Виктор кровопусков личная жизнь. Кровопусков Виктор

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Родился 29 сентября 1948г., Москва, заслуженный мастер спорта, фехтование на саблях. Олимпийский чемпион 1976, 1980г.г. в личных и командных соревнованиях. Чемпион мира 1974, 1975, 1979г.г. в командных соревнованиях, чемпион мира 1978г. в личных соревнованиях, чемпион СССР 1976г. в личных и командных соревнованиях. В 1979г. признан Международной федерацией фехтования лучшим саблистом мира.

Однажды на пресс-конференции по окончании личного турнира саблистов одна зарубежная журналистка попросила объяснить происхождение его фамилии, не означает ли она врожденной агрессивности. Виктор с юмором отвечал, что фамилия его очень древняя, истинно русская и свидетельствует о предках самых добрых намерений - врачевателях. Народный метод лечения - пускание крови - жив и до сих пор.

Фехтованием он начал заниматься в 13 лет. Первый его тренер сразу выделил Виктора. Ему разрешили выступить на первенстве Москвы среди мальчиков его возраста, хотя он только три месяца учился владеть саблей, завоевал 3 место.

Не раз Виктор терпел неудачи на первенствах школьников Москвы и чемпионатах СССР, но к 18 годам он выполнил норматив мастера спорта. К тому времени относится его встреча с Д.А.Тышлером, который становится его наставником. Попав в ЦСКА, Виктор в течение полугода победил всех юниоров Москвы, успешно выступил на всесоюзном турнире и завоевал путевку на молодежное первенство мира. Дебют оказался удачным - Виктор стал чемпионом мира. Первая высота взята. Но в сборную страны он долго не мог попасть: чтобы пробиться в ее состав, надо быть на уровне сильнейшего по планете.

В 1972 году, в канун Игр XX Олимпиады, Кровопусков пробился в финалы буквально всех турниров, имел победы над всеми сильнейшими зарубежными саблистами, выдержал экзамен "на прочность", пробиваясь в финалы крупнейших турниров, но на Игры в Мюнхен все-таки не поехал.

В 1973 году Кровопускова впервые включили в состав сборной СССР, на первом же своем чемпионате мира он попал в финальную шестерку. На втором своем чемпионате мира в 1974 году Кровопусков завоевал серебряную медаль, а в 1975 - вместе с командой стал чемпионом мира. Перед Монреалем он уже носил титул двухкратного чемпиона мира в командных соревнованиях.

На Олимпиаде в Монреале в 1976 году в командных соревнованиях он стал лидером среди более знаменитых фехтовальщиков: в финале соревнований по сабле он не проиграл не одного боя. Тренировал его тогда знаменитый фехтовальщик Марк Ракита. Специалисты утверждают, что Виктор Кровопусков обладает исключительной мощностью, быстротой передвижения по дорожке, широким техническим арсеналом, тактической смелостью, способностью вести бой с предельной эмоциональной отдачей. Он умел с математической точностью рассчитать момент атаки. Его фехтование настолько технически непогрешимо, что даже профессионалы, видя его впервые, не сразу замечают, что он левша.

В 1977 году из-за травмы (полный разрыв ахиллова сухожилия), он был вынужден пропустить чемпионат мира, но уже через год, выступая на чемпионате мира в Гамбурге, Кровопусков смог завоевать золотую медаль. А еще через год он был признан лучшим саблистом года, вновь подтвердив славу прекрасного бойца на чемпионате мира в Мельбурне. И, наконец, летом 1980 года сумел сделать свой второй олимпийский дубль.

Лучшие дня

Когда грудь мешает жить
Посетило:84
Вокалистка "А’Студио"

Он был кумиром молодёжи, его знали и уважали как большого спортсмена и человека, а сейчас он - живая легенда. Знакомьтесь, Виктор Алексеевич Кровопусков, четырёхкратный олимпийский чемпион с вполне, как оказалось, миролюбивой фамилией.

Мне на глаза как-то попалось моё свидетельство о рождении, - вспоминает Виктор Алексеевич. - Там было написано, что мои родители из Липецкой области Донковского района. То есть они земляки, корни мои оттуда. Кто-то говорил, что я из казачьего рода. Да вроде не из казаков, но река Дон там течёт. Точно, помню, мы ходили купаться на Дон. Что касается моей фамилии, то мне не раз звонили исследователи имён спортсменов, спрашивали, не было ли в моём роду докторов. Просто в старину врачей называли кровопусками, потому что они часто лечили своих больных кровопусканием. Фамилии же давали по профессии. Так что мои предки людей по большим дорогам не грабили и не резали. (Смеётся.)

Номер телефона Виктора Алексеевича, героя двух Олимпиад, мне любезно подсказали в Федерации фехтования России. Поговорить со мной, так сказать, за жизнь, Кровопусков не отказался. Мы договорились встретиться возле станции метро "Речной вокзал".

Первый вагон из центра, - пояснил Виктор Алексеевич. - В час дня.

На место встречи я приехала за полчаса. Стою, переживаю, а вдруг не узнаю. Приглядываюсь ко всем мужчинам, подходящим по возрасту и внешним данным. Ровно в час я увидела, как бодрой походкой ко входу метро движется седовласый мужчина в одежде с... символикой сборной России. Я невольно улыбнулась: "Спасибо за помощь". И уверенно пошла ему навстречу. Чемпион пожал мне руку и предложил прогуляться. Так мы оказались в красивом парке, где отдыхала молодёжь и мамочки с детками. В общем, атмосфера располагала к доверительной беседе.

На пьедестале в олимпийском Монреале чувствовал себя опустошённым, уставшим, впрочем, не так уж я сильно и устал, - вспоминает 67-летний Виктор Алексеевич. - Это были мои первые Игры, но к тому времени я уже был многоопытным бойцом, всё-таки 28 лет исполнилось, за плечами были чемпионаты мира и другие международные турниры. Но Олимпиада накладывает свой отпечаток, каким бы опытным спортсменом ты ни был. Свой первый бой на Олимпиаде я проиграл. Испугался и подумал: "Зачем я вообще сюда приехал?". Поэтому во время остальных боёв таких ошибок, как в первом, уже не допускал.

"Свой первый бой на Олимпиаде в Монреале я проиграл. Испугался и подумал: "Зачем я вообще сюда приехал?"

Я был вторым на чемпионате мира в личном первенстве, золотым призёром в команде, а на Олимпиаде в Монреале я впервые выиграл индивидуальный турнир. Конечно, я был горд, стоя на пьедестале. Думал: "Ну наконец, свершилось". Я долго стремился к сборной и к олимпийской медали. Наверное, в тот момент я ещё до конца не понимал, что стал первым.

