Меч и техника владения мечом во время боя. Академия кендзюцу и айкидзюцу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Упражнение выполняется как в вертикальной плоскости, так и по горизонтали. Возможно выполнение различных «восьмерок» и имитаций ударов двуручным мечом.

Постепенно упражнения по развитию спины сокращаются, а вместо них увеличивается доля работы в полном доспехе. Таким образом сохраняя форму и наращивая нагрузку, вы просто заменяете укрепляющие упражнения теми, которые необходимы по ходу занятий.

РАБОТА «ПО ВЕТРУ» (координация, гибкость суставов)

Работой «по ветру» врываются упражнения, выполняемые бойцом самостоятельно - без мишени и партнера, т. е. по воздуху. Чаще всего это вращательные маховые движения с разнообразной траекторией (знаменитые киношные вертушки). Выполняются на месте, в движении и во вращении вокруг своей оси.

Помимо наработки «чувства рукояти», эти упражнения укрепляют сухожилия, способствуют развитию гибкости суставов, координации движений и чувства равновесия. Сами упражнения описывать не стоит, их с избытком у киношных ниндзя, самураев, казаков и т. п. Кроме того любой человек в силе составить и наработать собственные подобные упражнения. Главный принцип: клинок не должен останавливаться. Его движение должно быть ровным, без задержек и рывков. Скорость выполнения произвольная и зависит от веса и габаритов клинка.

Следующий раздел будет посвящен методикам, которые не увидишь на экране и не услышишь от соперников. Некоторые клубы стараются не раскрывать секретов мастерства, думая, что несколько их «секретных» наработок обеспечат преимущество перед соперником. Это наивное заблуждение неоднократно опровергнуто практикой турниров. Боец, делающий ставку на хитрый прием, быстро достигает своего потолка и начинает безнадежно проигрывать противникам с гибким мышлением и творческим подходом к фехтованию. Да, можно иметь в арсенале 2-3 основных удара или комбинации, но делать из них секрет просто смешно, ибо наблюдательный противник без труда «рассекретит» их и выработает неожиданные контрмеры. Мы убеждены, что развитие исторического фехтования сможет продолжаться лишь при ознакомлении большинства бойцов с существующими наработками. Это позволит запустить механизм «прием-контрприем», являющийся основным двигателем развития всего направления ИФ.

Не секрет, что многие самые свежие идеи зареченской школы пока остаются в разработке, однако базовыми и опробованными методиками мы делимся без сожаления!

«БАЛДА» (охота за пятью зайцами)

Можно проводить часы и дни в тренажерном зале, накачивая массу мышц но, выйдя на ристалище, удивляться тому, что меч от усталости вываливается из руки, в то время как сравнительно поджарый соперник сохраняет свежесть, силу и скорость ударов.

Причиной тому напрасное развитие тех групп мышц, которые не отвечают за движение оружия.

На данный момент разработана и опробована методика, позволяющая решить эту и другие тренировочные проблемы. Немаловажно и то, что сама методика не требует особых материальных затрат, а тренировочные снаряды могут быть смонтированы как на улице, так и в сравнительно малых помещениях.

Заяц 1. Вместо монотонных и бесконечных толчков штанги или гантели полезнее провести полчаса с тренировочным клинком в 2 кг, нанося удары по «балде» - подвешенному на веревке блоку автопокрышек.

Адаптируются сухожилия, работает ударная группа мышц, рука привыкает к встрече препятствия. Переложив меч в другую руку, получаем равномерное развитие плечевого пояса. Настоятельно рекомендуем отрабатывать приемы обеими руками. Кроме известных преимуществ, такой подход позволяет полноценно работать с партнерами в роли левши.

Заяц 2. Работа на «балде» с утяжеленным оружием, помимо повышения силовых характеристик, способствует и эффективному развитию координации, точности и темпа ударов. На определенной стадии отработки приемов бывает необходимо работать именно тяжелым снарядом в полную силу.

Заяц 3. Легко убедиться, что активно поработав 15 минут у «балды» в полном доспехе с оружием, человек чувствует себя точно так, как если бы он пробежал кросс 3-5 км (в зависимости от персональной тренированности). Однако параллельно с развитием выносливости оттачивается техника, ставится сила и точность удара, чего не достигнуть никакими беговыми тренировками.

Заяц 4. Упражнения с «балдой» в паре по своей эффективности вдвойне уникальны. Объясняется это очень просто. Одноклубники даже в самом жестком тренировочном бою не бьют друг друга в полную силу, и это правильно (если они психически здоровы). Незачем создавать травмоопасную ситуацию, способную вывести бойца из строя, особенно перед соревнованием. Побочный эффект этого проявляется в привыкании сдерживать удар и останавливаться после каждого сильного попадания.

Работа же с «балдой» в паре позволяет полностью избежать этих моментов (подробности упражнений изложены ниже).

Заяц 5. Работа с качающейся «балдой» формирует навыки силовой борьбы: толчки корпусом или щитом, контрдействия на активное перемещение противника. Именно с качающейся «балдой» спортсмен имеет возможность оттачивать чувство дистанции в боевом режиме.

Вывод приходит сам собой: большая доля физической подготовки может и должна проходить «на балде», с применением турнирного снаряжения и тренировочного (утяжеленного) оружия.

Исторический прототип «балды» - чучело-истукан изготавливался из куска бревна или толстой вязанки хвороста. Однако и то и другое не совсем удобно: хворост в процессе работы оставляет на полу массу крошева, а твердое дерево утомляет руку жесткой отдачей и быстро разрушает оружие. Автопокрышки в данном случае удобней, чем исторические аналоги. Причем суть упражнений остается без изменений, в то время как лучезапястный сустав я ресурс оружия сохраняются максимально!

Очевидным плюсом является и то, что на основе минимального набора конкретных упражнений каждый тренер и спортсмен может разработать свои упражнения, необходимые для решения персональных задач.

ОДИНОЧНАЯ «БАЛДА»

Постановка ударов с места (наработка техники, силы, скорости, точности).

Заняв исходное положение перед снарядом, боец осваивает прием, изучает дистанционные условия его успешного применения и специфику поведения меча в момент удара.

Тренер имеет возможность увидеть ошибки реального выполнения приема, а не его бесконтактного изображения. Боец ощущает слабые и сильные стороны каждого приема применительно к своим возможностям и конституции.

Постановка ударов с движения (боец, двигаясь вокруг «балды», наносит удары и меняет направление движения).

Приобретается легкость и раскованность движений. Вырабатывается навык нанесения ударов навскидку, с любой опорной ноги, с шага или прыжка, с движения вперед и назад и т. д.

ПАРНАЯ «БАЛДА»

Бой на опережение (бойцы с противоположных сторон «балды», видя друг друга, стараются нанести по «балде» удар быстрее соперника).

Боец привыкает постоянно видеть перед собой реального противника, следить за его действиями, независимо от своего положения.

Бой на ответ (следя за противником, бойцы стараются отреагировать на его удар по «балде» и нанести свой по схеме «защита-удар»).

Вырабатывается естественная реакция, умение переключаться с оборонительного на атакующее действие.

Бой на выживание (марафон, когда бойцы наносят оговоренное количество ударов на скорость, либо бьют по «балде» оговоренное время в максимальном темпе и в полную силу).

Одновременная работа на выносливость, силу, технику, экономичность движений. В подобном марафоне хорошо проявляются персональные особенности каждого бойца. Становится понятным, что следует корректировать и на что каждому бойцу лучше сделать ставку в турнирных боях.

