Щиток для рыцаря часть доспехов лат. Латные доспехи рыцаря: мифы и опровержения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Судя по историческим источникам, наиболее распространенным видом доспехов в XIII веке была кольчуга, состоящая из соединенных друг с другом железных колец.
Однако, несмотря на широкую распространенность, до наших дней уцелело лишь немного кольчуг, относящихся к периоду ранее XIV века. Из них нет ни одной, изготовленной в Англии.
Поэтому исследователи опираются в основном на изображения в манускриптах и скульптуры.
К настоящему времени секрет изготовления кольчуги в большей мере утерян, хотя известны описания некоторых процедур.

Сначала железную проволоку протягивали через доску с отверстиями разного диаметра. Затем проволоку наматывали на стальной стержень и рассекали полученную спираль вдоль, образуя отдельные кольца.
Концы кольца расплющивали и делали в них небольшое отверстие. Затем кольца сплетали так, что каждое из них охватывало четыре других. Концы кольца соединяли и закрепляли небольшой заклепкой.
Чтобы изготовить одну кольчугу, требовалось несколько тысяч колец.
Готовую кольчугу иногда цементировали, нагревая в толще горящих углей.
В большинстве случаев все кольца кольчуги были
склепаны, иногда чередовались ряды
склепанных и сваренных колец.

Источник

Существовали также большие кольчуги, которые по длине достигали колен, имели длинные рукава, заканчивающиеся рукавицами.
Ворот большой кольчуги переходил в кольчужный капюшон или подшлемник.
Для защиты горла и подбородка имелся клапан, который перед боем поднимался кверху и закреплялся тесемкой.
Иногда такой клапан отсутствовал, а стороны капюшона могли заходить друг на друга. Обычно внутренняя поверхность кольчуги, соприкасавшаяся с кожей воина, имела матерчатую подкладку.
В нижней части большая кольчуга имела разрезы, которые облегчали воину ходьбу и посадку на лошадь.
Под кольчужный подшлемник надевали стеганую шапочку, которая удерживалась с помощью завязок под подбородком.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Примерно в 1275 году рыцари начали носить отделенный от кольчуги кольчужный подшлемник, однако прежние кольчуги, объединенные с подшлемником продолжали широко применяться до конца XIII века.
Кольчуга весила около 30 фунтов (14 кг) в зависимости от своей длины и толщины колец. Встречались кольчуги с укороченными и короткими рукавами.
Примерно в середине XIII века Матфей Парижский изобразил боевые рукавицы, отделенные от рукавов кольчуги. Однако такие рукавицы встречались
нечасто вплоть до конца столетия.
К тому времени появились рукавицы из кожи с усиливающими накладками из железа или китового уса.
Накладки могли располагаться снаружи или внутри рукавицы.
Защиту ног обеспечивали шоссы — кольчужные чулки. Шоссы имели кожаные подошвы и подвязывались к поясу, как и традиционные чулки.
Под шоссы поддевались льняные кальсоны.

Иногда вместо шоссов ноги защищали кольчужными полосами, закрывавшими только переднюю сторону ноги, а сзади державшимися на тесемках.
Примерно в 1225 году появились стеганные кюиссы, которые надевали на бедра. Кюиссы также подвешивались к поясу, как и шоссы.
В середине века впервые отмечено использование наколенников, которые прикреплялись непосредственно к кольчужным шоссам или же к стеганным кюиссам.
Изначально наколенники были маленького размера, но затем резко увеличились, закрывая колени не только спереди, но и по бокам.
Иногда наколенники делали из твердой кожи. На месте наколенники удерживались с помощью шнуровки или заклепок.
Очень редко встречались налокотники.
Голени прикрывались металлическими поножами, надетыми поверх шоссов.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Под кольчугу обычно надевали стеганый акетон или гамбезон.
Акетон сам по себе состоял из двух слоев бумажной ткани, между которыми помещался слой из шерсти, ваты и других подобных материалов.
Оба слоя вместе с прокладкой прошивались продольными или иногда диагональными стежками. Позднее появились акетоны из нескольких слоев льняной ткани.
По некоторым описаниям известно, что гамбезоны надевали поверх акетонов. Гамбезоны могли быть из шелка и других дорогих тканей.
Иногда их надевали на кольчугу или пластинчатый панцирь.
Иногда поверх кольчуги надевали длинную свободную рубаху. Рубаха
была слишком подвижной для того, чтобы быть стеганой.
Хотя кольчуга благодаря своей гибкости не сковывала движений воина, по той же причине пропущенный удар мог вызвать серьезные повреждения от ушиба и контузии до перелома кости.
Если же кольчугу удавалось пробить, обломки звеньев могли попасть в рану, что причиняло дополнительную боль и угрожало заражением.
В некоторых манускриптах XIII века можно найти изображения пеших воинов в кожаных панцирях, усиленных металлическими накладками.

На некоторых иллюстрациях в «Мацеёвской Библии» можно увидеть воинов, сюрко у которых на плечах имеет характерный изгиб. Можно предположить, что под сюрко в этом случае носили панцирь.
Есть и другое объяснение.
В перечне Фоукса де Бреоте (1224 г.) упоминается «эпольер» из черного шелка. Возможно, здесь имелось в виду оплечье-амортизатор или заходящий на плечи воротник.
Специальные воротники, действительно, имелись, их можно разглядеть на нескольких рисунках, изображающих воинов с открытыми авентейлами или снятыми подшлемниками. Снаружи такой воротник обшивался тканью, а внутри мог быть железным или из китового уса. Отдельные воротники были стегаными.
Неизвестно, представляли ли собой воротники отдельную деталь или были частью акетона. Неизвестно и то, как воротник надевался.
С равной вероятностью он мог состоять из двух частей, соединяемых по бокам, или иметь сочленение на одном боку и застежку на другом.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

В конце века для защиты шеи стали применяться горжеты, которые попали в Англию из Франции.
Сюрко представляло собой накидку, носимую поверх доспехов.
Первые сюрко появились во второй четверти XII века и повсеместно распространились к началу XIII века, хотя вплоть до середины XIII века встречались рыцари, не имевшие сюрко. Основное назначение сюрко неизвестно.
Возможно оно защищало доспехи от воды и не давало им раскаляться на солнце.
На сюрко можно было носить свой герб, хотя чаще всего сюрко были одноцветными.
Подкладка сюрко как правило контрастировала с цветом наружного слоя.
На поясе сюрко обычно перехватывали шнуром или ремнем, который одновременно перехватывал и кольчугу, перекладывая часть ее массы с плеч на бедра.
Встречались сюрко, усиленные металлическими пластинами.
В середине XIII века появился новый род доспехов - пластинчатый панцирь, который надевался через голову как пончо, а затем обертывался по бокам и застегивался с помощью завязок или ремешков.
Спереди и по бокам панцирь усиливала пластина из железа или китового уса.