По словам Виктора Алексеевича, у него было счастливое советское детство. В семье он был самым любимым ребёнком.

Я был единственным в семье, - вспоминает детство Кровопусков. - С папиной стороны - самым младшим внуком, с маминой - самым старшим, поэтому меня очень баловали как первенца и младшенького. Родители были из многодетных семей. Отец - восьмой ребёнок, у мамы в семье было пятеро детей, она самая старшая. Папа работал простым шофёром, за плечами которого были Финская война и Великая Отечественная. Мама работала на ткацкой фабрике "Красная роза", которая сейчас в центре Москвы находится. Мы жили на Зубовском бульваре в комнатке в пять квадратных метров на последнем этаже. Позднее, в 1957 году, мы получили комнатку в шестнадцать метров около стадиона "Лужники", и этот переезд круто изменил мою судьбу. Кроме как стадиона, рядом ничего не было. Я ходил на стадион, играл в футбол, как все обычные дети. Рядом была Усачёвка, что-нибудь слышали про усачёвскую шпану?

- Нет, ничего! - развела руками я. - Вы были хулиганом?

Наоборот, я был примерным пионером. Меня даже в пионеры принимали в Музее Ленина.

"В 1957 году мы получили комнатку в шестнадцать метров около стадиона "Лужники", и этот переезд круто изменил мою судьбу"

Когда я пришёл в "Лужники" записываться в секцию, мне сказали, что возраст у меня критический, 13 лет. А пришёл я потому, что увидел объявление возле школы о наборе в секцию фехтования. Мы с моим другом Сашей в то время зачитывались книгами про гусаров и мушкетёров, вот и подумали: "А чем мы хуже?". В спортивной школе были все виды: рапира, шпага и сабля. Нам же сказали, что мы будем тренироваться с саблями. "Сабля? Это здорово!" - подумали мы. Сабля звучит куда круче, чем та же рапира. Шпага ещё более или менее.

"Мы с моим другом Сашей в то время зачитывались книгами про гусаров и мушкетёров, вот и подумали: "А чем мы хуже?"

После года обучения что-то случилось с моим первым тренером Игорем Чернышёвым, он ушёл из фехтования. К нам в школу пришли другие тренеры. Меня, как самого возрастного спортсмена, отдали молодому специалисту Льву Корешкову. Друг Саша, с которым мы до сих пор дружим, в фехтовании не остался, после восьмого класса он ушёл в художественное училище.

- А почему вы остались?

Спасибо Льву Корешкову. Он очень верил в меня, искренне верил, что я смогу добиться успеха. Лев Серафимович, как сейчас говорят, разглядел во мне талант, привил мне любовь к этому виду спорта. Именно благодаря ему я остался в фехтовании. Конечно, у меня был вариант продолжить заниматься футболом, так как я посещал специализированную секцию в "Лужниках". Раньше же тренировались не каждый день, а три раза в неделю. Так вот, три раза в неделю у меня были футбольные тренировки и три раза в неделю - фехтование. Но потом изменились дни тренировок, некоторые занятия наложились друг на друга, поэтому мне пришлось выбирать. Я выбрал фехтование.

"Лев Серафимович, как сейчас говорят, разглядел во мне талант, привил мне любовь к этому виду спорта"

- Может быть, российский футбол потерял высококлассного спортсмена?

Вряд ли!

В 20 лет я выиграл юниорский чемпионат мира, в 25 попал в сборную и в своих первых соревнованиях уже дрался, а не сидел на скамейке. За всю свою спортивную карьеру, а это примерно 13 лет, я пропустил только один год. В 1977 году я порвал ахилл. Впервые я попал за границу на Кубу! Раньше проходили такие соревнования. Турнир социалистических стран - экзотика! Но я мало тогда что понимал по большому счёту. Это был мой первый международный турнир как раз перед молодёжным чемпионатом в Лондоне. У меня долгое время была проблема. Когда я попадал в финал, считал, что уже победил, что всё, добился желаемого, что за первое место драться необязательно! Финал - это ведь и так уже престижно.

"Когда я попадал в финал, считал, что уже победил, что всё, добился желаемого, что за первое место драться необязательно! Финал – это ведь и так уже престижно"

Я дрался, конечно, но у меня не получалось. Все удивлялись, что я не очень расстраивался. Мол, с него как с гуся вода, через день он уже не переживает. А потом, наверное, тренеры заставили меня поверить в себя и в то, что я могу быть первым.

В 1967 году я ушёл в ЦСКА к Давиду Тышлеру и до 1973 года тренировался у него, пока специалист не занялся научной деятельностью. В это время Марк Ракита закончил активные выступления в спорте и хотел заняться чем-то другим, не связанным с фехтованием. Я остался без тренера, и Давид Абрамович как-то уговорил Марка (а для меня он Марк, а не Марк Семёнович) заняться мной. Именно тогда образовался смертельный для противников тандем!

"Давид Абрамович как-то уговорил Марка Ракиту заняться мной. Именно тогда образовался смертельный для противников тандем!"

- Значит, в том, что вы, наконец, начали побеждать в финалах, заслуга Ракиты?

Помните, были времена, когда спортсмены выезжали за границу, а вот тренеры нет? Так вот, помощника на соревнованиях у меня не было: Ракита оставался в Москве. Наверное, поэтому так долго проходило моё становление. У Льва Фёдоровича Кузнецова, главного тренера, своих ребят хватало, за которыми надо было следить. Я же за границей был без личного тренера, хотя соревнования, безусловно, требуют его присутствия. Потом Марк Семёнович начал ездить. Но я уже к тому моменту привык, готовился к конкретным боям и настраивался по его советам, которые он мне давал на тренировках. Фехтование - это тонкая наука.

- Заграница - это как глоток свободы в то время. Что такого особенного вы делали там, чего нельзя было в СССР?

Ну не знаю! Однажды в Гетеборге сходили в кино на фильм "Эммануэль". Я тогда был относительно молодой, но были старшие товарищи, которые меня направляли.

"Однажды в Гетеборге сходили в кино на фильм "Эммануэль". Я тогда был относительно молодой..."

Помню, забавная история была с нашими туристами. В Гамбурге проходил чемпионат мира. Так вот, все прекрасно знают, что это портовый город, в котором есть "квартал красных фонарей". И когда наших туристов консультировали перед поездкой, им объяснили, что туда ходить ни в коем случае нельзя. А их взяли и поселили по ошибке именно на этой улице! В общем, и ходить никуда не надо было. Спросили их: "На какой улице вы живёте?". Ответом было: "На Репербан". В общем, и смех, и грех!