КАЧАЮЩАЯСЯ «БАЛДА» (силовая борьба, толчки, подсады со снарядом, висящим на 2-3-метровом шнуре)

Адаптация к подвижности соперника, коррекция ударов в движении, выработка контрдействий на толчки щитом и плечом. Все упражнения могут выполняться как в одиночку, так и парами. Качающееся движение может задать сам спортсмен или его напарник. В случае же работы с партнером «балда» движется более непредсказуемо, имитируя ситуации, когда противник может неожиданно остановиться или атаковать не по прямой.

Контакт должен проходить жестко, так чтобы снаряд останавливался мгновенно. Лучше, если «балда» при столкновении отлетает назад или в сторону.

Маневрирование (уходы от «балды» в скоростном режиме).

В момент наступательного движения «балды» боец отрабатывает уход от силового контакта. Прием выполняется правильно, когда уход осуществляется на минимальной дистанции, но без касания со снарядом.

Встречные удары (в отходе с линии атаки).

Движущаяся «балда» встречается жестким ударом или серией. Оптимальный вариант исполнения совмещает встречный удар и защитное действие: уход, отработка щитом и т. д.

Толчок щитом (с тяжелой «балдой»).

Раскачивающаяся «балда» встречается мощным толчком щита или плеча. Оптимально выполненное движение удерживает бойца на месте и не дает ему отлетать при ударе.

КОНСТРУКЦИИ «БАЛДЫ»

Конструкций данного снаряда может быть великое множество. Все зависит от величины, количества и способа скрепления автопокрышек. Это позволяет варьировать вес и подвижность «балды»: от самой легкой - из одной легковой покрышки на веревке, до самой тяжелой и стационарной - собранной на врытом в землю столбе по типу детской пирамидки.

На рисунке даны средний и тяжелый типы «балды». На основе общего принципа любой может изготовить свой вариант, наиболее подходящий в каждом персональном случае.

Стоит серьезно отнестись к механизму подвески «балды». Общий вес полного снаряда может достигать 60-90 кг, поэтому крепеж должен быть особо надежным. Нет смысла объяснять, что произойдет в случае падения на ногу груза в полцентнера. Поэтому крепление лучше делать с запасом, особенно если учесть, что при работе к массе «балды» прибавляется сила удара или толчка корпусом.

У бойцов, регулярно тренирующихся на «балде», довольно быстро ставится мощный и жесткий удар. При всех очевидных плюсах этот факт имеет один большой минус: при отработке ударов в полную силу турнирным мечом наблюдается быстрый износ рукояти оружия. Первый симптом проявляется в изгибе рукояти относительно оси клинка. Однако чаще всего рукоять просто неожиданно ломается. Усугубляет тенденцию к излому и слишком плотная посадка перекрестья и навершия, отчего в рукояти постоянно сохраняется большое напряжение. Сильный удар увеличивает это напряжение в несколько раз и металл попросту не выдерживает. 3.4* I *

Бороться с этими неприятностями можно несколькими способами.

По факту поломки оружия:

Разобрать рукоять; наварить сломанный фрагмент и собрать ручку заново.

Превентивно:

Завести в арсенале тренировочный (усиленный) клинок. В тренировочном клинке не обязателен глубокий дол, тонкое лезвие и узкий хвостовик рукояти, поэтому его можно сделать более мощным (особенно в области перехода клинка в рукоять). Такой клинок послужит долго даже при постоянном использовании его на твердой «балде» из грузовых покрышек, которые более жестко принимают удар и резко гасят его энергию.

Использовать для изготовления «балды» более мягкие и пластичные покрышки. Если же в вашем арсенале нет тренировочных (грубых) клинков, то лучше собрать «балду» из легковых покрышек. Они отличаются более тонкой резиной и большей мягкостью. Энергия ударов в них гасится достаточно плавно, без запредельных перегрузок в стыке клинок-рукоять. По таким покрышкам можно работать и сбалансированным боевым клинком. Стоит добавить, что мы бы не советовали нарабатывать силу и резкость удара антуражными клинками, у которых дол уходит под перекрестье в рукоять. Ослабленный стык таких мечей гораздо хуже переносит ломающие нагрузки сильных ударов.

Это лишний раз подтверждает, что не все «историчные» вещи применимы при серьезных турнирных боях и тренировках.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ!

Данная методика достаточно эффективна, и многие замечают резкий прогресс уже через 1-3 недели. Однако руководителю следует придерживать прыть начинающих бойцов, пытающихся форсировать достижение высоких результатов, ибо:

Только ровный и стабильный тренировочный процесс способен, без срывов и серьезных травм, привести к вершинам мастерства.

Мастерство поединщика способно формироваться лишь на фундаменте персонально отточенной базовой техники! 90% - шлифовка действий и 10% - спаррингов.

Преждевременное же стремление слабо подготовленного спортсмена к настоящему жесткому спаррингу - прямая дорога к разочарованиям и травмам!

Суть этого предостережения не в том, чтобы удерживать учеников от реальных поединков, но в том, чтобы плавно и последовательно вводить новичков в полновесный тренировочный цикл.

Необходимо напомнить, что у опытных бойцов на соревнованиях травм почти не бывает. Если расположить ситуации по возрастающей уровня травмоопасности, то получится выразительный список:

Чемпионаты российского масштаба - минимум (мелкие и легкие);

Турниры регионального масштаба - малый уровень (легкие);

Тренировочный процесс - средний уровень (средние);

Репетиции и показательные выступления - максимальный уровень (легкие, средние, серьезные и тяжелые).

Хотя это может показаться вам странным, но тренировки и показательные выступления наиболее травмоопасны. Находясь в кругу знакомых, любой человек, сам того не желая, несколько расслабляется. Появляется некоторое пренебрежение защитой, ослабляется внимание и осторожность. Удары же иной раз не уступают по силе турнирным, и как результат - травмы.

На турнирах наоборот - боец находится в состоянии повышенной алертности, собран и насторожен. Поэтому даже жесткие удары не застают врасплох и не причиняют особого вреда.

К сказанному следует добавить, что опытные бойцы с большой неохотой работают с новичками. Объясняется это тем, что начинающий боец не имеет достаточной техники и плохо контролирует движение клинка. Слишком велика опасность непредсказуемых попаданий кончика лезвия в область лица и схода режущей кромки ниже колена. - Прим. авт.

НЕМНОГО АЗБУКИ

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНОГО ПРИЕМА

1. Визуальное ознакомление с приемом.

2. Разучивание приема боевым клинком на «балде».

3. Наработка мышечной памяти с тренировочным (тяжелым) клинком на «балде».

4. Оттачивание скоростного исполнения приема в доспехе с боевым клинком на «балде».

5. Шлифовка приема боевым или облегченным клинком в парах.

Рассмотрим подробней каждый из этапов.

1. Показ приема начинается с четкого названия, в соответствии с терминологией.

Затем прием демонстрируется 2-3 раза в боевом темпе с объяснением назначения приема и ситуаций для его применения.

После того как спортсмен понял, о чем речь, прием повторяется по фазам в замедленном темпе с объяснением каждой фазы.

2. Сначала все внимание уделяется точной траектории приема, правильной постановке рук и корпуса. Прием выполняется по частям и слитно в медленном темпе с исправлением возможных ошибок. Клинок не должен быть очень тяжелым, чтобы боец не отвлекался лишними усилиями.