Чешуйчатый панцирь встречался редко. Чешуйчатые панцири иногда встречаются на книжных миниатюрах, но почти всегда их носят сарацины или
какие-либо другие противники христианских рыцарей.
Чешую изготавливали из железа, медного сплава, китового уса или кожи.
Каждую чешуйку крепили к матерчатой или кожаной рубахе таким образом, чтобы верхний ряд чешуек перекрывал нижний.
Встречались несколько основных разновидностей шлема.
Конический шлем мог выковываться из цельного куска железа с добавлением усиливающих накладок или без них, а мог состоять из четырех сегментов, соединенных заклепками, наподобие старого германского шпанген-шлема.
Такие сегментные шлемы использовались и в середине XIII века, но уже тогда считались устаревшими.
К 1200 году встречались полусферические и цилиндрические шлемы. Все шлемы имели назальную пластину, а иногда и забрало.
В конце XII века появились первые примитивные большие шлемы. Первоначально большие шлемы были короче сзади, чем спереди, но уже на печати Ричарда I есть изображение большого шлема одинаково глубокого как спереди, так и сзади.
Закрытые большие шлемы становились все более популярными на протяжении XIII века. Спереди имелась узкая горизонтальная прорезь для глаз, усиленная металлическими накладками.
Плоское дно шлема крепилось к нему заклепками. Хотя дно шлема по соображениям прочности следовало делать коническим или полусферическим, такая форма шлема прижилась и получила распространение довольно поздно.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Во второй половине XIII века верхнюю часть стенок шлема начинают делать слегка конической, но дно остается плоским. Лишь в 1275 году появляются большие шлемы, у которых верхняя часть представляет собой полный, а не усеченный конус.
К концу века появляются и шлемы с полусферическим дном.
К 1300 году появляются шлемы с забралом.
В середине XIII века появляется шлем-басцинет или сервельер, имеющий сферическую форму. Басцинет могли носить как поверх кольчужного подшлемника, так и под ним.
В последнем случае на голову надевали амортизатор.
Изнутри все шлемы имели амортизаторы, хотя ни одного образца не сохранилось до наших дней. Наиболее ранние из дошедших — амортизаторы
XIV века — представляют собой два слоя холстины, между которыми проложен конский волос, шерсть, сено или другие подобные вещества.
Амортизатор или подклеивался к внутренней стороне шлема, или пришнуровывался через ряд отверстий, или закреплялся заклепками.
Верхняя часть амортизатора регулировалась по глубине, позволяя подогнать шлем под голову владельца так, чтобы прорези оказались на уровне глаз.
У большого шлема подкладка не опускалась на уровень лица, так как там имелись вентиляционные отверстия.
На голове шлем удерживался подбородочным ремнем.
В конце XII века на шлемах появился гребень. Например, такой шлем можно увидеть на второй печати Ричарда I.
Гребень иногда изготавливали из тонкого железного листа, хотя применялись также дерево и ткань, особенно на турнирных шлемах.
Иногда встречались объемные гребни, сделанные из китового уса, дерева, ткани и кожи.

В данной статье в самых общих чертах рассматривается процесс развития доспехов в Западной Европе в средневековье (VII - конец XV вв.) и в самом начале раннего Нового времени (начало XVI в.). Материал снабжен большим количеством иллюстраций для лучшего понимания темы. Большая часть текста переведена с английского.


Середина VII - IX вв. Викинг в вендельском шлеме. Использовались в основном в Северной Европе норманнами, германцами и др., хотя нередко встречались и в других частях Европы. Очень часто имеет полумаску, закрывающую верхнюю часть лица. Позднее эволюционировал в норманнский шлем. Доспех: короткая кольчуга без кольчужного капюшона, надетая поверх рубахи. Щит круглый, плоский, средних размеров, с большим умбоном - металлической выпуклой накладкой-полусферой в центре, типичный для Северной Европы этого периода. На щитах используется гьюж - ремень для ношения щита во время похода на шее или на плече. Естественно, рогатых шлемов в то время не существовало.


X - начало XIII вв. Рыцарь в норманнском шлеме с рондашем. Открытый норманнский шлем конической или яйцевидной формы. Как правило,
спереди крепится наносник - металлическая назальная пластина. Был широко распространен по всей Европе, как в западной, так и в восточной части. Доспехи: длинная кольчуга до колен, с рукавами полной или неполной (до локтей) длины, с койфом - кольчужным капюшоном, отдельным или представляющим единое целое с кольчугой. В последнем случае кольчуга называлась «хоуберк». Спереди и сзади у кольчуги разрезы на подоле для более удобного передвижения (да и сидеть в седле удобнее). С конца IX - начала X вв. под кольчугой рыцари начинают носить гамбезон - длинную поддоспешную одежду, набитую шерстью или паклей до такого состояния, чтобы амортизировать удары по кольчуге. К тому же в гамбезонах отлично застревали стрелы. Часто использовался и как отдельный доспех более бедными по сравнению с рыцарями пехотинцами, особенно лучниками.


Гобелен из Байё. Создан в 1070-е гг. Хорошо видно, что лучники у нормандцев (слева) вообще не имеют доспехов

Часто для защиты ног надевали шоссы - кольчужные чулки. С X в. появляется рондаш - большой западноевропейский щит рыцарей раннего Средневековья, а нередко и пехотинцев - например, англосаксонских хускерлов. Мог иметь разную форму, чаще круглую или овальную, выгнутую и с умбоном. У рыцарей рондаш почти всегда имеет заостренную форму нижней части - ею рыцари прикрывали левую ногу. Производился в различных вариантах в Европе в X-XIII вв.


Атака рыцарей в норманнских шлемах. Именно так выглядели крестоносцы, захватившие в 1099 г. Иерусалим


XII - начало XIII вв. Рыцарь в цельнокованом норманнском шлеме в сюрко. Наносник уже не крепится, а выковывается вместе со шлемом. Поверх кольчуги стали носить сюрко - длинный и просторный плащ-накидку разных фасонов: с рукавами различной длины и без, одноцветный или с узором. Мода пошла с первого Крестового похода, когда рыцари увидели подобные плащи у арабов. Как и кольчуга, имел спереди и сзади разрезы на подоле. Функции плаща: защита от перегрева кольчуги на солнце, предохранение ее от дождя и грязи. Богатые рыцари в целях улучшения защиты могли носить двойную кольчугу, а в дополнение к наноснику приделывать полумаску, закрывавшую верхнюю часть лица.


Лучник с длинным луком. XI-XIV вв.


Конец XII - XIII вв. Рыцарь в закрытом потхелме. Ранние потхелмы были без защиты лица, могли иметь наносник. Постепенно защита усиливалась, пока шлем не стал полностью закрывать лицо. Поздний потхелм - первый в Европе шлем с забралом (визором), полностью закрывающим лицо. К середине XIII в. эволюционировал в топфхелм - горшковый или большой шлем. Доспехи существенно не меняются: все та же длинная кольчуга с капюшоном. Появляются муфферы - кольчужные рукавицы, приплетенные к хоуберку. Но широкого распространения они не получили, у рыцарей были популярны кожаные перчатки. Сюрко несколько увеличивается в объеме, в самом большом варианте становясь гербовой накидкой - одеждой, надевавшейся поверх доспехов, без рукавов, на которой изображался герб владельца.