Мы, спортсмены, жили совершенно в другом месте. Когда идут соревнования, нам не до этого. У туристов же времени много! Вообще все те люди, которые занимаются фехтованием, а потом становятся тренерами, они практически фанатики. И всегда на первом месте стоят соревнования. Я как-то приехал туристом на Олимпиаду, мне дали билеты на все соревнования. Я и говорю: "Да не надо мне на все соревнования. Я, конечно, люблю баскетбол, волейбол, моя жена - заслуженный мастер спорта по волейболу, я люблю игровые виды, но мне интересно фехтование, конкретно сабля. Дайте билеты на саблю". Все спортсмены-ветераны хотят получить билеты на тот вид спорта, которым они занимались.

- То есть у вас на уме всегда было только фехтование?

Вы не подумайте, я не фанатик! Впрочем, если эту фразу прочитают знакомые, то засмеют меня. Когда я был молодой, старшим говорил, что я суперпрофессионал. Они все смеялись надо мной, подначивали: "Ну ты! Суперпрофессионал". В молодости я не отличался дисциплиной, конечно. Постепенно всё изменилось.

"Когда я был молодой, старшим говорил, что я суперпрофессионал. Они все смеялись надо мной, подначивали: "Ну ты! Суперпрофессионал"

Вообще у нас была дружная команда. Подначивали, шутили, но по-доброму. Никакой дедовщины. Мы ведь в те годы все вместе тренировались: и те, кто занимается саблей, и те, кто шпагой, и те, кто рапирой. Это сейчас у каждого вида свои тренировочные базы, а тогда все тренировались в одном зале. Народу много было, да и залы были не такие большие, как сейчас.

Тогда не было шикарных условий для тренировок, но команда СССР была одной из самых сильных в мире. Как так получалось?

Играли роль сразу несколько факторов: с нами работали талантливые тренеры, у всех спортсменов была огромная работоспособность плюс, конечно, невероятная сила духа. К тому же, мы все были очень дружны. Гриша Крисс, например, подарил мне первые мои фехтовальные туфли, импортные. Мы и сейчас, когда приезжаем к украинцам, видимся и прекрасно общаемся. Тогда ведь мы все были вместе, все республики. И в каждой из них было по спортсмену. В Эстонии была, например, очень сильная школа.

- После событий на Украине отношения с товарищами по сабле не изменились?

У меня к ним отношение не изменилось. У некоторых, бывает, проскальзывают нотки, но это вполне естественно. Они живут в тех местах, где не стоит афишировать свои политические взгляды.

Есть в биографии Кровопускова и ещё один интересный факт. Олимпийский чемпион учился в Институте инженеров железнодорожного транспорта, но ни дня не проработал по специальности.

Я и не собирался становиться инженером, - признался Виктор Алексеевич. - Раньше школами не выступали, а выступали обществами. И мне как-то сказали: "Будешь выступать за "Локомотив". Мне было всё равно, за кого выступать. Первую свою призовую медаль я завоевал как раз как спортсмен "Локомотива", в 1972 году, правда, уже будучи в ЦСКА. Армейцы тогда были очень сильные: Назлымов, Сидяк, Винокуров,. И "Локомотив" попросил, чтобы я выступил за них. ЦСКА пошёл навстречу. Когда я окончил школу, передо мной встал вопрос, куда поступать. В Институт физкультуры я не хотел. В общем, пошёл в МИИТ. Сначала я сдавал экзамены на вечернее, поступил на факультет "Вагоны и вагонное хозяйство". Потом мне сказали, что надо перевестись на дневное, на какой-то очень крутой факультет. И там я учился до 1973 года.

- Прямо-таки учились?

Да не учился, конечно! Я не ходил на занятия вообще. Но на это закрывали глаза, так как я был кандидатом в сборную команду СССР, давал результат. Это было престижно, что студент имеет такие спортивные успехи. Меня не выгнали, я сам ушёл, не доучившись. Мой тренер Давид Тышлер стал завкафедрой в Институте физкультуры, ему нужны были люди с именами, и он попросил меня перевестись к нему.

"Я не ходил на занятия вообще. Но на это закрывали глаза, так как я был кандидатом в сборную команду СССР, давал результат"

Я пришёл к руководству железнодорожников, забрал документы и начал объяснять, что я никогда не буду работать по специальности. Они обиделись, спросили: "Разве к тебе плохо относились?". "Да хорошо относились, - ответил я. - Но вы меня тоже поймите. Я разве по своей воле так решил?". Мы расстались мирно…

- Ни одного конспекта у вас не осталось?

Я их и не писал! Точнее поначалу писал, думал, что всё-таки надо учиться. В школе же я учился хорошо, был практически медалистом. Мне нравились история и химия.

По словам Кровопускова, фехтование только со стороны кажется относительно безопасным видом спорта. Как человек, всю свою жизнь посвятивший сабле, Виктор Алексеевич не понаслышке знает, к чему может привести стандартный выпад противника.

К сожалению, история знает трагические случаи. В 1982 году на чемпионате мира в Риме погиб олимпийский чемпион Владимир Смирнов. Человека проткнули насквозь. Только после этого случая начали делать новое оружие, которое не ломается, а просто разлетается в стороны. Так называемый мараген. Стали обращать внимание на защитные курточки. У нас ведь как? Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Владимира Лапицкого проткнули на московской Олимпиаде, но он, к счастью, выжил.

"В 1982 году на чемпионате мира в Риме погиб олимпийский чемпион Москвы Владимир Смирнов. Человека проткнули насквозь. Только после этого случая начали делать новое оружие"

В общем, растяжение или даже разрыв связок - это тьфу. У меня, например, был разрыв ахилла в 1977 году. Но тогда лечиться не ездили за границу, в Израиль. Меня положили в первый диспансер к ученикам Зои Мироновой, они потом стали ведущими хирургами. Меня быстро поставили на ноги. В декабре я уже дрался на Кубке СССР.

Кровопусков должен был поехать на Олимпиаду в 1972 году в Мюнхене, но не сложилось.

Это всё конъюнктура. Ко мне подошёл Сидяк и сказал: "Ты не поедешь на Олимпиаду". А я ведь усиленно готовился к Играм. "Если поедешь тренироваться в Белоруссию и, соответственно, выступать за Белоруссию, тогда поедешь на Игры". Я - москвич, куда я поеду? Я отказался! А человек, который поехал, очевидно, дал согласие, но в итоге всё равно на Олимпиаду не попал, а позднее перешёл к другому тренеру.

- Вы патриот…

Дело даже не в том, что я патриот Москвы. Я не хотел уходить от своего тренера. Я же спросил тогда: "А у кого я буду тренироваться?". Мне объяснили, что на сборах я буду тренироваться со своими наставниками, а в остальное время - с другим специалистом. Ага! Бегу и падаю!