3. После освоения основной структуры удара, его закрепляют в «мышечной памяти». В процессе работы с «балдой» от статичной позиции переходят к выполнению ударов в движении. Приемы выполняются тяжелым клинком, многократно, в спокойном темпе.

4. По мере оттачивания элемента переходят к скоростным ударам в полном доспехе. Главное внимание обращается на точность и резкость.

5. Когда правильное выполнение не вызывает затруднений, прием «оттачивают» в паре с партнером. Начав с умеренного, темп постепенно наращивают. На этой стадии возможно применение легкого оружия (пластиковой трубки, палки)

БАЗОВЫЕ УДАРЫ И ЗАЩИТЫ

Как правило, базовыми считают 5-6 наиболее распространенных ударов, на основе которых строится вся дальнейшая техника фехтовальщика. Прочие удары - это, в принципе, всего лишь разновидности основных. Каждая школа отличается своими терминами и нюансами выполнения, однако все это будут варианты одних и тех же ударов.

(Колющие удары в данном случае не рассматриваются. - Прим. авт.)

1. Диагональный верхний удар справа вниз (уключный уровень).

2. Диагональный верхний удар слева вниз (уключный уровень).

3. Вертикальный удар (уключный уровень).

4. Горизонтальный удар справа-слева (уключный и подольный уровни).

5. Диагональный нижний удар справа вверх (подольный уровень).

6. Диагональный нижний удар слева вверх (подольный уровень).

Меч, как обоюдоострое оружие, позволяет использовать противоположную (лучевую) грань клинка. Отсюда добавляется еще два обратные удара.

7. Удар обратный уключный.

8. Удар обратный подольный.

В данной терминологии уключные - удары в верхнюю часть корпуса и голову, полольные - удары в нижнюю часть корпуса и бедро.

В оригинальной терминологии зареченской школы удары справа называют одесными (от десница - правая рука), соответственно удары слева - ошуйными (от шуйца - левая рука). Некоторые названия, как наиболее соответствующие сути, заимствованы из терминологии славяно-горицкой борьбы. В приводимом перечне даны термины, которые будут употребляться в видеоверсии зареченской школы.

На схеме даны основные направления базовых ударов (в скобках - названия приемов, описываемых ниже, с рисунками и схемами исполнения).

а) засечный одесный;

б) засечный ошуйный (накрут);

г) обратный колун (фортель);

д) обратный одесный; е) обратный ошуйный (обратка); ж) подъем одесный (подрез); з) подъем ошуйный (подъем).

БЫСТРОТА И ТОЧНОСТЬ

Мелом на разных уровнях «балды», отмечаются «пятаки» (участки диаметром 10-20 см), являющиеся основными зонами поражения.

На начальной стадии боец наносит одиночные удары, отслеживая точность поражения «пятаков». В процессе тренировок «пятаки» уменьшаются до 5-10 см, а «балде» придается вращательное и маятниковое движение.

При этом зоны поражения то появляются, то пропадают, что имитирует реальную ситуацию, когда противник открывается на разной дистанции и непредсказуемо.

ФИНТЫ

Освоив базовые удары в движении, приступают к освоению атак с использованием ударов-финтов. Сначала удары отрабатываются на подвесном снаряде «балде», а затем во взаимодействии с партнером (тренер проводит попутную коррекцию движений).

На начальной стадии все приемы выполняют в безопасном темпе, акцентируя внимание на правильности движений.

К финтам относятся обманные движения с целью дезориентации противника. Это может быть «восьмерка» с резким выходом на удар, или ложный замах с переводом направления удара, или другое действие, вводящее противника в заблуждение.

Не увлекайтесь «красивостью» приема. Замороченные арабески, выписываемые клинком, могут сбить с толку лишь зеленого новичка. Финт необходимо делать быстро, чтобы не дать противнику контратаковать или распознать в вашем движении сам финт.

Исключением из этого правила будут редкие случаи, когда замедление-пауза необходимо по замыслу финта (к примеру, когда после ложного замаха делается пауза, чтобы вытянуть противника на ответное движение, после чего проводится реальная атака). Но даже в этом случае сам финт для пущей убедительности должен быть быстрым.

При разучивании финтов сначала выполняются подводящие упражнения и «подоплеки». Затем приступают к выполнению финтов целиком и с ходу (с кругового движения или с места).

Характерными финтами являются:

б) обманка;

в) восьмерка верхняя;

г) восьмерка нижняя;

д) петля-затрещина.

СБИВЫ (сливы)

Под этим подразумевается движение оружия (реже щита), когда удар противника отводится по скользящей траектории или сталкивается с линии атаки.

Характерными сбивами являются:

а) веерная защита;

в) слив внешней;

г) слив внутренний.

Немного азбуки

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРЕНИРОВОК

По ряду причин существует объективная необходимость дифференцировать тренировки по нескольким аспектам. Как правило, все они имеют некоторые сходные моменты, но ставящиеся конкретные задачи максимально акцентируют ту или иную цель.

Обычно, недельный тренировочный график содержит различные виды тренировок, чередующиеся определенным образом. Привычная система может с течением времени изменяться или приобретать форму усредненных занятий, каждое из которых включает в себя этапы различных тренировок.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВКИ

Направлены на оттачивание отдельных приемов и комбинаций, выработку автоматизма действий и расширение персонального технического арсенала бойца.

Если бы достигая тех или иных высот в своем деле, можно было передать другому обретенные навыки и умения, было бы все гораздо проще. Однако чтобы чем-то по-настоящему овладеть, нужно понять суть данного предмета, причем сделать это самостоятельно. Учитель должен понимать, что восприятие одних и тех же вещей у каждого человека происходит по-своему,поэтому его главная задача, как учителя, – разработать такой комплекс упражнений и даже философии, при следовании которым ученик с большей долей вероятности приобретет те навыки и понимание, которые и желал бы в нем видеть его учитель.

Единство физического и духовного воспитания: так ли оно необходимо?

В большинстве случаев, ученик старательно повторяет движения учителя и беспрекословно выполняет то, что ему говорят. Постигая искусство боя, он из всех сил стремится совершенствоваться в этом мастерстве, но при этом некоторых вещей он упорно избегает, предпочитая обходиться без них. Здесь имеется в виду духовная составляющая боевого искусства. Сегодня многие считают ее совершенно не обязательной для восприятия и относятся к ней, как к забавной причуде мастеров Востока и не более того. Тем не менее, значимость духовного аспекта в боевых искусствах еще никто не отменял. Хотя это и не подразумевает многочасовую неподвижность в позе лотоса с неизменным бормотанием мантры.

Чтобы не быть голословным, можно привести такой пример. Один каратист, чье имя попало в книгу рекордов Гиннеса, за одну минуту способен голыми руками разбить восемьдесят кокосов. Его ученик уверен, что научиться подобному вполне возможно, главное подобрать правильный комплекс физических упражнений. Благодаря ежедневным тренировкам он накачал большие мышцы, однако его личный рекорд по разбиванию кокосов составляет лишь двадцать штук в минуту. Почему так получилось, ведь сам рекордсмен уже не молод и не обладает столь фактурной мускулатурой? Впрочем, достаточно посмотреть видеозапись их выступления, чтобы заметить разницу: все удары учителя не просто красивы, но и выверены с предельной точностью, в то время как движения его ученика подобны маху колотушки.