Король Англии Эдвард I Длинноногий (1239-1307 гг.) в открытом потхелме и гербовой накидке


Первая половина XIII в. Рыцарь в топфхелме с тарже. Топфхелм - рыцарский шлем, появившийся в конце XII - начале XIII в. Использовался исключительно рыцарями. По форме может быть цилиндрическим, бочкообразным или в форме усеченного конуса, полностью защищает голову. Топфхелм надевался поверх кольчужного капюшона, под который, в свою очередь, надевался подшлемник из войлока, для смягчения ударов по голове. Доспехи: длинная кольчуга, иногда двойная, с капюшоном. В XIII в. появляется, как массовое явление, кольчужно-бригантинный доспех, обеспечивающий более сильную защиту, чем просто кольчуга. Бригантина - доспех из металлических пластин, наклёпанных на суконной или стеганной льняной основе. Ранние кольчужно-бригантинные доспехи представляли собой одеваемые поверх кольчуги нагрудники или жилетки. Щиты у рыцарей, в связи с улучшением к середине XIII в. защитных качеств доспехов и появлением полностью закрытых шлемов, существенно уменьшаются в размерах, превращаясь в тарже. Тарже - разновидность щита в форме клина, без умбона, фактически обрезанная сверху версия каплевидного рондаша. Теперь рыцари больше не прячут лица за щитами.


Бригантина


Вторая половина XIII - начало XIV вв. Рыцарь в топфхелме в сюрко с айлеттами. Специфической особенностью топфхелмов является очень плохой обзор, поэтому использовались они, как правило, только в копейной сшибке. Для рукопашной схватки топфхелм подходит плохо из-за отвратительной обзорности. Поэтому рыцари, если дело доходило до рукопашной, сбрасывали его. А чтобы дорогой шлем не потерялся во время боя, его сзади крепили к шее специальной цепочкой или ремнем. После чего рыцарь оставался в кольчужном капюшоне с войлочным подшлемником под ним, что было слабой защитой против мощных ударов тяжелого средневекового меча. Поэтому очень скоро рыцари стали носить под топфхелмом сферический шлем - цервельер или хирнхаубе, представляющий собой небольшой полусферический шлем, плотно облегающий голову, похожий на каску. Цервельер никаких элементов защиты лица не имеет, лишь очень редкие цервельеры имеют наносники. В этом случае, чтобы топфхелм плотнее сидел на голове и не смещался в стороны, под него поверх цервельера надевался войлочный валик.


Цервельер. XIV в.


Больше топфхелм к голове ничем не крепился и опирался на плечи. Естественно, бедные рыцари обходились без цервельера. Айлетты - наплечные прямоугольные щитки, похожие на погоны, покрытые геральдическими символами. Использовались в Западной Европе в XIII - начале XIV вв. в качестве примитивных наплечников. Есть гипотеза, что от айлеттов произошли погоны.


С конца XIII - начала XIV вв. большое распространение получили турнирные нашлемные украшения - различные геральдические фигуры (клейноды), которые делались из кожи или дерева и крепились к шлему. У германцев большое распространение получили различного вида рога. В конечном итоге топфхелмы полностью вышли из употребления на войне, оставшись чисто турнирными шлемами для копейной сшибки.



Первая половина XIV - начало XV вв. Рыцарь в бацинете с авентайлом. В первой половине XIV в. на смену топфхелму приходит бацинет - сфероконический шлем с заострённым верхом, к которому приплетается авентайл - кольчужная накидка, обрамляющая шлем по нижнему краю и закрывающая шею, плечи, затылок и боковые стороны головы. Бацинет носили не только рыцари, но и пехотинцы. Существует огромное количество разновидностей бацинетов, как по форме шлема, так и по типу крепления забрала самых различных видов, с наносником и без. Самыми простыми, а значит, и распространенными забралами для бацинетов, были относительно плоские клапвизоры - фактически маска для лица. В это же время появляется разновидность бацинетов с забралом хундсгугель - самый уродливый шлем в европейской , тем не менее весьма распространенный. Очевидно, защищенность в то время была важнее внешнего вида.


Бацинет с забралом хундсгугель. Конец XIV в.


Позднее, с начала XV в., бацинеты стали снабжаться латной защитой шеи вместо кольчужного авентайла. Доспехи в это время также развиваются по пути усиления защиты: по-прежнему используются кольчуги с бригантинным усилением, но уже с более крупными пластинами, лучше держащими удар. Стали появляться отдельные элементы латных доспехов: сначала пластроны или плакарты, прикрывавшие живот, и нагрудники, а затем и латные кирасы. Хотя из-за своей дороговизны латные кирасы в начале XV в. были доступны немногим рыцарям. Также в массовом количестве появляются: наручи - часть доспехов, защищающих руки от локтя до кисти, а также развитые налокотники, наголенники и наколенники. Во второй половине XIV в. на смену гамбезону приходит акетон - стеганая поддоспешная куртка с рукавами, похожая на гамбезон, только не такая толстая и длинная. Изготовлялась из нескольких слоёв ткани, простёгивалась вертикальными или ромбическими швами. Дополнительно уже ничем не набивалась. Рукава изготовлялись отдельно и пришнуровывались к плечам акетона. С развитием пластинчатых доспехов, не требовавших столь толстых поддоспешников, как кольчуга, в первой половине XV в. акетон постепенно вытеснил у рыцарей гамбезон, хотя среди пехоты он оставался популярным вплоть до конца XV в., в первую очередь из-за своей дешевизны. Кроме этого, рыцари побогаче могли использовать дублет или пурпуэн - по сути тот же акетон, но с усиленной защитой из кольчужных вставок.

Этот период, конец XIV - начало XV вв., характеризуется огромным разнообразием комбинаций доспехов: кольчужные, кольчужно-бригантинные, составные из кольчужной или бригантинной основы с латными нагрудниками, наспинниками или кирасами, и даже шинно-бригантинные доспехи, не говоря уже о всевозможных наручах, налокотниках, наколенниках и наголенниках, а также закрытых и открытых шлемах с самыми разнообразными забралами. Щиты небольших размеров (тарже) рыцарями еще используются.


Разграбление города. Франция. Миниатюра начала XV в.


К середине XIV в., следуя за распространившейся по всей Западной Европе новой моде к укорачиванию верхней одежды, сюрко тоже сильно укорачивается и превращается в жупон или табар, выполнявший ту же функцию. Бацинет постепенно развился в гранд-бацинет - закрытый шлем, округлый, с защитой шеи и забралом полусферической формы с многочисленными отверстиями. Вышел из употребления в конце XV в.


