много силовых упражнений, теперь ребята больше работают с мячом. Самое адское упражнение на том отборе - йо-йо. Фишка расположены на расстоянии 20 метров друг от друга, рядом с каждой находится динамик. Когда он пищит, нужно бежать до фишки и обратно, и так пока не кончатся силы. Тогда 17 подходов сумел сделать, сейчас мой лучший результат - 32.

«Мама еле успела забрать деньги из института»

- Что было потом?
- Мы провели игру с командой академии, я даже забил гол. Но на собрании в конце третьего дня объявили список игроков, остающихся в Англии, и я свою фамилию не услышал. Я уехал расстроенный, попытался подать документы в военно-морское училище в Петербурге, но потянул спину и не сдал физкультуру. В итоге решил поступать в Институт образования и науки в Обнинске, чтобы не попасть в армию. Там меня уже внесли в базу данных, мы заплатили деньги, и тут, спустя месяц после отбора звонок…

- Из академии?
- Да, мама еле успела деньги забрать! У меня, конечно, было предчувствие, что может такое случиться, но о том, что именно я был в резерве и на самом деле понравился тренерам, понятия не имел! Да и таких случаев почти не было.

- С кем была ваша первая игра за академию?
- Через несколько дней после того звонка мы играли с дублем «ПСЖ» во Франции. Сейчас половина того состава регулярно выходит играть за основу, тот же центральный защитник Преснел Кимпебе, вчера дебютировавший в ЛЧ против «Барселоны». Я вышел на замену и отыграл 15 минут.

- Такие игры часто бывают?
- Академия Nike играет раз в неделю: играли с «Ливерпулем», «Галатасараем», «Лестером», «Норвичем», «Коринтиансом», «Брюгге». В целом не сказал бы, что уровень футболистов из академий топ-клубов выше, чем у игроков команды Академии Nike. Просто там ребята играют по два-три года вместе и отлично друг друга понимают, а у нас состав обновлялся каждые полгода. За сезон 11 ребят подписали профессиональные контракты: кого-то «Лестер» забрал, кто-то уехал на родину в Сидней или Прагу.

- Тренировки такие же тяжёлые, как на отборе?
- Джон Гудман, наш главный тренер, - очень понимающий и открытый человек. Очень важно, что он сам был нападающим, поэтому очень много именно со мной занимался. В академии четыре тренировочных дня из семи: работали и над физикой, и над игровыми компонентам, и над тактикой. Мы жили под Бирмингемом, а тренировались на базе сборной Англии.

- Языковой барьер сильно мешал?
- Поначалу не понимал почти никого, мог только примерно уловить, что объясняют тренеры, поэтому было тяжело. Но достаточно быстро освоился, во многом благодаря разговорникам, которые подарили в дорогу родители.


Как попасть в английскую футбольную академию в Москве

22 молодых футболиста-любителя со всей России прошли отбор и показали себя клубам РФПЛ. Теперь такую возможность получат жители Москвы.

«В Нальчике поначалу было тяжело - не привык бегать столько кроссов»

В октябре вы вернулись в Россию в качестве капитана Академии Nike, чтобы сыграть против команды K11. Это была разовый случай или вы «капитанили» и до этого?
- Было безумно приятно: родители наконец познакомились с моими тренерами из академии, посмотрели на мою игру вживую. «Открытие Арена» - это самый крутой стадион, на котором я когда-либо играл! Я, кстати, уже был капитаном в двух матчах в Англии.

- Игроки K11 не просили перед матчем на «Открытии» не забивать?
- Ещё как просили, все! Но игра есть игра.

- Поэтому решили пробить пенальти?
- В нашей команде был игрок, который очень давно хотел исполнить одиннадцатиметровой, но даже он взял мяч и отдал его мне. Пробил «паненкой»? Как-то само вышло…


- После матча c K11 у тебя были предложения от профессиональных клубов?
- Меня приглашали несколько клубов из ФНЛ, и я выбрал нальчикский «Спартак», у которого сейчас есть небольшие проблемы с нападающими - основной форвард получил травму, второй продолжает восстанавливаться. Как оказалось, тренеры моей новой команды смотрели запись игры с K11 и некоторые другие мои матчи, например с «Лестером».

- Разница с академией на тренировках есть?
- Здесь футболисты постарше, поэтому немного непривычно. Первые дни было очень тяжело: не привык бегать такое количество кроссов. В Англии тоже приходилось тяжеловато, но не так часто. Впрочем, со временем привык.

- Уже успели проявить себя в новой команде?
- Ещё в России отыграл 90 минут против «Алании» на заснеженном поле - для Нальчика редкость. А вчера вышел на 15 минут против «Зенита-2» в Кубке ФНЛ. Теперь жду дебюта в официальных матчах, надеюсь, мне удастся сыграть в стартовом туре после зимней паузы против «Динамо».

Воспитание молодых спортсменов, в частности футболистов, это неотъемлемая и фундаментальная часть работы большинства отечественных клубов профессиональной лиги. Развитие академии ЦСКА - приоритетное направление деятельности «армейцев». В школе создаются оптимальные условия для того, чтобы максимально возможное число ребят прошло все этапы становления на пути к молодежной и основной команде.

Общая информация

Академия ЦСКА основана в 1954 году, как группа подготовки молодых футболистов при команде ЦДСА. В 1970 году подразделение реорганизовано в детско-юношескую С 2001 года группа входит в структуру ПФК ЦСКА.

В ДЮСШ занимаются юные спортсмены в 13-ти возрастных категориях, общее число учащихся составляет около 400 человек. Основные группы:

  • Класс набора.
  • Группа начальной подготовки.
  • Учебно-тренировочные команды.
  • Категория спортивного совершенствования.
  • Молодежная команда.