Сейчас люди готовы выступать под белым флагом, лишь бы попасть на Олимпиаду, а вы вот так отказались от возможности поехать в Мюнхен.

Это спорный вопрос: хорошо спортсмены поступают, отказываясь выступать под флагом своей страны, или плохо. Понимаете, у некоторых атлетов часто бывает только один шанс выступить на Играх. Они же не виноваты, что кого-то поймали на допинге. Они готовились, работали, а тут такое! Решение наказать всю легкоатлетическую команду из-за нескольких человек мне кажется неправильным. Они говорят, что каждый отвечает сам за себя, и в то же время дисквалифицируют всех. Противоречие… Согласно Олимпийской хартии, спорт - это соревнование конкретных спортсменов, а не стран.

"Решение наказать всю команду из-за нескольких человек мне кажется неправильным. Они говорят, что каждый отвечает сам за себя, и в то же время дисквалифицируют всех. Противоречие…"

Фехтовальщикам, по словам олимпийского чемпиона, допинг не нужен. Но были случаи, когда спортсмены прибегали к хитрости, чтобы победить. Так, пятиборец Борис Онищенко был пойман на жульничестве на турнире в Лондоне. Как говорят специалисты, он - гениальный фехтовальщик и так выиграл бы, но решил подстраховаться. В рукоятку шпаги спортсмена была вмонтирована потайная кнопка, нажатием которой он в любой момент мог замкнуть цепь, которая фиксирует на табло нанесение укола. В один прекрасный день тайное стало явным. Разгорелся страшный скандал, и по окончании второго дня турнира Онищенко дисквалифицировали, а вместе с ним и всю сборную СССР.

Это было, конечно, конкретное жульничество, - вспоминает Кровопусков. - Был очень большой скандал. Стали говорить: "Вот, ваш попался на мошенничестве". Но извините, не надо путать пятиборье и фехтование. С таким же успехом пятиборца можно назвать легкоатлетом, так как он кросс бегает, или пловцом. В принципе, в фехтовании такие вещи тоже случались, были умельцы, которые подсоединяли какие-то проводки.

- На Олимпиаде в Монреале чувствовали особую ответственность? Всё-таки первые Игры в карьере.

Люди не меняются. Все соперники одни и те же. Ты встречаешься с ними по нескольку раз в год. Конечно, груз ответственности всегда давит, но надо просто забыть, что это Олимпиада, и готовиться к конкретному бою. Мне так тренеры говорили: работать поэтапно, думать не о победе, а о следующем сопернике.

"Конечно, груз ответственности всегда давит, но надо просто забыть, что это Олимпиада, и готовиться к конкретному бою"

В финале, например, я встретился с Альдо Монтано, папой олимпийского чемпиона. Мы с ним одногодки, дрались в финале на юниорах, друг друга знали прекрасно. Мы встречались перед олимпийским финалом не единицы, а десятки раз. Просто бывают удобные соперники, а бывают неудобные.

- Альдо был удобным соперником?

Итальянцы всегда были для меня удобными соперниками. Хотя, конечно, я тоже проигрывал Монтано. Фехтование - это такой вид спорта, где самый слабый может выиграть у самого сильного. В теннисе, например, есть время понять и разобраться в ситуации. В фехтовании бой длится в среднем две-три минуты. Нет времени на анализ. Играет роль знание соперника, мастерство, внимание. Даже коронные приёмы не всегда спасают. Сегодня ты использовал какой-то приём, а завтра о нём все соперники знают и готовы его отразить. У меня было две коронные фишки, но потом я их забросил: к ним мои соперники уже были готовы.

"Итальянцы всегда были для меня удобными соперниками. Хотя, конечно, я проигрывал Монтано тоже. Фехтование – это такой вид спорта, где самый слабый может выиграть у самого сильного"

- К той встрече с Альдо вы подошли более подготовленным?

Понимаете, есть в фехтовании инициаторы, а есть те, кто фехтует от ситуации. Я всегда был инициатором. А есть люди, которые сидят в засаде и ждут удобного момента. Если со мной спортсмен начинал фехтовать по моим правилам, я выигрывал - 5:0, 5:1. Со мной надо было фехтовать по-другому. Впрочем, я и сам мог иногда в засаде посидеть. (Смеётся.)

- В Монреале вы обошли своих партнёров по команде, стали первым. Как они это приняли?

Это надо у них спросить. Вряд ли они были рады своим местам. Вообще неприятно быть вторым. У меня был перебой в 1979 году: проиграл в финале на чемпионате мира. Мне кажется, меня засудили. Тогда вообще легко можно было это сделать. Это сейчас за боем следит два человека, один на дорожке, другой за монитором. Мне тогда сказали: "Витёк, ну ты чего? Выиграл же товарищ по команде". Мне от этого легче не было…Ну да ладно, вернёмся к Играм в Монреале. Для меня это была первая Олимпиада. Деревня как деревня, 24 дня там жил. Мы тренировались все вместе. Лев Фёдорович Кузнецов, главный тренер, обычно делал построение, и опоздать на него никак нельзя было, но случалось… Я, признаться, никогда никого не закладывал. Сам тоже иногда опаздывал, но в принципе мы были дисциплинированными ребятами. Дисциплину, я считаю, детские тренеры должны воспитывать в своих учениках с самого начала. Спортсмены должны знать, что надо вовремя приходить на тренировку, вовремя подходить к приёму пищи, не опаздывать к отбою.

- Что смогли купить на премиальные после успеха в Монреале? Машину, может быть?

На машину не хватило бы. За золото в личном первенстве нам давали где-то 2500 рублей плюс 80 процентов от суммы за золото в команде. После Игр в Москве премиальные были, конечно, значительно выше - около 4000 тысяч за золотую медаль. В этом случае уже можно было задуматься о покупке машины. Но тогда передо мной стояла другая задача: обставить жильё. Мне дали трёхкомнатную квартиру в районе трёх вокзалов.

- Какая у вас была первая машина?

Мой отец, как участник Великой Отечественной войны, мог купить себе машину. Купил, естественно, я. Откуда у отца деньги? Это был "москвич-412", потом были "жигули", потом ещё одни "жигули". После Монреаля я купил "Волгу"… но водить я до сих пор не умею. Моя вторая жена водила машину, отец - профессиональный шофёр - учил меня водить, но я так и не сел за руль сам. Права мне сделали: помогли знакомые ребята в милиции.

Нынешнюю сборную саблистов России возглавляет французский специалист, и Кровопусков согласен с его методами работы.

В сборной саблистов сейчас главный наставник француз Кристиан Бауэр, и дисциплина у него на высшем уровне. Если человек опоздал, он даже с ним разговаривать не станет: "Ты чего пришёл? Давно должен уже быть в зале!". И это правильно, как мне кажется.