Первая половина и конец XV в. Рыцарь в саладе. Все дальнейшее развитие доспехов идет по пути усиления защиты. Именно XV в. можно назвать веком латных доспехов, когда они становятся несколько доступнее и, как следствие, в массовом порядке появляются у рыцарей и в меньшей степени у пехоты.


Арбалетчик с павезой. Середина-вторая половина XV в.


По мере развития кузнечного дела конструкция латных доспехов всё более совершенствовалась, и сами латы изменялись согласно доспешной моде, но латные западноевропейские доспехи всегда обладали наилучшими защитными качествами. К середине XV в. руки и ноги большинства рыцарей уже полностью защищались латными доспехами, туловище - кирасой с латной юбкой, крепящейся к нижней кромке кирасы. Также в массовом порядке взамен кожаных появляются латные перчатки. На смену авентайлу приходит горже - латная защита шеи и верха груди. Могла комбинироваться как со шлемом, так и с кирасой.

Во второй половине XV в. появляется арме - новый тип рыцарского шлема XV-XVI вв., с двойным забралом и защитой для шеи. В конструкции шлема сферический купол имеет жёсткую заднюю часть и подвижную защиту лица и шеи спереди и с боков, поверх которой опускается закреплённое на куполе забрало. Благодаря такой конструкции арме дает отличную защиту как в копейной сшибке, так и в рукопашном бою. Арме - высшая ступень эволюции шлемов в Европе.


Армэ. Середина XVI в.


Но был он весьма дорог и поэтому доступен только богатым рыцарям. Большинство же рыцарей со второй половины XV в. носило всевозможные салады - тип шлема, вытянутый и закрывающий шею сзади. Широко использовались салады, наряду с шапелями - самыми простыми шлемами, и в пехоте.


Пехотинец в шапели и кирасе. Первая половина XV в.


Для рыцарей специально ковались глубокие салады с полной защитой лица (поля спереди и с боков ковались вертикальными и стали фактически частью купола) и шеи, для чего шлем дополнялся бувигером - защитой для ключиц, шеи и нижней части лица.


Рыцарь в шапели и бувигере. Середина - вторая половина XV в.

В XV в. происходит постепенный отказ от щитов как таковых (из-за массового появления латных доспехов). Щиты в XV в. превратились в баклеры - маленькие круглые кулачные щиты, обязательно стальные и с умбоном. Появились как замена рыцарским тарже для пешего боя, где использовались для парирования ударов и нанесения ударов умбоном или кромкой по лицу противника.


Баклер. Диаметр 39,5 см. Начало XVI в.


Конец XV - XVI вв. Рыцарь в полном латном доспехе. XVI в. историки относят уже не к средним векам, а к раннему Новому времени. Поэтому полный латный доспех - явление в большей степени Нового времени, а не средневековья, хотя и появился он еще в первой половине XV в. в Милане, знаменитом в качестве центра производства лучших доспехов в Европе. К тому же полный латный доспех всегда стоил очень дорого, и поэтому был доступен только наиболее обеспеченной части рыцарства. Полный латный доспех, закрывающий всё тело стальными пластинами, а голову закрытым шлемом, - кульминация развития европейских доспехов. Появляются полдроны - латные наплечники, обеспечивающие защиту плеча, верхней части руки, лопатки стальными пластинами за счёт своего довольно большого размера. Также для усиления защиты к латной юбке стали крепить тассеты - набедренные щитки.

В этот же период появляется бард - латные конские доспехи. Состояли из следующих элементов: шанфрьен - защита морды, критнет - защита шеи, пейтраль - защита груди, круппер - защита крупа и фланшард - защита боков.


Полные доспехи для рыцаря и лошади. Нюрнберг. Вес (общий) доспеха всадника - 26,39 кг. Вес (общий) доспеха лошади - 28,47 кг. 1532-1536 гг.

В конце XV - начале XVI вв. происходят два взаимно противоположных процесса: если доспехи кавалерии все более усиливаются, то пехота, наоборот, все больше оголяется. В этот период появляются знаменитые ландскнехты - германские наемники, служившие в период правления Максимилиана I (1486-1519 гг.) и его внука Карла V (1519-1556 гг.), оставившие себе из всей защиты в лучшем случае только кирасу с тассетами.


Ландскнехт. Конец XV - первая половина XVI вв.


Ландскнехты. Гравюра начала XVI в.

Отдавали предпочтение латам. Кольчужная броня начала терять свою актуальность тогда, когда были придуманы большие луки и арбалеты. Их пробивная способность была так велика, что сетки из металлических колец стали бесполезными. Поэтому пришлось защищать себя сплошными металлическими листами. В дальнейшем, когда доминирующее положение заняло огнестрельное оружие, отказались и от лат. Правила диктовал военный прогресс, а оружейники лишь подстраивались под них.

Рыцарь в кольчуге, поверх которой надето сюрко
На плечах имеются эспаулеры (прародители эполет)

Вначале кольчуга закрывала лишь грудь и спину. Затем её дополнили длинными рукавами и рукавицами. К XII веку появились кольчужные чулки. Так что практически все участки тела оказались защищёнными. Но самое главное - это голова. Её закрывал шлем, но лицо оставалось открытым. Затем сделали сплошной шлем, который закрывал и лицо. Но чтобы его надеть, на голову предварительно надевали толстый тканевый чепец. На него натягивали кольчужный наголовник. А уж сверху водружали на голову металлический клёпаный шлем.

Естественно, голове было очень жарко. Ведь изнутри шлем ещё оклеивали замшей. Поэтому в нём делалось множество отверстий для вентиляции. Но это плохо помогало, и рыцари старались сразу же после битвы снять с головы тяжёлую металлическую защиту.

Рыцарские шлемы XII-XIII веков

Щиты делались каплевидной формы. На них наносили рыцарские гербы. Гербы также отображались на специальных наплечных щитках - эспаулерах . Впоследствии их заменили эполеты. Сами же эспаулеры делались не из металла, а из кожи, и выполняли чисто декоративные функции. Нашлемные украшения делались из дерева и обтягивались кожей. Чаше всего их делали в виде рогов, орлиных крыльев или фигур людей, животных.

В вооружение рыцаря входило копьё, меч, кинжал. Рукоятки у мечей были длинными, чтобы их можно было обхватить 2-мя руками. Иногда вместо меча использовался фальшион . Это рубящий клинок, схожий по форме с мачете.

Фальшион сверху и два рыцарских меча

В конце XII века появились первые доспехи для лошадей. Это были вначале стёганые, а затем кольчужные попоны. На морду животного натягивали маску. Делали её обычно из кожи и покрывали краской.

В XIII веке на кольчугу стали накладывать кожаные пластины. Делали их из нескольких слоёв варёной кожи. Добавляли их только на руки и на ноги. Ну и, конечно, сюрко . Это был очень важный элемент одежды. Представлял он собой тканевый кафтан, который надевали поверх доспехов. Богатые рыцари шили себе сюрко из самых дорогих тканей. Их украшали гербами и эмблемами.