Прежде чем начать…

Прежде чем приступать к постижению искусства боя, необходимо самому себе ответить на два вопроса: какую цель вы преследуете, и подходит ли вам выбранный вид искусства; помимо этого, важно определить, хватит ли у вас времени для занятий. На сегодняшний день выбор направлений боевых искусств довольно велик: вы можете сконцентрировать все усилия на постижении рукопашного боя (бокс, айкидо, карате, ушу, капоэйра, тхэквандо, борьба и т.д.) или остановить свой выбор на школе владения тем или иным видом оружия (ушу, кэндо, фехтование и т.д.). Среди них наверняка найдется то направление, которое придется по душе.

Уже приступив к занятиям, следует прислушиваться к внутренним ощущениям. На выбранном поприще не должно быть ничего, чтобы вызывало у вас негатив, внутренний протест, в противном случае успеха здесь вы не добьетесь. Впрочем, избавиться от неприятных ощущений иной раз помогает взгляд на вызывающий тревогу аспект с другой стороны.

Понимание – залог успеха

Количество людей, занимающихся различными видами боевых искусств, едва ли возможно сосчитать, однако вершин мастерства достигают лишь единицы. Почему же истинных мастеров, таких как Брюс Ли или основатель айкидо Уэсиба Морихэй, так мало? Ответ прост. Те, кто действительно добился успеха, прежде всего, стремился постичь себя в данном занятии, раскрыть в себе новые возможности. Именно подобное самосовершенствование и понимание сути постигаемого искусства позволили им расширить горизонты, как индивидуального мастерства, так и искусства в целом, а также создать новые стили и школы.

Каждый из этих мастеров открыл в свое время для себя один немудреный секрет: дальнейшее совершенствование возможно лишь, если следовать собственным видениям и представлениям о данном направлении искусства боя. Довольно часто новичок, приступая к обучению, имеет вполне четкие собственные представления о выбранном пути и о том, как его преодолевать. Однако, ближе знакомясь с традициями боевой школы, свое первоначальное мнение ученик начинает считать неверным и отказывается от него. Безусловно, следует постигать и те знания, которые вам передают, и сложившиеся традиции, но подавлять ваш собственный подход они не должны. Универсального рецепта, действуя в соответствии с которым, вы станете мастером, не существует – каждый его пишет для себя сам.

Несколько полезных советов

Тренировки с мечом полезны для овладения практически всех видов боевых искусств. Звучит это немного странно, тем не менее, данный навык позволит лучше понять суть и закономерности движений человеческого тела и нанесения ударов. Пытаясь овладеть мечом, стоит следовать некоторым принципам.

При нанесении точного удара мечом давление на его рукоять должно быть минимальным. Благодаря этому создается ощущение, что меч двигается сам, и при встрече с другим мечом, сильной отдачи в руку не будет.

Добивайтесь того, чтобы каждое ваше движение, будь то удар мечом или рукой, было предельно точным. Пытаясь изменить направление удара или притормозить его уже в процессе выполнения, что само по себе требует дополнительных усилий, вы снизите его эффективность. Понятно, что о красоте удара в данном случае речь не идет. Движение получается рваным и грубым. Выполнено хорошо считается движение в том случае, если оно завершается само собой, при этом не играет роли, достигло ли оно цели или нет.

Все должно быть осознано

Настоящий мастер наносит удары практически без замаха, начиная движение мгновенно. К этому и следует стремиться. В фильме «Убить Била 2» главная героиня с расстояния вытянутых пальцев тренировалась пробить рукой немалый по толщине кусок дерева. Это не кинематографическая выдумка, в тренировке Цигун присутствует подобная практика. Между двумя досками следует зажать стопку газет и стянуть всю конструкцию веревкой. Удары по этому импровизированному тренажеру нужно наносить до тех пор, пока не возникнет ощущение, что при ударе кулак раздувается. Таким образом, вы начинаете наносить удар не только рукой, но и собственной энергией.

Прежде чем начать движение, постарайтесь четко понять, что именно вы хотите сделать. Вспомним пример про разбивание кокосов. Учитель разбивал кокосы, в то время как его ученик бил по ним. Это в принципе разные вещи, при том что намерения схожи. Для тренировки вам можно предложить упражнение попроще: подбросьте газету в воздух или придержите на весу двумя пальцами и пробейте ее насквозь кулаком. Повторите то же самое, только всей поверхностью ладони. Далее следует брать бумагу более плотную и меньшего размера. Данное упражнение поможет сконцентрировать все ваши усилия на том, что следует сделать.

Это лишь малая толика принципов, способных помочь в овладении боевыми искусствами. Но чтобы они действительно оказались полезными, приступать к их применению на практике сразу после знакомства с ними не следует. Прежде всего, их следует понять, пропустить через себя, и тогда вы сможете открывать новые принципы для совершенствования вашего мастерства.

Как выиграть поединок

Если вы относитесь к бою, как к демонстрации ваших навыков, то вряд ли вам удастся его выиграть. Вы должны быть нацелены на победу над оппонентом, что возможно лишь в том случае, если вы не станете акцентироваться на разного рода мелочах. Каждый ваш удар должен выводить соперника из строя, при этом ваши движения должны быть предельно просты и точны.

Научитесь воспринимать ситуацию напрямую и в целом

Овладевая боевыми искусствами, вам предстоит научиться воспринимать окружающее пространство напрямую, отбросив при этом свои мысли и привычки. От этого зависит, насколько быстро вы сможете реагировать на действия противника, на то, что происходит вокруг. Так, можно успеть подхватить падающий со стола стакан, на который до этого вы не обращали никакого внимания.

Это может показаться похожим на рефлексы. Однако рефлексы – это ни что иное, как выработанная многократным повторением привычка однозначно реагировать на вполне определенную ситуацию. В данном же случае речь идет о способности на каждую новую ситуацию реагировать мгновенно.

Следует попытаться воспринимать любую ситуацию в целом, при этом не концентрируя внимания на отдельных частях тела соперника или деталях боя. Взглядом вы должны воспринимать одинаково все объекты, попадающие в поле вашего зрения, независимо от того, какое расстояние отделяет их от вас. Благодаря этому вы добьетесь того, что ваше зрение станет острее, а внимание – более цепким.

Какими должны быть тактика и стратегия поединка?

Подробно рассматривать в данной статье тактику и стратегию ведения боя не имеет смысла, не смотря на всю важность этого вопроса. Дело в том, что различия в этих понятиях могут быть довольно значительны в зависимости от того о какой школе, стиле или традиции идет речь. Например, большинство китайских боевых школ обучает плавности движений, обороне и сохранению баланса; в японских же, напротив, делается акцент на четкости движений, динамике и нападении. Более того, тактика и стратегия в немалой степени определяются вашими личными предпочтениями.

Единственный совет, который можно здесь дать, заключается в том, чтобы в любой ситуации оставаться собой, не позволяя обстоятельствам вести вас – ситуацию нужно подстраивать под себя или найти с ней гармонию. Подстроиться под ситуацию является вполне естественной реакцией, однако это не должно вас изменить. Не стоит также перед боем вводить себя в особенное состояние, менять взгляд на вещи. Сиюминутный успех возможен и при таком ведении боя, однако о действительно высоких достижениях в таком случае лучше забыть.

Следует ли сохранять внутреннюю дистанцию во время боя?

Нередко во время боя его участники устанавливают внутри себя дистанцию, закрываются от боя и друг от друга. Для человека естественно закрываться от боя – он грозит ему повреждениями или смертью. Однако если вы, занимаясь тем или иным видом боевого искусства, продолжаете закрываться от боя, значит, вы занимаетесь не своим делом. Выставляя дистанцию внутри себя, вы ухудшаете собственную реакцию, восприятие сути ситуации, и на серьезный успех при этом не стоит даже и рассчитывать. Чаще всего именно такая внутренняя дистанция является причиной преждевременных или наоборот запоздалых ударов.