"В сборной саблистов главный наставник француз - Кристиан Бауэр, и дисциплина у него на высшем уровне. Если человек опоздал, он даже с ним разговаривать не станет"

- Шансы у саблистов в Рио есть?

Очень хотелось бы, чтобы у нас была золотая медаль в команде. Шансы есть. Хочется, чтобы они превратились в реальное золото.

"Моя вторая жена водила машину, отец, профессиональный шофёр, учил меня водить, но я так и не сел за руль сам. Права мне сделали: помогли знакомые ребята в милиции"

А потом у меня права отобрали. Точнее, не у меня, а у моего товарища, который любил ездить с моими правами и часто представлялся Кровопусковым. Мы похожи с ним. Как-то остановили нас, мы вместе ехали, друг показал мои права, а сотрудник милиции говорит: "Виктор Алексеевич, сабля с вами?". В общем, прав нет. Хочу научиться. Да, наверное, уже поздно. Мне ездить некуда, а так, если надо, ученики возят. У меня прекрасные отношения со спортсменами.

- Вы тренируете сейчас?

Я считаюсь тренером-консультантом сборной команды России. Работаю там, где прикажут в федерации. Мне говорят приехать на сбор, я и приезжаю. Могу продемонстрировать всё что угодно. Конечно, не с такой скоростью, как раньше. Когда ко мне обращаются с вопросами, я всегда дам совет.

- Перед Олимпиадой в Москве начальство сильно наседало? Мол, только победа, смотрите у нас!

Как вам сказать? Помню, на Играх в Москве проиграли первую встречу румынам. Что тут началось! Подходили люди, не имеющие никакого отношения к фехтованию, и пальчиком грозили: "Чего это вы проиграли? На Дальний Восток захотели?". Я офицер, взрослый мужчина, мне было 32 года, а меня тут учить надумали. Вообще команда у нас была очень солидная тогда, все звёзды. Сидяк уже был трёхкратным олимпийским чемпионом. Все, конечно, хотели, чтобы СССР был впереди, и мы тоже.

"Помню, на Играх в Москве проиграли первую встречу румынам. Что тут началось! Подходили люди, не имеющие никакого отношения к фехтованию, и пальчиком грозили: "Чего это вы проиграли? На Дальний Восток захотели?"

Мы тренировались и жили не в Олимпийской деревне, а в Новогорске. Когда команда живёт отдельно, ответственность не так сильно давит. Ты словно на обычных сборах находишься. Нынешний тренер по сабле так же считает: ничто не должно отвлекать команду от тренировок.

Так, полностью сосредоточившись на тренировках и соревнованиях, Виктор Кровопусков завоевал на Играх в Москве две золотые медали - в личном и командном первенствах.

После соревнований нам предложили пожить в Олимпийской деревне. Тем более мы все там числились. Коля Алёхин, мой товарищ, воспользовался предложением, а я, москвич, предпочёл остаться дома. В деревню приезжал, только чтобы покушать, продуктов набрать. Повара только рады были. Когда я получал квартиру, мне, кстати, предложили вариант именно в Олимпийской деревне, причём с мебелью, но я отказался: это не мой район. Это было не очень удобно для меня с точки зрения транспортировки: машину я не вожу, а метро там не было. Я же тренировался в ЦСКА и работать планировал там же.

- Вы уже женаты были на тот момент?

Да, у меня уже ребёнок был. Мы жили на Большой Спасской улице. Помню, забавный случай был. Когда мы культурно отдыхали с друзьями дома, двухлетний сын Алексей вышел на балкон и выстрелил из газового пистолета, который я приобрёл по случаю. Через некоторое время в дверь позвонили. Открываем, а там милиция. "Из вашего окна стреляли", - сказали сотрудники. "Не может быть", - стал отнекиваться я. Сын выглянул в этот момент и сказал: "Папа, здорово я бабахнул". Отпираться не было смысла, тогда я сказал: "Ребята, с вами разговаривают три золотых медали и одна серебряная. Неужели вы нас в отделение заберёте?". Тогда спортсменов очень уважали, сейчас уважают, а тогда вообще… Со словами "будьте аккуратнее" милиционеры ушли.

Когда речь зашла о сыне, Виктор Алексеевич заметно погрустнел. Вроде бы и со смехом рассказывал историю про пистолет, но потом как-то резко поник.

Нет у меня больше сына, - прошептал Кровопусков. - Нет моего мальчика. Сердце... У меня только внучка Даша в Белоруссии. Видимся не очень часто, но когда я езжу к другу или вообще по делам, то, конечно, встречаемся. Даше уже семь лет. Её мама - теннисистка, тренер. Тётя тоже тренер по теннису. Наверное, и внучка подастся в теннис. Алексей же был хорошим хоккеистом…

- Алексей - назвали в честь своего отца?

Нет, так жена назвала. Я был безумно рад, когда у меня родился сын. Я мечтал об этом. Пришёл в роддом, чтобы поздравить, а жена говорит: "Ты ко мне пьяный не приходи". И мы с друзьями праздновали дома.

Металлург", "Витязь", ТХК, "Кристалл", "Титан", ХК МВД, "Трактор", белорусские клубы "Юность" и "Гомель", а также за "Донбасс". Но однажды его сердце остановилось… Ему было всего 35 лет.

"Когда Алексей умер, я нашёл утешение в алкоголе. Понимаете, когда начинал вспоминать его, всё, что с ним связано, боль возникала дикая"

Когда Алексей умер, я нашёл утешение в алкоголе. Понимаете, когда начинал вспоминать его, всё, что с ним связано, боль возникала дикая. Алкоголь заглушал на время эту боль. Но потом я взял себя в руки и больше не пью.

- На Игры 1984 года вы не поехали из-за бойкота. Обидно было?

Не то слово! Это был страшный стресс. Нас пригласили в Олимпийский комитет и сказали, что мы не едем на Игры в США. Причину нашли смехотворную: якобы обеспечение безопасности будет на низком уровне. Самое обидное, что нас спросили: "Кто за?". Руку никто не поднял, а сказали: "Единогласно". Решение было принято в ЦК, поэтому сделать было ничего нельзя. Думал, что поставлю в Лос-Анджелесе жирную точку и закончу спортивную карьеру, но после бойкота решил остаться ещё на год и стал чемпионом мира.

Сейчас Виктор Алексеевич женат в третий раз. Первая супруга не имела никакого отношения к спорту, вторая была фехтовальщицей, чемпионкой СССР.

Но она быстро решила оставить спорт, - пояснил чемпион. - Зачем заниматься фехтованием, если муж такой? В общем, она стала заниматься домом, семьёй.

Третья супруга Кровопускова - волейболистка. Именно с её лёгкой руки Виктор Алексеевич в 90-е активно работал за границей.