Данный вид одежды был обязателен. По понятиям католической морали неприкрытые ничем рыцарские доспехи были сродни голому телу. А поэтому появляться в них на людях считалось неприличным. Поэтому их и закрывали тканью. К тому же белая ткань отражала солнечные лучи, и металл нагревался меньше в жаркие летние дни.

Рыцарь в латах

Рыцари в латах

Как уже говорилось, во второй половине XIII века появились большие луки и арбалеты. В высоту лук достигал 1,8 метра, а выпущенная из него стрела пробивала кольчугу на расстоянии 400 метров. Арбалеты были не такими мощными. Они пробивали доспехи на расстоянии 120 метров. Поэтому пришлось постепенно отказаться от кольчуг, а на смену им пришли сплошные металлические латы.

Изменились и мечи. Раньше они были рубящими, а теперь стали колющими. Острый конец мог вонзиться в сочленение пластин и поразить противника. На шлемы стали крепить забрала в форме вытянутого вперёд конуса. Такая форма не давала стрелам попасть в шлем. Они скользили по металлу, но не пронзали его. Шлемы такой формы стали называть бундхугелями или "собачьими мордами".

К началу XV века латы полностью вытеснили кольчугу, и рыцарские доспехи перешли в другое качество. Металл стали украшать позолотой и чернью. Если же металл был без украшений, то его называли "белым". Продолжали совершенствоваться шлемы.

Слева направо: армэ, бундхугелям, бикок

Довольно оригинальным был шлем бикок . У него забрало не поднималось, а открывалось, как дверка. Самым крепким и дорогим шлемом считался армэ . Он выдерживал любые удары. Придумали его итальянские мастера. Правда, весил он около 5 кг, но зато рыцарь чувствовал себя в нём абсолютно безопасно.

Появились целые школы мастеров, которые соревновались друг с другом в изготовлении доспехов. Итальянские доспехи внешне сильно отличались от германских и испанских. А те имели очень мало общих черт с английскими.

Совершенствовалось мастерство, росли и цена. Латы стоили всё дороже и дороже. Поэтому в моду вошли доспешные гарнитуры. То есть можно было заказать полный комплект, а можно было оплатить лишь его часть. Количество деталей в таких сборных латах доходило до 200. Вес полного комплекта иногда достигал 40 кг. Если закованный в них человек падал, то уже не мог встать без посторонней помощи.

Но не надо забывать, что люди ко всему привыкают. Рыцари чувствовали себя в латах вполне комфортно. Надо было лишь походить в них недели две, и они становились как родные. Следует также заметить, что после появления лат стали исчезать щиты. Воин-профессионал, закованный в железные пластины, в этом виде защиты уже не нуждался. Щит потерял свою актуальность, так как латы сами по себе выполняли функции щита.

Шло время, и рыцарские доспехи постепенно из средства защиты превратились в предмет роскоши. Связано это было с появлением огнестрельного оружия. Пуля пробивала металл. Конечно, латы можно было делать толще, но в этом случае значительно возрастал их вес. А это негативно сказывалось и на лошадях, и на всадниках.

Стреляли вначале из фитильных ружей каменными пулями, а позже свинцовыми. И даже если они не пробивали металл, то делали на нём большие вмятины и приводили латы в негодность. Поэтому к концу XVI века рыцари в латах стали редкостью. А в начале XVII века они исчезли совсем.

От лат остались лишь отдельные элементы. Это металлические нагрудники (кирасы) и шлемы. Главной ударной силой в европейских армиях стали аркебузиры и мушкетёры. Шпага вытеснила меч, а пистолет заменил копьё. Начался новый этап истории, в котором облачённым в доспехи рыцарям уже не было места .

Латный доспех уже давно уже стал одним из основных символов Средневековья, будучи визитной карточкой рыцарей и олицетворяя собой могущество и состоятельность владельца. Вокруг лат постоянно возникают самые невероятные и нелепые мифы.

Латы - доспех из крупных металлических пластин, анатомически повторяющий мужскую фигуру. По сравнению с другими видами брони, изготовление такого доспеха было наиболее сложным и требовало немалого количества стали, а потому искусство изготовления лат стало активно развиваться лишь начиная с середины XIV века.

Из-за этих трудностей латный доспех даже в XV веке стоил недешево и часто изготавливался под персональный заказ. Конечно, позволить себе такую роскошь могли только представители знати, поэтому латы и стали символом рыцарства и высокого происхождения. Так насколько же эффективен подобный доспех и стоил ли он своих денег? Давайте разбираться:

МИФ 1: ЛАТЫ ВЕСИЛИ ТАК МНОГО, ЧТО УПАВШИЙ РЫЦАРЬ НЕ МОГ ПОДНЯТЬСЯ БЕЗ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ

Это не так. Суммарный вес полного боевого доспеха редко превышал 30 кг. Цифра может показаться вам большой, но не стоит забывать, что вес равномерно распределялся по всему телу, к тому же латники, как правило, сражались на конях. С учетом этого мы получаем приблизительный вес современной экипировки армейского пехотинца. Более тяжелые разновидности относились к доспехам турнирным, нарочно жертвующими подвижностью в пользу увеличения толщины брони, что снижало риск получить травму при ударе копья или падении с лошади.
Современные реконструкторы неоднократно доказывали, что в реплике полного доспеха можно не только быстро бегать, до даже фехтовать и карабкаться на лестницы.

МИФ 2: ЛАТНЫЙ ДОСПЕХ МОЖНО БЫЛО ЛЕГКО ПРОБИТЬ ОБЫЧНЫМ ОРУЖИЕМ

И это ложь. Основная отличительная особенность латного доспеха - великолепная сопротивляемость всем видам повреждения. Режущие удары не наносят ему никакого вреда, разве что рыцарь на полном скаку подставится под удар бердыша. Колющие удары могли пробить мягкую, плохо закаленную сталь, но более поздние доспехи неплохо держали и удар острого конца боевого молота. К тому же, доспех (вопреки мнению массовой культуры, любящей украшать латы шипами и ребрами) был исполнен максимально гладким и обтекаемым, чтобы равномерно распределять энергию от удара и увеличивать тем самым прочность всей конструкции. По-настоящему эффективными средствами против латника были кинжалы, которыми из-за максимально короткой дистанции атаки проще всего попасть в сочленения доспеха, и двуручные мечи, специально созданные в качестве контрмер против тяжелой пехоты и кавалерии.

В противовес часто приводят видеозаписи, на которых испытатель пробивает латный нагрудник моргенштерном или люцернхаммером. Здесь нужно отметить, что теоретически это и в самом деле возможно, но нанести прямой удар с широким размахом под идеально прямым углом во время боя очень тяжело, а в противном случае у латника есть все шансы полностью или частично избежать повреждений.