Вступая в бой, его следует пропустить через себя, не закрываясь внутренне от него. У вас не должно вызывать страх то, что противник может оказаться к вам слишком близко. Для того чтобы вы смогли предугадать следующий удар соперника, верно среагировать на него, не стоит торопиться. Помните, что, попав во внутрь обороны соперника, у вас больше шансов нанести точный удар.

Подведем итоги

Данная статья призвана, главным образом, напомнить о сути боевых искусств, о которой сейчас часто забывают и без которой искусство боя становится поверхностным и безжизненным. К сожалению, в настоящее время многие о сути боя и искусстве его ведения даже не задумываются, стремясь лишь нарастить мышечную массу, научиться наносить сильные и болезненные удары и защищаться от ответных действий противника.

Конечно, данная тема не ограничивается представленной информацией, ведь большинство вещей следует открывать самому. На практике многое станет понятнее, но только в том случае, если практика будет осмысленна. Взрастить же на бедной основе свое мастерство едва ли получиться, подобно тому, как не добыть из яблока больше сока, чем содержится в нем.

Меч и техника владения мечом во время боя

Надо полагать, искусство фехтования в Европе появилось приблизительно в то же время, что и само рыцарство. Уже на памятниках изобразительного искусства IX-X вв. встречаются изображения пеших воинов, сражающихся на мечах.

На протяжении всей своей истории техника боя на холодном оружии, несмотря на общие изменения в его конструкции, придерживалась одной и той же биомеханической основы. Действия руками с течением времени и с усовершенствованием конструкции вооружения изменялись довольно заметно, но перемещения ног менялись незначительно.

О технике рыцарского боя, относящейся к XI- XIV вв. мы можем судить прежде всего по многочисленным дошедшим до нашего времени иконографическим памятникам - книжным миниатюрам, скульптурам, рельефам и т. д., а также по текстовым источникам.

Как правило, сражающиеся рыцари изображены примерно в одной и той же позиции, которую, пожалуй, можно трактовать как исходную боевую стойку перед боем: с выставленной вперед ногой, обычно левой, реже правой, несколько наклоненным вперед туловищем. Рука со щитом выставлена вперед, при этом щит расположен на таком уровне, чтобы закрыть как можно большую площадь тела; рука же с мечом либо отведена назад, либо находится несколько сбоку. Туловище рыцаря повернуто к противнику боком.


Раннесредневековая стойка с большим щитом...

Такая стойка с поворотом корпуса и выставленной вперед ногой создавала для воина достаточно большую площадь опоры, так что рыцаря было довольно трудно повалить на землю, тем более что при этом вес тела равномерно распределялся на обе ноги, а кроме того, к противнику была обращена именно та сторона тела, которая была закрыта щитом. При этом щит прикрывал тело от рубящего удара сверху, им можно было отбить в сторону колющий удар противника и прикрыть ноги, опустив щит вниз. Если позволяла дистанция между сражающимися, то щитом можно было и толкнуть неприятеля, попытаться сбить его с ног.


Фехтование позднего средневековья с применением кулачного щита



Мечевая рубка в конном строю. XIII в.

Совершенно очевидно, что во время боя далеко не всегда у рыцаря было достаточное количество времени, чтобы принять исходную боевую стойку. К тому же зачастую приходилось сражаться не с одним противником, а с двумя-тремя одновременно. Поэтому для того, чтобы успешно выходить из подобных положений, прибегали к широким маховым ударам, которыми можно было хотя бы отогнать противников на некоторое расстояние и таким образом выиграть время и занять более выгодную позицию.



XVI в.: массовая схватка по правилам "фехтовально-борцовского братства св. Луки" (Германия)

Что касается перемещений воинов во время боя, то они зависели прежде всего от конструкции и массы оборонительного снаряжения, главным образом щита. Поскольку до второй половины XII в. щит был довольно высоким и соответственно тяжелым, то быстро передвигаться с ним, а также подставлять его под удары было весьма трудно. Чаще всего рыцарь не столько отбивал удары щитом, сколько прятался за ним. Поэтому основой перемещения рыцарей того времени в бою была ходьба или короткий небыстрый бег для сближения с врагом, а во время самого поединка - шаги вперед, назад, вправо или влево, при нападении сзади или сбоку - повороты всего тела в соответствующую сторону.

В это время предпочитают, используя вес холодного оружия, его инерцию, а также мускульную силу воина, наносить широкие сильные рубящие удары, которые призваны были если и не разрубить доспехи неприятеля, то хотя бы сбросить их, чтобы нанести серьезный ушиб или контузию, а уже после этого серией ударов по противнику рыцарь поражал его окончательно.

Томас Мэлори в своей книге "Смерть Артура", вышедшей в 1469 г., дает много образцов фехтовальных и рукопашных поединков. Ему можно верить: Мэлори - не кабинетный писатель, но рыцарь (кажется, он даже разбойничью "профессию" однажды испробовал). Описывая одну из таких схваток - несколько "архаичную" по сравнению с боями его собственного времени Мэлори приводит такую подробность: после долгого боя рыцарь оказывается столь утомлен, что уже не может парировать удары щитом и начинает от них уворачиваться (что ему, надо сказать, удается недолго).

Положение несколько изменилось с появлением небольших щитов, которые были гораздо легче и удобнее, поскольку их относительно малый вес позволял быстро подставлять их под удары. Так что стали возможны уже более активные перемещения во время поединка - вперед, назад, вправо или влево, по прямой или по кругу, одиночными или двойными шагами, перебежками или прыжками, а также различные уклонения тела вперед, назад, вбок и вниз.

Подобно тигру мастер выделывал прыжки
И только тем спасался от рыцарской руки.

("Кудруна")

Кроме того, уменьшенный вес щита позволял не только парировать им удары неприятеля, но и использовать его в качестве наступательного вооружения, а именно - наносить рукой со щитом удары в корпус или голову врага, причем удары можно было наносить как плоскостью, так и кромкой, а также углами щита.

Но щитами не только ударяли. В крайнем случае можно было попытаться даже метнуть его во врага.

Был Зигфрид ранен насмерть, но жаждал отомстить.
Он так сумел в убийцу своим щитом пустить,
Что лопнул щит...
От мощного удара свалился с ног злодей...

("Песнь о Нибелунгах")

Понятно, что нужно было обладать воистину силой Зигфрида, чтобы, будучи смертельно раненным, так запустить щит в обидчика, но само по себе это отнюдь не отвергает возможности использования подобного приема в реальных боевых условиях.

В эпоху викингов щиты, правда, тоже метали - и не только в противника: описаны случаи, когда щит бросали так, чтобы он в падении прикрыл своей плоскостью одного из "своих" (раненого, оглушенного и т. п.).


Деталь гравюры Г. Гольбейна "Битва ландскнехтов". Сочетание кинжально-мечевои схватки с приемами рукопашного боя

Очень часто бой на мечах сопровождался не только толчками, но и разного рода подсечками, захватами и бросками, а также ударами ногой в пах или под колени Неприятелю.

Как видно из изобразительных источников, при нанесении ударов часто использовалась не только мускульная сила воина, но и вес его тела. При замахе осуществлялись, помимо движений рук, перемещения всего корпуса, так что эффект от наносимого таким образом удара был весьма значительным.