Игровые соревнования

Начиная уже с учебно-тренировочного этапа юные спортсмены участвуют в различных турнирах и соревнованиях. Молодежная группа играет в Клубной лиге на первенство РФ среди спортивных и футбольных школ ПФК Московского региона. Парни из группы спортивного совершенствования участвуют дополнительно в кубковом турнире имени Роберта Фульды. Младшие составы пробуют свои силы в матчах на призы Федерации. Команда представлена двумя составами. Также коллективы разных возрастов играют на турнирах международного уровня.

Набор в футбольную академию ЦСКА

Каждый март, апрель и сентябрь футбольная академия «армейцев» проводит набор мальчиков возрастом 6-11 лет. Для просмотра, который проходит на полях учебной школы, необходима медицинская справка ребенка, спортивная форма и свидетельство о рождении. Сведения о времени и месте сбора предварительно размещаются на официальном сайте в графе «Объявления». Отбор кандидатов осуществляется в два этапа, которые рассмотрим подробнее.

Первая стадия конкурсного отбора

Для объективной оценки привлекаются не менее двух специалистов академии ЦСКА. Испытания проводятся в таком режиме:

  1. Гимнастические упражнения (разминка). На этой стадии проверяется развитие гибкости, ловкости и координации претендента.
  2. Игровой тест 15х15, или «сороки-вороны». По углам и сторонам игрового квадрата расставляются фишки в количестве, превышающем число участников на 4. Команда «сорок» размещается за квадратом, а «вороны» внутри него. «Сороки» должны охранять фишки, не давая украсть их соперникам, при этом не заходя в квадрат и пытаясь засалить чужих игроков, приближающихся к фишкам. «Вороны» должны забрать фишки, не покидая пределы квадрата. Украденные элементы складываются в центре квадрата. «Сорока», которую засалил «ворон» выходит из игры, так же, как и их соперник, заступивший в квадрат. Выигрывает коллектив, собравший больше фишек за отведенное время. Команды делятся на 5-6 игроков, в процессе отслеживается быстрота реакции, ловкость, игровое мышление.
  3. Упрощенный гандбол. Следующий тест в академии ЦСКА проводится на площадке размером 20х15 метров. Команды по 5-6 человек играют в гандбольные ворота. При этом запрещается делать более 5-ти шагов с мячом, проявлять грубость и проводить болевые приемы и захваты. Здесь специалисты наблюдают за игровой агрессивностью, быстротой, командным мышлением и ловкостью.
  4. Мини-футбол. Играют два коллектива по 5-6 человек в мини-футбол. Оцениваются те же качества, что и на предыдущем испытании.
  5. Забег на три/четверти круга по стадиону. Отслеживаются волевые показатели, которые суммируются с баллами пройденных испытаний.

Оценивание после первого этапа

В академии ЦСКА по футболу после прохождения первого теста, рассматривается возможность зачисления претендентов, с учетом всех пройденных заданий. Число принятых ребят должно слегка превышать допустимую норму. Затем с юными спортсменами проводится собеседование и анкетирование.

Оценивание заданий проводится по принципу «+» или «-». Первое значение применимо к ребятам, которые проявляют хорошие способности или нивелируют недостатки путем других достижений. Минус означает безынициативность, слабое проявление воли и физических качеств.

Основные оцениваемые критерии: игровое мышление, спортивная агрессивность и бойцовские параметры, волевые качества.

Второй этап окончательного приема в академию футбола ЦСКА

На этой стадии учащийся проходит испытательный срок, который может длиться от нескольких месяцев до двух лет. В этот период оценивается степень способности каждого мальчика. Испытание проводится в начале и в конце срока.

  1. Бег на 30 метров.
  2. Проверка на прыгучесть.
  3. Испытания на ловкость.
  4. Наблюдение за развитием игрового мышления.
  5. Тестирование спортивной агрессивности.

На основании наблюдений тренера академии ЦСКА по футболу и результатов тестирования проводится оценка роста юного спортсмена и его способность к обучению. Затем делаются выводы о дальнейшем пребывании ребенка в группе. Основные тесты подбираются индивидуально тренерами, с учетом возрастных особенностей претендентов. Основная задача - зафиксировать и сравнить конечный и начальный показатель.

Инфраструктура

На территории академии ЦСКА в Москве имеются два футбольных поля, оснащенные искусственным современным покрытием. Натуральный газон для ребят присутствует при стадионе «Октябрь». Кроме того, в инфраструктуру школы входит фитнес-центр, игровой зал для тренировок в зимнее время, медицинский реабилитационный комплекс, бассейн. Зимой занятия также проводятся в манеже ЛФК «армейцев».

Для иногородних учащихся работает интернат. В нем проживает около 50-ти юных спортсменов из различных регионов страны. Медицинское наблюдение и обследование воспитанников проводится ведущими клиниками столицы, специалисты которых обслуживают первую и молодежную команду.

Подытожим

Во всем мире давно признан тот факт, что таланты в любой сфере деятельности, связанной с человеком, рождаются повсеместно практически в равномерном количестве. Чтобы выявить и развить способности - необходимо создание соответствующих условий. Школа футбола ЦСКА пытается обнаружить таланты именно в этом виде спорта. Обеспечение оптимальных условий для развития способных юных спортсменов - залог успешного будущего отечественного футбола.

Параллельно хорошей организации занятий и учебно-тренировочного процесса, следует проводить адекватный и правильный отбор. Несовершенство некоторых методов или субъективная недооценка возможностей юношей, приводят к печальным последствиям как для учащегося, так и для спорта. На сегодняшний день база академии ПФК ЦСКА обладает прекрасной материально-технической основой, позволяющей реализовать возможности на высоком профессиональном уровне.

Рассказать друзьям