МИФ 3: ДОСТАТОЧНО ПРОСТО ПОПАСТЬ В УЯЗВИМОЕ МЕСТО, И ЛАТНИК БУДЕТ ПОВЕРЖЕН

Это спорный вопрос. Да, в латном доспехе существует несколько слабых точек (ременные подвязки, щели в сочленениях и суставах), попадание в которые и в самом деле нанесет ощутимый урон противнику. Но сделать это было совсем непросто:
Во-первых, под доспехом рыцари носили как минимум гамбезон, состоящий из нескольких слоев плотной льняной материи. Он обеспечивал хорошую защиту сам по себе, будучи на удивление прочным и легким, а большинство рыцарей не гнушались натянуть поверх него еще и кольчугу. Таким образом, оружию надо было преодолеть несколько слоев брони, прежде чем достигнуть тела.
Во-вторых оружейники, быстро осознавшие основную слабость лат в боевом столкновении, старались максимально обезопасить рыцаря от угрозы. Все ремни и подвязки были скрыты глубоко внутри доспеха, специальные «крылья» (продолжение литой пластины брони) служили экраном для сочленений и суставов. Все части доспеха прилегали друг к другу как можно плотнее, что в давке и суматохе крупных сражений значительно повышало шансы на выживание.

ТАК ЧЕМ ЖЕ БЫЛИ ПЛОХИ ЛАТНЫЕ ДОСПЕХИ?

Основной минус - требовательность к уходу. Из-за большой площади самого доспеха металл быстро ржавел, и его приходилось предохранять от коррозии. Со временем оружейники научились воронить латы, что делало их более темным и давало неплохую защиту от окисления. В походных условиях доспех смазывали маслом, а в мирное время хранили в изолированных условиях, как правило завернутым в несколько слоев материи. В остальном, доспех был куда эффективнее любых аналогов - перетершиеся ремешки можно быстро и просто заменить, а выправить вмятину на цельной пластине куда проще, чем ремонтировать кольчугу или заменять сегменты в ламеллярной броне.
Впрочем, самостоятельно надеть латный доспех было подчас практически невозможно, а получив ранение - так же тяжело снять. Многие рыцари успевали истечь кровью из пустяковой раны, что выводило их из строя на весь бой.

Конец золотого века лат пришел вместе с началом эпохи огнестрельного оружия. Когда огнестрел появился на вооружении регулярных армий, латы начали постепенно исчезать из обихода. Свинцовая пуля пробивала такой доспех без особых проблем, хотя на ранних этапах, когда мощь огнестрельного оружия была невелика, он все еще могли служить весьма эффективной защитой.

Отдавали предпочтение латам. Кольчужная броня начала терять свою актуальность тогда, когда были придуманы большие луки и арбалеты. Их пробивная способность была так велика, что сетки из металлических колец стали бесполезными. Поэтому пришлось защищать себя сплошными металлическими листами. В дальнейшем, когда доминирующее положение заняло огнестрельное оружие, отказались и от лат. Правила диктовал военный прогресс, а оружейники лишь подстраивались под них.

Рыцарь в кольчуге, поверх которой надето сюрко
На плечах имеются эспаулеры (прародители эполет)

Вначале кольчуга закрывала лишь грудь и спину. Затем её дополнили длинными рукавами и рукавицами. К XII веку появились кольчужные чулки. Так что практически все участки тела оказались защищёнными. Но самое главное - это голова. Её закрывал шлем, но лицо оставалось открытым.

Затем сделали сплошной шлем, который закрывал и лицо. Но чтобы его надеть, на голову предварительно надевали толстый тканевый чепец. На него натягивали кольчужный наголовник. А уж сверху водружали на голову металлический клёпаный шлем. Естественно, голове было очень жарко. Ведь изнутри шлем ещё оклеивали замшей. Поэтому в нём делалось множество отверстий для вентиляции. Но это плохо помогало, и рыцари старались сразу же после битвы снять с головы тяжёлую металлическую защиту.

Рыцарские шлемы XII-XIII веков

Щиты делались каплевидной формы. На них наносили рыцарские гербы. Гербы также отображались на специальных наплечных щитках - эспаулерах . Сами же эспаулеры делались не из металла, а из кожи, и выполняли чисто декоративные функции. Нашлемные украшения делались из дерева и обтягивались кожей. Чаше всего их делали в виде рогов, орлиных крыльев или фигур людей, животных.

В вооружение рыцаря входило копьё, меч, кинжал. Рукоятки у мечей были длинными, чтобы их можно было обхватить 2-мя руками. Иногда вместо меча использовался фальшион . Это рубящий клинок, схожий по форме с мачете.

Фальшион сверху и два рыцарских меча

В XIII веке на кольчугу стали накладывать кожаные пластины. Делали их из нескольких слоёв варёной кожи. Добавляли их только на руки и на ноги. Ну и, конечно, сюрко . Это был очень важный элемент одежды. Представлял он собой тканевый кафтан, который надевали поверх доспехов. Богатые рыцари шили себе сюрко из самых дорогих тканей. Их украшали гербами и эмблемами. Данный вид одежды был обязателен. По понятиям католической морали неприкрытые ничем рыцарские доспехи были сродни голому телу. А поэтому появляться в них на людях считалось неприличным. Поэтому их и закрывали тканью. К тому же белая ткань отражала солнечные лучи, и металл нагревался меньше в жаркие летние дни.

Рыцарь в латах

Рыцари в латах

Как уже говорилось, во второй половине XIII века появились большие луки и арбалеты. В высоту лук достигал 1,8 метра, а выпущенная из него стрела пробивала кольчугу на расстоянии 400 метров. Арбалеты были не такими мощными. Они пробивали доспехи на расстоянии 120 метров. Поэтому пришлось постепенно отказаться от кольчуг, а на смену им пришли сплошные металлические латы. Изменились и мечи. Раньше они были рубящими, а теперь стали колющими. Острый конец мог вонзиться в сочленение пластин и поразить противника.

На шлемы стали крепить забрала в форме вытянутого вперёд конуса. Такая форма не давала стрелам попасть в шлем. Они скользили по металлу, но не пронзали его.

Шлемы такой формы стали называть бундхугелями или "собачьими мордами". К началу XV века латы полностью вытеснили кольчугу, и рыцарские доспехи перешли в другое качество. Металл стали украшать позолотой и чернью. Если же металл был без украшений, то его называли "белым". Продолжали совершенствоваться шлемы.

Слева направо: армэ, бундхугель, бикок

Довольно оригинальным был шлем бикок . У него забрало не поднималось, а открывалось, как дверка. Самым крепким и дорогим шлемом считался армэ . Он выдерживал любые удары. Придумали его итальянские мастера. Правда, весил он около 5 кг, но зато рыцарь чувствовал себя в нём абсолютно безопасно.

Появились целые школы мастеров, которые соревновались друг с другом в изготовлении доспехов. Итальянские доспехи

внешне сильно отличались от германских

и испанских.

А те имели очень мало общих черт с английскими.