Так сильно ударяли противники лихие,
Что наземь отлетели навершья мечей золотые...

("Кудруна")

Очень часто, например, на книжных миниатюрах можно увидеть, как ударом меча снимают с противника голову или разрубают его почти напополам, что, надо сказать, не является таким уж большим преувеличением. При раскопках могил русских воинов, погибших во время знаменитой битвы у Чудского озера, был обнаружен череп с несколькими сохранившимися шейными позвонками. Как показал анализ, воин, которому принадлежал этот череп, погиб в результате отсечения головы от туловища одним сильным ударом меча. Но при нанесении столь сильных ударов нужно было быть очень внимательным, так как можно было сломать собственный меч.

Вонзился в щит клинок прямой
Так глубоко, что там сломался...

("Эрек и Энида")

Сами же удары можно условно распределить на такие разновидности:
а) вертикальный, наносившийся сверху вниз, рубящий удар по голове или по плечу;
б) вертикальный секущий удар по лицу или корпусу;
в) горизонтальный рубящий удар по голове, шее или плечу;
г) горизонтальный рубящий удар по туловищу примерно на уровне груди;
д) наклонный рубящий удар по голове или плечу;
е) наклонный секущий удар по корпусу;
ж) удар снизу вверх в подбородок или в живот.

Исходя из анализа средневековых изображений, а также текстовых памятников, можно с достаточной уверенностью сказать, что большинство ударов направлялось в голову, шею и верхнюю часть туловища неприятеля, то есть в те места, попадание по которым могло привести к смерти или тяжелому ранению.

Достал жених Кудруны сверкающим клинком
Грудь Людвига меж шлемом и кованым щитом.

("Кудруна")

...По шлемам сыпятся удары,
И не жалеет сталь меча
Ни шеи крепкой, ни плеча...

("Эрек и Энида. Клижес")

Несколько реже били по рукам, в основном с тем, чтобы вывести противника из строя, или для того, чтобы выбить оружие.

"...Кто ранен в кисть, кто древко расщепил и на руку кладет себе лубки", - описывает последствия таких ран "Песнь о Гильоме".

Удары по ногам на иконографических памятниках встречаются относительно нечасто, но из текстовых источников, а также данных археологических раскопок, например, на острове Готланд, можно установить, что такие удары использовали весьма активно, в основном как обманные, вынуждавшие врага открыть голову.

"Магистр захотел явить все свое умение: скрестив свой меч с симитаррой (род сабли) Мусы, он сделал вид, будто собирается поразить того в бедро, и для этого опустил свой меч ниже симитарры мавра. Муса поспешил опустить и свое оружие, чтобы защитить бедро. Но тогда магистр с такой невероятной скоростью взмахнул мечом и занес его над головой Мусы, что доблестный Муса не смог с необходимой поспешностью защититься от удара: меч магистра с такой сокрушительной силой обрушился ему на голову, что срезал половину зеленой чалмы... оставляя открытым шлем".

Иногда, впрочем, поступали наоборот: Обманный удар направляли в голову, а настоящий - в ноги(у Висбю были раскопаны скелеты, у которых были перерублены обе ноги).

"... магистр получил рану в руку, и из раны, хотя и небольшой, обильно полилась кровь. Эта рана явилась причиной ярого гнева магистра, который, решив за нее отомстить, направил свой удар в голову Мусы, но тот с поспешностью защитился и избежал раны. Магистр, увидев удар отраженным, стремительно нагнулся и нанес удар Мусе в бедро, и броня, прикрывавшая его, не помешала острому мечу магистра коснуться тела".

Вообще, надо отметить, что многие типы доспехов защищали ноги хуже, чем торс.

Видно также, что иногда воины берутся за меч обеими руками, несмотря на то что рукояти мечей XII- XIII вв. не предназначены к такого рода хватам. При нанесении наклонных или горизонтальных ударов перемещали не только само оружие, но и одновременно, для усиления эффекта, проворачивались всем корпусом, стараясь, однако, не отрывать ступни ног от земли, чтобы самому не потерять равновесие.
Это вполне сродни характерным для дальневосточного боевого искусства принципам оптимальных траекторий движения.

Колющие удары старались наносить в те места, которые были слабее всего защищены доспехами, как правило в лицо (если шлем противника был открытым) или шею, под шлем, а также в низ живота, под панцирь. С появлением доспехов типа "бригантина" и щитков на руках и на ногах старались уколоть в места стыков, для чего, как известно, в XIV в. появились "мечи-протыкатели", или в глазницы шлема.

Все вышесказанное, естественно, относится к пешему поединку. Конный же бой на мечах отличался тем, что удары в нижнюю часть тела и по ногам наносились очень редко, но, с другой стороны, чаще били по рукам. Такой бой был более быстротечным, чем пеший. Нередко для нанесения ударов использовали энергию скачущего коня, особенно для ударов колющих, когда рыцарь выставлял меч острием вперед, как копье. Таким ударом можно было проткнуть насквозь даже защищенного доспехами противника. С разгона наносились и рубящие удары по- шлему.


Франция XVв.: обезоруженный рыцарь "разворачивает" противника, не давая ему возможности нанести удар

В конном бою щит также не был только пассивным средством защиты. На одной из миниатюр XII в., изображающей бой святого Георгия с драконом, показано, как Георгий на полном скаку направляет заостренный конец своего миндалевидного щита прямо дракону в пасть. Конечно, сам сюжет миниатюры - фантастический, но что, если представить на месте дракона какого-нибудь пехотинца? А если рыцарь немного поднимет конец щита - пожалуй, он сможет поразить и вражеского коня.

Как известно, классический рыцарский бой, как правило, начинался со сшибки на копьях, после чего и приступали к рубке на мечах. Но часто бывало так, что дистанция между противниками не позволяла пустить в ход мечи, и поэтому в подобных случаях сразу же после тарана копьем рыцари хватались за кинжалы. И, надо сказать, действовали ими весьма эффективно.

"Когда французы увидели, что греки нападают на них со всех сторон, они пустили в ход копья, а потом схватились за ножи и мизерикорды, которые были при них, и начали защищаться с такой силой, что многих
убили".

Часто, за недостатком времени, в ход пускали любое I оружие, какое в этот момент оказывалось под рукой, или же первый попавшийся под руку предмет.

Граф Оливье несется полем вскачь.
Обломок древка у него в руках
Он Мальзарому им нанес удар,
Щит расписной сломал, разбил шишак,
У мавра вышиб из орбит глаза,
И вылетел на землю мозг врага...
"...Я бью арабов,- Оливье сказал,
- Мне меч из ножен недосуг достать".

("Песнь о Роланде")

О способах боя, на мечах с конца XIV в. известно несколько больше. К этому времени относятся первые изданные в Европе книги по фехтовальному искусству, написанные немецкими мастерами Оттом (которая, к сожалению, до настоящего времени не сохранилась) и Лихтенауэром (1388), который, в частности, рассказывал в ней, что "обучал молодых рыцарей фехтованию мечом даже стоя на лошади, в доспехах и без них". С этого же времени, по-видимому, начинается постепенная дифференциация способов фехтования в разных европейских странах (о чем будет подробнее сказано ниже).

Но несмотря на региональные различия, в европейском фехтовании сохранялись и общие черты, характерные для всех западноевропейских государств.

Стремительно возрастает значение колющего удара - ведь латные доспехи, появившиеся еще во второй половине XIV в., все равно не удавалось разрубить, зато можно, было нанести укол в сочленение или в не защищенное доспехами место. Перемещения во время боя, несмотря на усиление доспеха и на некоторое увеличение его массы, убыстряются.