Тяжёлое это было время. Я работал тренером в ЦСКА. Моя супруга играла в волейбол, а когда она закончила спортивную карьеру, ей предложили контракт в Турции. Сами понимаете, муж и жена не могут жить раздельно. Она предложила мне: "Или я возвращаюсь, или ты приезжаешь ко мне". В общем, в нашей стране был очень тяжёлый период, работы почти не было, делать было нечего, и я поехал в Турцию.

Какое-то время я был без работы, а потом пошёл в турецкий спортивный комитет, представился. Там в тот момент были довольно относительные представления о фехтовании. В общем, меня взяли тренером. Проработал там года два с половиной, потом вернулся. На международный уровень из моих учеников так никто и не вышел: сложно за два года подготовить спортсмена, способного биться на самых престижных турнирах. Но саму идею фехтования я в турецкий спорт, наверное, принёс.

Недолго работал в Египте, подготовил команду, которая отобралась на Олимпиаду 2004 года, но поехать туда у них не получилось. Я специально купил путёвку в Грецию, чтобы посмотреть на них, но не вышло. У федерации не было достаточно средств, чтобы отправить команду на Игры. Работал в Японии, подготовил двух ребят к Играм, они ездили на Олимпиаду.

В Иране я работал полтора года. Иранцы, кстати, стали чемпионами Азии. Но не те, кого тренировал я, а ученики моих учеников. Горжусь ими, молодцы! Один из учеников даже отобрался на Олимпиаду в Рио. Подготовить участника Олимпийских игр - это уже большое достижение.

"В Иране я работал полтора года. Иранцы, кстати, стали чемпионами Азии. Но не те, кого тренировал я, а ученики моих учеников"

- В бизнес не пытались податься, как Алишер Усманов?

Он занимался фехтованием, очень неплохо фехтовал. Но я не бизнесмен, моё призвание - это спорт. Говорят: "Служу ВДВ", а я говорю так: "Служу фехтованию". Спорт формирует человеческую личность.

- Какой опыт вы вынесли из работы за границей?

Я вынес одно - всё время хочется домой. Поэтому я просил, чтобы контракты у меня были недолгими. Конечно, можно привыкнуть, но всё зависит от человека. Кто-то может адаптироваться, а мне ассимилировать сложно. Я русский! Мне знакомые предлагали сделать американский паспорт, звали работать в США, но я не захотел. Там уже столько наших специалистов было, что я просто не видел смысла переезжать. Американские саблистки сейчас, кстати, самые сильные в мире. Интересно будет посмотреть их бои в Рио!

"Я просил, чтобы контракты у меня были недолгими. Конечно, можно привыкнуть, но всё зависит от человека. Кто-то может адаптироваться, а мне сложно. Я русский!"

- На Олимпиаду в Бразилию собираетесь?

А как же! Надеюсь посмотреть фехтование, но загляну и на другие виды спорта поболеть за своих! В сабле давно олимпийских медалей не было… Может быть, в этом году всё у ребят получится.

О том, помогают ли родные стены, какое фехтование показывают в кинофильмах и с кем ему больше нравилось сражаться.

Во взрослую сборную я попал довольно поздно - в 25 лет, но рвался туда постоянно, будучи запасным. Всегда брали любого запасного, кроме меня (смеется). Правда на первом своем чемпионате попал в финал, где было шесть человек, и я стал пятым. А в команде мы проиграли. У нас было серебро. Да, тогда мы это считали проигрышем. Вообще, саблисты тех времен, я имею в виду нашу команду, других медалей кроме золотых не хотели. Остальные призовые места считались за неудачу. Так что можно сказать, что первый мой чемпионат мира в Гетеборге и был, собственно, неудачным.

- Сам город помните?

Единственное, что помню, там тогда можно было смотреть фильмы из разряда "Эммануэль". У нас такого тогда не было. Ходили смотреть.

- В Гренобле уже была совсем другая история?

Я был вторым в личных соревнованиях и мы выиграли в команде. У нас тогда была очень сильная команда. Владимир Назлымов, Виктор Сидяк, Эдуард Винокуров. Одни имена сами за себя говорят. А в 1975 году я не попал в финал и понял, что серебро в предыдущем году совсем не означает попадание в финал в следующем. Вообще, уже тогда конкуренция была очень серьезная - любой спортсмен из двадцатки сильнейших мог выиграть.

- Основными конкурентами были итальянцы или венгры?

На Олимпиаде мы всегда бились с итальянцами. Они говорили: самые сильные мы и русские. Преемственность в итальянском фехтовании, конечно, впечатляет. Я дрался с Альдо Монтаной, а у него сын теперь стал олимпийским чемпионом. Вот такая у них школа, у венгров тоже, теперь у французов. Отдельно сильные спортсмены есть много где, но понятие школы, оно все-таки доминирует.

- На французском говорите?

Ни на каком языке не говорю свободно, кроме русского.

- Как с соперниками общались?

После банкетов как-то находили общий язык (смеется).

- К домашним соревнованиям у вас какое было отношение?

Могу сказать, что я, например, "Московскую саблю" не выигрывал. Вообще дома выиграл только один турнир - Олимпиаду.

- Вас наверняка накручивали перед Играми в Москве.

Накручивали, говорили, что проиграть не имеете права. Первую встречу для жеребьевки проиграли, сразу вызвали на ковер, начали кричать. Перед ними стоят золотой и серебряный призер, а их отчитывают, будто они не хотели выигрывать. В спорте иногда и проигрывают, случается (смеется). Вообще, многие боялись перегореть, я просто все эти накрутки старался убирать из головы.

- Как?

Просто говорил себе "убираю это из головы" (смеется). Вообще, никогда не нужно думать о конечном результате, нужно думать о ближайшем поединке, о ближайшем бое, как нанести первый удар, как не пропустить первый удар. Без этого не будет никакого конечного результата.

- Неудобные соперники были?

Я не любил драться с венграми, любил драться с итальянцами.

- А с Кровопусковым, думаете, любили драться?

Не знаю. Думаю, что не очень (смеется).

Золотая Олимпиада

- Как начался тот день, когда вы выиграли золото домашней Олимпиады?

Наверное, это было обычное утро, как на всех соревнованиях. Такие дни, как правило, начинаются одинаково, но заканчиваются особенным образом. Правда осознание все равно происходит потом.

- Вы тоже не сразу осознали значимость той победы?

Потом пришло. К тому же после личных у нас командные соревнования. Знаете, как у нас говорят? Когда в личном, ты выигрываешь один, когда побеждаешь в команде, то выигрывают все.

- Финал, наверное, помните во всех деталях!