Совершенствовалось мастерство, росли и цена. Латы стоили всё дороже и дороже. Рыцарю того времени требовалось несколько видов доспехов: один — для сражений, два - для турниров (для конного и пешего поединка), а также «парадный».
Поэтому в моду вошли доспешные гарнитуры. То есть можно было заказать полный комплект, а можно было оплатить лишь его часть. Количество деталей в таких сборных латах доходило до 200. Вес полного комплекта иногда достигал 40 кг. Если закованный в них человек падал, то уже не мог встать без посторонней помощи.

Но не надо забывать, что люди ко всему привыкают. Рыцари чувствовали себя в латах для сражений вполне комфортно.


Надо было лишь походить в них недели две, и они становились как родные. Следует также заметить, что после появления лат стали исчезать щиты. Воин-профессионал, закованный в железные пластины, в этом виде защиты уже не нуждался. Щит потерял свою актуальность, так как латы сами по себе выполняли функции щита.
Шло время, и рыцарские доспехи постепенно из средства защиты превратились в предмет роскоши.

Связано это было с появлением огнестрельного оружия. Пуля пробивала металл. Конечно, латы можно было делать толще, но в этом случае значительно возрастал их вес. А это негативно сказывалось и на лошадях, и на всадниках.

Стреляли вначале из фитильных ружей каменными пулями, а позже свинцовыми. И даже если они не пробивали металл, то делали на нём большие вмятины и приводили латы в негодность. Поэтому к концу XVI века рыцари в латах стали редкостью. А в начале XVII века они исчезли совсем.

От лат остались лишь отдельные элементы. Это металлические нагрудники (кирасы) и шлемы. Главной ударной силой в европейских армиях стали аркебузиры и мушкетёры. Шпага вытеснила меч, а пистолет заменил копьё. Начался новый этап истории, в котором облачённым в доспехи рыцарям уже не было места.
Сергей Давыдов

Мы ознакомились со стройной, непротиворечивой официальной версией развития рыцарских доспехов. Из неё можно вычленить следующие факты:
1. С IX до середины XIII века господствовала кольчуга. А со второй половины XIII века и вплоть до конца XVI благородные рыцари отдавали предпочтение латам, из-за появления арбалетов и мощных луков.
2. Сплошной стальной шлем изнутри обклеивали замшей. Чтоб голова не перегревалась внутри шлема, в нём делалось множество дырок. Прежде, чем облачиться в шлем на голову одевали тканевый чепец, а на него натягивали кольчужный наголовник.
3. На шлемы стали крепить забрала в форме вытянутого вперёд конуса. Такая форма не давала стрелам попасть в шлем. Они скользили по металлу, но не пронзали его.
4. По понятиям католической морали неприкрытые ничем рыцарские доспехи были сродни голому телу. А поэтому появляться в них на людях считалось неприличным. Поэтому их закрывали тканью (сюрко ). К тому же белая ткань отражала солнечные лучи, и металл нагревался меньше в жаркие летние дни. Богатые рыцари шили себе сюрко из самых дорогих тканей. Их украшали гербами и эмблемами.
5. У рыцаря было несколько видов доспехов: один — для сражений, два - для турниров (для конного и пешего поединка), а также «парадный».

Итак, кто же такие рыцари?
Ответ:
Это профессиональные военные, имеющие, как правило, свои собственные воинские формирования и, которые в перерывах между служением короне и церкви, занимались переделом собственности между собой. Об этом красочно повествуют рукописные хроники и многочисленные легенды о подвигах своих знаменитых предков, бережно сохранённые благодарными потомками.
В них предки-рыцари предстают благородными воинами, и обязательно знаменитыми сверхспособностями, не свойственными простым смертным.

Ниже некоторые выдержки, о порой невероятных способностях древних рыцарей, из http://pro-vladimir.livejournal.com/266616.html#comments (здесь подробнее)
Экзоскелеты средневековых рыцарей
...
..."Вы бы сами там (в замке ) стали проводить все свои дни, будучи повелителем окрестных земель? А ездить в полностью облачённом доспехе и даже спать? Ведь даже про «спать», говорят, Рыцарь спал стоя! Это же какая выдержка и сила воли к победе нужна? Чтобы делать под себя прямо в штаны, сидеть в железке в мокрой одежде, в плавающих собственных выделениях, да ещё и спать стоя? Это нечто типа добровольной пытки? Да вы там сгниёте заживо!..

Что известно про Рыцарей в полном доспехе? Что у них даже икроножное сочленение ЦЕЛЬНОЕ и отсутствует пятка как таковая, т.е. «ботинок» сразу загибается на стопу. При этом просунуть ногу стопой вперёд через цельный икроножный доспех можно лишь либо отстегнув ступню, либо не имея оной или растянув доспех, ну или доспех на несколько размеров больше или имея тоненькие ножки. А вот поздние доспехи уже имели дверцы на икроножном сочленении... накладные доспехи из разных материалов использовать вполне логично, но вот использовать доспех целиком из металла, включая ботинки, которые будут скользить, уже не логично... Так же не имели «дверцы» и ранние шлемы, вот забрало открывалось уже позднее, а голову нужно совать через шейное отверстие. При этом это не свитер и не вязанный материал, что растягивается, и не джинса, что можно натянуть, это металл! У кого есть желание, тот может попытаться просунуть голову в 10 литровую банку через узкое горлышко. Если уши пройдут, то пролезет, а вот вытянуть обратно ой проблема!..

Доспех Рыцарями не снимался вне Замка. Что уже странно. Т.е. в походе много дней вы в доспехе, недель! Вы писаете и какаете прямо туда! И чтобы не очень воняло, вас поливают водой через… через приподнимаемое забрало или шейное сочленение. Тут у историков есть версии, в летописях нет точного указания, как поливать водой рыцаря, но есть чёткое объяснение, что лить нужно вовнутрь, сверху и не менее нескольких раз в сутки! Вероятно, это легче всего делать через открывающееся забрало, некоторые шлемы даже сделаны на подобии воронок, де просвет щели изнутри смотрит вверх!..

Упорно, ибо так написано в документах, уверяют, что Рыцари выходили из Замка уже в Доспехах! На приёмах, пирах и прочем они были в Доспехах! Варьируются детали и версии, но сама суть остаётся!

Известны из документов и другие странности, связанные с «железными» Рыцарями. Говорят нам же легенды, что даже со снесённой головой такой Рыцарь мог сражаться! А на гравюрах мы можем видеть, что удаление головы, как конечности не несло Рыцарю поражения...

Известны в истории и случаи, когда Рыцари вели сражение по НЕСКОЛЬКУ дней, а армия оных наблюдала в сторонке, «покуривая», возможно все вместе отмечая это событие, посматривая на сражение. Ведь недаром говорят про театр боевых действий, может оно и было театром, а уже потом зрители начинали бить морды друг другу, а у нас разве так не бывает? Де судью на мыло и понеслась. И вот когда Рыцарь сдался на милость победителя, тогда его воины были переподчинены с СОГЛАСИЯ проигравшего Рыцаря победителю. А так бы их попросту ликвидировали. Т.е. переподчинение происходило с СОГЛАСИЯ проигравшей стороны, нечто типа пакта о капитуляции, а не по самому факту победы. У нас разве не так? А казалось бы зачем? Зачем выносить какие-то ключи от каких-то городов и Замков победителям? Те ведь могут их и так отобрать. Но нет! Даже полностью, ПОЛНОСТЬЮ разгромленные враги ОБЯЗАНЫ подписать что-то там и вынести ключи победителям, иначе никак. Типа победа не засчитывается...