Очередной вариант средневековой баталии: сочетание действий вооруженных и невооруженных рук. Слева: "таран" мечом, удерживаемым как копье." (Миниатюра первой трети XIV в.)

Движения нападения и защит несколько усложняются, поскольку отбить колющий удар было гораздо труднее, чем рубящий. Кроме того, такие усложнения были вызваны еще и тем, что с середины XV в. в бою перестали пользоваться щитом: латные доспехи прекрасно защищали от рубящих ударов клинкового оружия и копейных таранов, но их сочленения оставались весьма уязвимыми к уколу.

Все же заметим, что для противодействия таранному удару копья щит иногда продолжал применяться: в основном для того, чтобы рассредоточить колоссальную энергию соударения.

В заключение этого раздела следует вкратце упомянуть о способах боя на двуручных мечах. Хотя они предназначались для "неблагородных" пехотинцев, все же изредка ими пользовались в пешем бою и рыцари.

Сражались такими мечами, как явствует из их названия, только двумя руками. Обхват оружия осуществлялся тремя основными способами:
а) обеими руками: за рукоять;
б) одной рукой за навершие, другой - за рукоять;
в) одной рукой за рукоять, другой - за рикассо ("пятку" - затупленное основание клинка).

Такие мечи служили главным образом для нанесения широких рубящих ударов с замахом обеими руками из-за головы (при вертикальных или наклонных ударах) и из-за корпуса (при боковых ударах).

Впрочем, судя по фехтовальным учебникам XVI- XVII вв., в бою на двуручных мечах практиковались обводки, доставание противника на предельной дистанции самым кончиком клинка (т. е. с "досыланием") и т. д. Применимо для двуручных мечей и понятие "линии атаки", характерное для шпажного боя. Вообще, это как будто неуклюжее и архаичное оружие позволяло осуществлять фехтование высочайшего уровня и с не меньшей научно-теоретической проработкой приемов, чем это применялось для шпаги!

Информация предоставлена

Доброго времени суток, Бойцы! Как говорится: «Сколько ведро не трамбуй, а выносить придется». Перефразируя эту народную мудрость;) можно сказать следующее. Пора изложить основу ножевых техник и не только потому что к этому виду спорта(?) в наше время «в народе» наблюдается явно повышенный интерес.

Но еще и по той причине, что умение им правильно действовать, закладывает профессиональную базу боевого искусства и помогает выйти на совершенно иной уровень его понимания, которое заключается, помимо всего прочего, в осознанном тренинге.


Для чего требуется изучать столь специфичную работу: ведь далеко не каждый собирается его таскать с собой, а тем более, применять? Но тут можно вспомнить тех, кто серьёзно изучает бой на мечах: их прикладной момент вообще не интересует, да кто то в наше время по улицам с мечами бегает? Просто такая работа ставит целый ряд важнейших навыков, необходимых в безоружном бою. Выстраивается целостная структура тела - оно начинает двигаться, выстраиваясь оптимальным образом для обеспечения максимального усилия. Закладываются навыки тонкой координации и, в частности, ставится правильная работа пальцев, когда они помогают, причем весьма существенно, ускорять движения рук в целом, что с успехом можно использовать, как в атаках, так и в защитах: без ножа , это было бы затруднительно понять и освоить.

Также помогает расширить технический арсенал рукопашника, поскольку работая с ним, человек очень часто, по аналогии, начинает переносить приемы работы с ножом на безоружный бой, где они и закрепляются: т.е, уже можно говорить о начале творческого процесса.

То есть, как-бы ни «отмазывался» человек, а умение владеть им, экономит буквально месяцы тренировок, «в разы» убыстряя освоение необходимого материала. И реально, можно сказать, что нож и есть та самая основа всех боевых систем древности.

Почему древности? Потому что только в системах, пришедших из того времени, не было четкого разделения на безоружный бой или вооруженный, так как все это дело было одним целым и более того, бой вооруженный несколько превалировал над безоружным. И в самом деле, какой смысл в том, чтобы тратить долгле время на подготовку к бою без применения спецсредств, если взяв, к примеру, тот же нож , шансы на выживание в бою тут же увеличиваются в десятки, если не в сотни, раз?

В наше же время, вооруженный бой и бой без оружия пошли различными путями-дорожками и рассмотриваются, как отдельные дисциплины, практически никак между собой не связанные, а если и пытаются их увязать между собой, то стараются переложить уже освоенные навыки безоружного боя на совершенно неизвестные моменты владения оружием, что приводит к несколько странным результатам. Поставит некто удар кулаком, возьмет в руку нож и лупит точно также, абсолютно игнорируя те нюансы, которые присущи ножевым техникам! Отсюда, на Востоке и такие странные базовые удары ножом, которые нормальный человек никогда и изучать то не будет, только под принуждением каких-то канонов школ боя.

Вот вы будете наносить удары им в такой «мертвой» манере, да ещё и так размашисто? А в Японии они есть и потому, что здесь идут от безоружного тренинга к вооруженному». Дзюдо, каратэ, айкидо: эти системы обучают работе против вооруженного человека, который типа «и будет работать в такой непонятной манере»:)

А ведь неработоспособность освоенного арсенала противодействия, потому что напавший работает не так «как надо» — это первое, с чем столкнется человек, подготовленный по стандартным схемам обучения. И его в лучшем случае режут хорошенько, в результате чего, после такого боя, возможны следующие варианты: человек, если выжил, бросает изучать ; человек игнорирует и продолжает тренироваться, как привык («закрывает глаза» и делает вид, что все нормально); человек пересматривает и корректирует свои занятия, чтобы «соответствовать».

Так что, знать основы и уметь ими пользоваться, крайне важно для человека. Невозможно качественно защищаться от ножа , не зная фехтовальных техник. В самом деле, как можно просчитать действия противника, работающего им в манере «расписывания», если любое его действие является «тайной за семью печатями»?

С чего же нужно начинать искусство противодействия противнику, вооруженному колюще-режущим предметом? Всегда сначала изучается атакующая техника и в работе против ножа это не исключение.

В такой базовый курс «ножевика» входит, собственно, координационная база, передвижения, разнообразные способы смены хватов, базовые удары ножом, вспомогательные удары руками и ногами. Ну а самое, самое первое, это простейшие привыкание к ножу: к его виду, весу, температуре, запаху, угрозе лезвия и прочему.

На первых порах, нужно психологически привыкнуть к ножу , привыкнуть настолько, чтобы его присутствие в руке не мешало, более того, о нем забывали. Для этого рекомендуется в повседневности держать его в руке, делать какие-то бытовые работы, не выпуская его из рук и где-то, даже, используя его, например, в приеме еды или в разделке мяса. Так узнается ощущение от вхождения ножа в тело, пусть это хоть курица или баранина – мясо есть мясо. Также, повесив какой-нибудь предмет, не специально, а просто проходя, потыкать ножом, удобство расположения его в руке, узнать, нет ли неприятных ощущений в кисти от ударов, что сигнализирует о неудачном хвате.

На тренировках, для отработки ударов и порезов, лучше сделать специально тренажер. По живым деревьям работать не рекомендую – жизнь надо уважать в любом проявлении, дерево тем более беззащитно: лучше, подвесте какое-нибудь бревно. Отрабатывайте кувырки и перекаты, удары и выведения из равновесия, работайте на воздухе и с партнером – чем больше разнообразия, тем лучше и быстрее выработается соответствующий навык: навык чувствования ножа, навык его применения и не просто к чему-то конкретному, а вообще.