Финалы складывались хорошо. Вообще, у нас полуфиналы всегда проходили тяжело. На самом деле, когда проигрывал в полуфинале, мне уже драться не хотелось за третье место, потому что для нас эта бронза была проигрышем.

- Какие впечатления у вас остались от Игр 2012 года в Лондоне? Там саблистам не удалось завоевать золото.

Олимпиада - это особые соревнования, особый статус, особый подход. На Олимпиадах в фехтовании может случиться буквально все - вспомните пекинскую, когда выигрывали китайцы. Тут уже дело не в рейтинге, это один день, который решает все.

- Леше Якименко советы даете?

Советы даю только когда меня попросят. У него есть свой тренер. Мой взгляд - взгляд человека со стороны. А Леша, он ведь спортсмен мирового уровня, с огромным опытом. Он сам давно все знает.

- Говорят, он как раз может перегореть перед соревнованиями.

Это всем свойственно в какой-то мере. Мне вот жаль, что у него часто случаются травмы.

- Вас в кино никогда не звали сниматься?

Участвовал как-то в съемках, но это было не художественное кино. Помните фильм "Арап Петра Великого" (фильм "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", по мотивам произведения А.С. Пушкина "Арап Петра Великого")? Вот там наши армейские спортсмены в съемках участвовали. Вообще, никакого фехтования в кино нет. Не надо путать сценическое фехтование со спортивным.

- Смешно смотреть на фехтование в художественных фильмах?

Вы видели, как фехтуют в "Д"Артаньян и три мушкетера"? Это и правда смешно.

- Зато мушкетеры песни поют!

Да! Это мюзикл! И совсем необязательно там все делать по правилам спортивного фехтования.

Родился 29 сентября 1948г., Москва, заслуженный мастер спорта, фехтование на саблях. Олимпийский чемпион 1976, 1980г.г. в личных и командных соревнованиях. Чемпион мира 1974, 1975, 1979г.г. в командных соревнованиях, чемпион мира 1978г. в личных соревнованиях, чемпион СССР 1976г. в личных и командных соревнованиях. В 1979г. признан Международной федерацией фехтования лучшим саблистом мира.

Однажды на пресс-конференции по окончании личного турнира саблистов одна зарубежная журналистка попросила объяснить происхождение его фамилии, не означает ли она врожденной агрессивности. Виктор с юмором отвечал, что фамилия его очень древняя, истинно русская и свидетельствует о предках самых добрых намерений - врачевателях. Народный метод лечения - пускание крови - жив и до сих пор.

Фехтованием он начал заниматься в 13 лет. Первый его тренер сразу выделил Виктора. Ему разрешили выступить на первенстве Москвы среди мальчиков его возраста, хотя он только три месяца учился владеть саблей, завоевал 3 место.

Не раз Виктор терпел неудачи на первенствах школьников Москвы и чемпионатах СССР, но к 18 годам он выполнил норматив мастера спорта. К тому времени относится его встреча с Д.А.Тышлером, который становится его наставником. Попав в ЦСКА, Виктор в течение полугода победил всех юниоров Москвы, успешно выступил на всесоюзном турнире и завоевал путевку на молодежное первенство мира. Дебют оказался удачным - Виктор стал чемпионом мира. Первая высота взята. Но в сборную страны он долго не мог попасть: чтобы пробиться в ее состав, надо быть на уровне сильнейшего по планете.

В 1972 году, в канун Игр XX Олимпиады, Кровопусков пробился в финалы буквально всех турниров, имел победы над всеми сильнейшими зарубежными саблистами, выдержал экзамен "на прочность", пробиваясь в финалы крупнейших турниров, но на Игры в Мюнхен все-таки не поехал.

В 1973 году Кровопускова впервые включили в состав сборной СССР, на первом же своем чемпионате мира он попал в финальную шестерку. На втором своем чемпионате мира в 1974 году Кровопусков завоевал серебряную медаль, а в 1975 - вместе с командой стал чемпионом мира. Перед Монреалем он уже носил титул двухкратного чемпиона мира в командных соревнованиях.

На Олимпиаде в Монреале в 1976 году в командных соревнованиях он стал лидером среди более знаменитых фехтовальщиков: в финале соревнований по сабле он не проиграл не одного боя. Тренировал его тогда знаменитый фехтовальщик Марк Ракита. Специалисты утверждают, что Виктор Кровопусков обладает исключительной мощностью, быстротой передвижения по дорожке, широким техническим арсе налом, тактической смелостью, способностью вести бой с предельной эмоциональной отдачей. Он умел с математической точностью рассчитать момент атаки. Его фехтование настолько технически непогрешимо, что даже профессионалы, видя его впервые, не сразу замечают, что он левша.

В 1977 году из-за травмы (полный разрыв ахиллова сухожилия), он был вынужден пропустить чемпионат мира, но уже через год, выступая на чемпионате мира в Гамбурге, Кровопусков смог завоевать золотую медаль. А еще через год он был признан лучшим саблистом года, вновь подтвердив славу прекрасного бойца на чемпионате мира в Мельбурне. И, наконец, летом 1980 года сумел сделать свой второй олимпийский дубль.

Трижды Виктор Кровопусков был признан первым саблистом мира, в его коллекции четыре золотые олимпийские медали, несколько раз он становился чемпионом мира и личном, и в командном первенстве, более двадцати раз выигрывал крупнейшие международные турниры.

Виктор Кровопусков: «Мне не нравится современное сабельное фехтование»

В середине февраля в столице России завершился этап Кубка Мира по фехтованию «Московская сабля». В тридцать третий раз звание победителя оспаривали саблисты, в пятый раз за титул чемпионки боролись саблистки. За поединками наблюдал самый титулованный фехтовальщик ХХ столетия Виктор Кровопусков. Более 30 лет назад Виктор завоевал олимпийское «золото», он множество раз поднимался на высшую ступень пьедесталов почета мировых чемпионатов. Работал тренером в России, Иране, Китае, Турции и Египте. Судил крупнейшие состязания. До сих пор его сердце и душа болеют за любимый вид фехтования – саблю.

Наша справка. Виктор Алексеевич Кровопусков.

Родился 29 сентября 1948 года в Москве. Выступал за ЦСКА (Москва), военнослужащий. Заслуженный мастер спорта (1976). В сборную команду СССР входил с 1973 по 1986 год. Чемпион Олимпийских игр 1976 и 1980 годов в личном и командном первенстве по фехтованию на саблях. Чемпион мира 1974, 1975, 1979, 1983, 1985 годов в командных соревнованиях, чемпион мира 1978 и 1982 годов в личном зачете. Серебряный призер чемпионата мира 1974 в личном первенстве, 1973 в командном. Чемпион СССР 1976 года в личных и командных соревнованиях. В 1979 году Международной федерацией фехтования признан лучшим саблистом мира. Награжден орденом Ленина (1980). Живет в Москве.