Рыцари, как доносят до нас сказания, имели и иные странности. За ПОТЕРЮ Рыцаря всё его войско ликвидировалось вчистую, не засчитывалось поражение с переходом под другого рыцаря, а именно ЛИКВИДИРОВАЛОСЬ физически. Что придавало этому войску вполне неплохой стимул по защите Рыцаря. Этот странный обычай неплохо известен из документов, хотя объяснить его историки не могут никак...

Картинки про рыцарское отношение больше сходят на идеализацию, да и там есть тонкость, что дама сердца Рыцаря ОБЯЗАНА быть за мужем, т.е. ни о каком физическом сношении Рыцаря с дамой не могло быть и речи, только платки и вздохи, причём прилюдно, т.е. на публику. Более того, часто это было вообще визуальным контактом или в одностороннем режиме платка от руки избранной дамы, после протирки глаз и промокания рта дамой! Естественно от чувств-с. И вот такой платок со слезами, облизанный оной и соплями Дамы передавался Рыцарю. Ценность необычайная, коль ради этого аж собирали турниры!..

Автор pro_vladimir предваряет свой пост словами:
"...Некоторым светилам от науки ну очень хочется чтоб устои не трогали. Не теребили странности, что с этих устоев торчат во все стороны. Они ради этого готовы разучится отличать высоту дверного проёма от высоты потолка. Технические элементы готовы заклеймить красивой бесполезностью. Складывается впечатление, что они ради привычного готовы, между военным парадом и гей парадом поставить знак равенства. А фигли, там и тут бесполезные украшения строем. Оказывается, далеко не все в состоянии отличать круглое от квадратного, особенно когда им не хочется замечать разницы. .. с чем я полностью согласен, (как кстати и со всей критикой). Автор также даёт свою версию, объясняющую сверхспособности рыцарей:

..."Совсем другое дело, если это головоногий моллюск, а доспех ему нужен как аквариум, тогда объяснимы все заделанные тщательно щели в доспехе и необходимость выходить в свет только в нём. Да и с необходимостью освежаться внутрь водой, и прочие бытовые мелочи легко объяснимы, как и высокая сила при порой маленьком росте. Ведь физическую механику не обмануть, если у людей скелет внутренний и мышцы базируются на них, то объём мышц имеет значение, а кости скелета мешают наращивать объём их, как и прочность самих мышц имеет предел, ибо попросту порвутся. А вот если вы целиком мышца, то весь доступный объём для вас доступен для наращивания мощи, а внешний панцирь используете как кости, как делают это раки, крабы, да и остальные, имеющие мощные клешни, однако они же для них являются и скелетом...
...Т.е. зачем-то Рыцарь всегда был в доспехах на открытых пространствах, зачем-то ему требовалась вода и довольно много, причём вовнутрь. Может для компенсации испарения и утечек, а не для смыва экскрементов? И для чего-то существовал разрекламированный и растиражированный ритуал передачи «платка» от неких Дам, за сердце или что-то ещё Рыцари то ли сражались, то ли что-то делали? Зачем им вообще этот платок с соплями и выделениями Дам? Фетиш? Или передача генного материала? Ведь моллюски-то гермафродиты и у них нет понятия кто кого и сколько раз, а семенной материал при спаривании они могут и вовсе выпускать в воду. Но тут нет воды, как таковой, а передать через воздушную среду семенной материал можно и платком. Тогда логичен принцип и Дамы замужем и битва за её платок, когда более достойный Рыцарь получает семенной материал и удаляется к себе в замок плодиться и размножаться. Типа рыбка в мобильном аквариуме вышла из своего, добралась до соседнего, получила порцию семян, и увезла в свой аквариум. Всё вполне логично. Уж пологичней чем тиражировать и романтизировать фетишизм на сопливый платок выделений Дам...

Позволю себе не согласиться с версией моллюска, типа осьминог, внутри доспехов:
Мышцы работают только на сокращение, т. е. для сгибания-разгибания, например, в одном суставе д. б. сгибающая мышца и, соответственно разгибающая, причём движение в суставе с помощью этой пары мышц, возможно максимум на 180 градусов и в одной плоскости. И так для каждого сочленения. Кроме этого мышцы д. б. прикреплены к соседним сегментам доспеха для создания рычага, а это д. б. присоски, и снова с набором специфических мышц, а это снова займёт часть объёма конечности. Если не будет присосок, то конечность гада, сидящего внутри, будет болтаться от стенки к стенке, т. е. щупальцу, не прикреплённому к сегментам доспеха, для обеспечения степеней свободы каждой точки щупальца, д. б. набор пар мышц, подобный человеческому языку, обеспечивающему движение в двух перпендикулярных вертикальных плоскостях и одной горизонтальной, перпендикулярной вертикальным, поэтому сила движения в одном направлении будет обеспичиваться мышцами, занимающими незначительную часть поперечного сечения (6-ю часть), например, руки рыцаря. И вообще зачем моллюску чуждая жизнь, чуждые страсти и чуждые желания?
Ещё замечание об официальном представлении о шлемах рыцарей:
Историк, придумавший замшу и тканевый чепец между головой и сталью шлема, явно откосил в молодости от армии. Такая прокладка не защитит от потери сознания после удара дубиной. Ну и главное, основная масса, особенно якобы более древних доспехов, более качественных, как говорят специалисты-металлурги, изготовлены из штампованной прокатной легированной стали, когда таких технологий ещё не изобрели. Видеоролик, где с трудом изображена резвость в современной реконструкции возможностей рыцаря, облачённого в штампованные латы не убедительна. Если человека одеть действительно в кованные доспехи, для наглядности посмотрите какая толщина шлема,
то упав в полном облачении, он вряд ли бы смог подняться без посторонней помощи. Ещё стоит учесть, что имеется структурное различие между "выносливыми" мышцами и "быстрыми": первые теряют в скорости, вторые - в выносливости.

Ниже из комментариев:
elektromexanik А вот вам ещё про линию глаз...


Здесь для пользования глазами через щели щлема, нормальный человек должен запрокидывать голову назад, чтобы хоть-что нибудь увидеть. Во втором случае, чтобы лицезреть окрестности, нужно запихнуть в шлем чепец размером с подушку.


Ниже действительная находка, пролежавшая в земле какое-то время, хотя точность датировки сомнительна.

Забрало. Археологическая находка, возможно, связана с событиями крестового похода 1396 г. и сражением при Никополе. Музей Велико Тырново, Болгария.

Рассказать друзьям