Пользуясь случаем, наш корреспондент Татьяна Колчанова попросила выдающегося мастера клинка оценить эволюцию сабли за последние 30 лет.

- На Ваш взгляд, что изменилось в сабельном фехтовании за эти годы?

Изменилось все. Я фехтовал, когда не было электрофиксаторов ударов, и судейство было субъективным. Иногда арбитры «видели» удары, нанесенные тобой, только потому, что за твоими плечами были победы на олимпиадах и чемпионатах мира. Твой авторитет работал на тебя. И наоборот, тем, кому судьи не хотели присуждать победу по разным соображениям, приходилось совершать на дорожке чудеса. Наш прославленный саблист Яков Рыльский, который трижды становился чемпионом мира в личном зачете, для того, чтобы судьи заметили его удары в поединке с известным польским спортсменом Ежи Павловски, методично отрубал пуговицы на куртке соперника. Такого не мог не заметить ни один даже самый предвзятый арбитр. А сколько раз за эти годы менялись правила? Вспомните, как зрелищны и красивы были атаки, когда были разрешены скрестные шаги и атака «стрелой»! Сегодня это совершенно другой вид спорта. Как ни странно, многие изменения принимались якобы в угоду тому, чтобы повысить зрелищность и сделать фехтование более понятным для зрителей. А в итоге в молниеносных схватках результативный удар может рассмотреть только специалист экстра класса, да и то, из десяти ударов, как минимум пять каждый арбитр увидит по-своему. Это происходит еще и потому, что Международная федерация фехтования (ФИЕ) избрала при выборе судей не очень верную политику. Крупные соревнования вплоть до Олимпийских Игр поручают судить арбитрам из стран, где фехтование только делает первые шаги. А мы прекрасно знаем, что судьями не рождаются. Для того чтобы быстро ориентироваться в ситуации, складывающейся на дорожке, надо самому быть фехтовальщиком или тренером. В результате этой политики спортсмены отказываются от сложных атак, защит, не говоря уже о многоходовых фехтовальных фразах, которые раньше приводили в восторг даже не искушенных зрителей. На «Московскую саблю» приходили, чтобы получить удовольствие, наблюдая за звездами сабельного фехтования. Поединки советского саблиста Виктора Сидяка и итальянца Альдо Монтано можно было снимать, как художественный фильм. Столько в них было экспрессии, мощи, артистизма!

- Что же все-таки за эти годы сабля потеряла и что приобрела?

- Я выскажу свое субъективное мнение. Мне кажется, что десяток лет назад сабельные поединки были поинтереснее. Потому что они состояли из большого количества ярких приемов. Сегодня приемов я не вижу. Практически ни один саблист в мире сегодня не исполняет контр темп, перехват удара, мало атак с действием на оружие, даже контратаки с разрывом дистанции редкость на сегодняшний день. Да, бойцы стали пофактурнее: выше ростом, более атлетичными и скоростными. Они неплохо обучены, но выполнять приемы попросту боятся. Потому что прав оказывается не тот, кто перехитрил соперника, а тот, кто на долю секунды быстрее ударил.

- Повлияли ли изменение в сабле на расстановку сил в мире?

На любых международных соревнованиях в мое время, да и спустя 10-15 лет после того, как я зачехлил саблю, всегда можно было отличить соперников по принадлежности к национальной фехтовальной школе. Свои особенности имели советская, итальянская, венгерская, польская, румынская школы. О французской школе говорить не буду, тогда французы были бойцами средней руки. Сейчас этого нет. Различия мизерные, да и то они характеризуют не школу, а индивидуальные особенности конкретного спортсмена. Практически все делают одно и то же. 70% успеха на фехтовальном помосте имеет тот, кто быстрее ударит. А это приводит к потере зрелищности, которая всегда повышается, если есть красивые фехтовальные розыгрыши, многоходовые атаки, защиты, контрзащиты. Средний уровень саблистов в мире сегодня очень высок, а вот настоящих звезд почти нет.

- Кто же тогда сегодня выигрывает, если все одинаковые?

Тот, кто на данные момент в лучшей спортивной форме, лучше себя чувствует на дорожке, плюс делает чуть больше приемов, чем его соперник. Обидно, что тренеры эксплуатируют чисто физические данные бойцов – рост, скорость, выносливость. А ведь недаром фехтование всегда называли быстрыми шахматами. Все, что происходило на дорожке, просчитывалось в уме фехтовальщика на несколько ходов вперед. Поэтому побеждали самые разные спортсмены – высокие и маленькие, быстрые и медлительные, тонкие и толстые. Преимущество имели те, кто освоили тактику и стратегию поединка. Если быть честным перед самим собой, мне не нравится современное сабельное фехтование.

Еще несколько лет назад, наши выдающиеся саблисты, наблюдая за поединками девушек на своем виде оружия, откровенно посмеивались и говорили, что это не сабля, а другой вид оружия.

А я с удовольствием смотрю на женское сабельное фехтование. Именно благодаря тому, что в женском фехтовании скорости естественно ниже, впоединках девушек присутствует то, что почти безвозвратно ушло из мужского сабельного фехтования. Они делают приемы! Атаки, контратаки, защиты, а если добавить к этому большее, чем у мужчин, выражение эмоций, то становится понятно, почему болельщикам нравится этот новый вид фехтования. Я думаю, что именно на поединки саблисток на олимпиаде в Пекине соберется наибольшее количество зрителей.

С одной стороны, современные правила фехтования на саблях убавили зрелищность в поединках, но, с другой, согласитесь, позволили спортсменам из некогда не фехтовальных держав приблизиться по уровню мастерства к лидерам. В частности, это касается спортсменов из Китая.

- Я работал тренером в Китае. Могу сказать, что любой китайский спортсмен, который приезжает на международные соревнования, имеет хороший средний уровень. Все они добротные спортсмены. Они много тренируются, принимают участие во многих международных соревнованиях, их тренеры тщательно изучают противников и передают эти знания воспитанникам. Благодаря этому они все чаще попадают в финалы крупнейших соревнований. А в фехтовании, так же как и в фигурном катании, нужно чтобы тебя заметили. Если говорить о китайских фехтовальщиках, то большое значение имеет еще и тот факт, что прежде, чем попасть в национальную сборную, они проходят у себя в стране колоссальный отбор. Я, например, работал в провинции, в которой живет 250 миллионов человек. А представляете, насколько мотивированным становится спортсмен, пройдя через такое горнило. Кроме того, с китайцами работали и работают ведущие тренеры мира. Поэтому уже в ближайшее время эти спортсмены будут представлять опасность для всех соперников.

Рассказать друзьям