Потихоньку, появится некоторый опыт, какой-то багаж знаний и умений. Все время, работая «по кругу» с одними и теми же упражнениями на тренировках и в быту, занимающийся каждый раз будет делать их на более высоком уровне, вследствии растущего личного опыта. Кроме того, выработается навык работы «под себя», так как удобно занимающемуся, исходя из его конституции и физических возможностей.

Полученный опыт в дальнейшем, чтобы не было застоя в прогрессе и техника все время росла, будет развиваться и совершенствоваться в различных разноплановых заданиях: один на один, один против группы, на земле и т.д.

Ну и, параллельно, идет чисто конкретная работа, например, координационная. Она необходима по многим причинам, хотя бы потому, что человеку будет легче ориентироваться в существующих секциях боя на ножах. Посмотрите, сколько таковых развелось: сразу и не сосчитать! И человеку на первый взгляд кажется, что все они совершенно разные, но это только «на первый взгляд». Что бы они там не вытворяли с оружием, как бы не двигались бойцы, и какие-бы приемы защит и нападений ни отрабатывали, все равно, основа всего этого дела одна и имя ей — движение по универсальным схемам.

Да, да, я много раз уже упоминал про эти универсальные двигательные схемы, но что поделать: очень они мне нравятся;) Нравятся экономией времени, творческим процессом при их отработке, постоянно открывающимися перспективами в их применении. Так что, я очень рекомендую начинать изучать искусство боя именно с них, с координационной разработки !

Этих схем существует как-бы достаточно; первичные же навыки прикладной работы с ножом следует начинать осваивать с движений по восьмилепестковой фигуре, которая находится прямо перед исполнителем, с центром, находящимся примерно на уровне солнечного сплетения. Вот соответствующее видео (уважаю этого гражданина!)

Видео, конечно, хорошо «весит» и длится почти пятнадцать минут, но в нём подробно излагается координационная работа и различные тонкости, не знание которых сильно снижает эффективность боевой работы ножом . При работе ножом, эту фигуру можно видоизменять в пространстве, удлинять или укорачивать, как по длине, так и по ширине, а также изгибать за спину исполнителя или к противнику, в результате чего, и рождаются абсолютно любые удары ножом и виды защит. Разработанное координационно тело, умение перемещаться в пространстве, а также проработанные манеры сброса силы типа «хлестовые» или ещё какие, позволяют так поставить базу, уровень которой будет недостижим для стандартных методик подготовки.

Кстати, любое физическое упражнение сначала разучиваем левой рукой, так время на разучивание сокращается в несколько раз. В процентном соотношении, примерно 65-70% на левую руку и 35-30% на правую. По времени, тренировка длится, примерно, минут 45-60.

Хваты ножа стандартные, здесь ничего нового нет: прямой, обратный, диагональный. Нет смысла спорить о том, какой вид хвата лучше – каждый хорош для своей ситуации и предпочитая какой-то в ущерб другому, рискуем быть побежденными и, кроме того, никогда не научимся правильным ударам кистью без оружия. По освоении их можно изучить и нестандартные хваты, чтобы не быть застигнутым врасплох, если противник будет их применять. Сама же работа ножом может быть как линейной (при сильных вытягиваниях лепестков к противнику), так и круговой. Линейная работа напоминает манеру фехтовальщика, а фигуры, которые рисует нож, напоминают разнообразные геометрические фигуры. Такую манеру боя можно использовать при небольшом количестве врагов, т.к. она не имеет возможности быстрой перестройки по – ходу боя. Опять же, много холостых движений и стандартность движений – только вперед укол, движение назад в основном в качестве защиты. Кто работает в этом стиле, всегда маскирует либо отвлекает противника, чтобы нанести окончательный удар. Плюс этой манеры – в легкости подготовки человека.

Круговая манера – манера непрерывного движения, расписывание, напоминает восьмерку, восьмерку живую – постоянно меняющую свои размеры. Здесь атака и защита сливаются в одно. Движения с легкостью обтекают конечности противника, проводящие стандартные защиты и создают поражающую сферу. Основная поражающая зона здесь – это и ещё ближе к телу исполнителя.

Необходимо уметь работать в двух манерах при работе «по лепесткам фигуры».

Человек, хорошо тренированный, с легкостью работает со скоростью 5-8 ударов в секунду и к этому, он должен уметь двигаться в запланированном направлении и бить конечностями. Но здесь следует заметить, что цель – не в количестве наносимых в единицу времени ударов, которые частенько наносятся бессмысленно, абы как и совершенно не вдумываясь в процесс, а в развитии умения нестандартно работать ножом , уметь с его помощью проводить абсолютно любые виды приемов, а также, суметь перекинуть «мостик» от действий с ножом к действиям без ножа, но, тем не менее, основанных на нем.

Наработав базовые координационные движения, можно начинать на её основе строить свою систему работы и начинать прорабатывать физическую составляющую для того, чтобы движения были сильными и тут я хочу привести несколько таких упражнений, помогающих сформировать сильный вектор удара (при уколе ножом) и траекторию (это при круговой работе).

Наработка прямой траектории . Партнер складывает руки ладонями перед собой, между ними нож. Человек, нарабатывающий траекторию, берет нож за рукоять и медленно продвигает нож вперед и назад. Силу сброса можно нарабатывать путем силы сжатия ладоней друг с другом. Можно сделать специальный тренажер, состоящий из двух дощечек и скрепленных чем – то, но так, чтобы между ними можно было просунуть лезвие. Укрепляем его так, как требует та или иная ситуация и начинаем работать.

Наработка силы хвата ножа, путем подтягивания. Взяв по железному макету ножей в каждую руку прямым либо обратным хватом, попытаться подтянуться или хотя бы повисеть на турнике.

Наработка мощи хвата ножей, перемещением по полу на них. В каждой руке ножу, принимаем положение, аналогичное перед отжиманиями – упор остриями в поверхность. Выполнять разнообразнейшие варианты перемещений и отжиманий. Можно поменять упор с остриев на сами лезвия.

Если тренировки проходят на открытом пространстве, можно нарабатывать таким образом и силу траектории. Лежа на земле, на животе, вытягиваем вперед руку и втыкаем нож в землю и как – бы подтягиваемся к нему, потом втыкаем другой нож и подтягиваемся уже к нему и таким хитрым:) способом ползем по земле.

Для наработки навыка постоянного чувствования силы в руке , умения её не терять, при переменах поз в бою практикуется упражнения на прилипание, суть которого состоит в том, что человек упирается тупым макетом ножа или короткой палочкой в тело партнера, а тот начинает уходит, менять своё положение. Давление можно сбрасывать через любой участок оружия. Нужно добиться того, чтобы сила, которая берется из земли, без зажимов и прерываний изливалась в партнера постоянно. Навык нарабатывается хорошо и нужное чувство в руках появляется довольно быстро.

Увеличение мощи удара ножом . Упражняющийся с ножом в руке стоит в боевой стойке. На ноже ножны. Партнер берет нож за полотно. Упражняющийся начинает имитировать разнообразнейшие удары, партнер оказывает сопротивление движению ножа. Нужна небольшая сработка друг с другом, но потом все идет очень хорошо. Это упражнение невозможно отработать одному, только частично, способами, описанными выше.

Увеличение скорости . В принципе, скорость наработается и в предыдущих упражнениях, но можно и увеличить эффект, если работать через резину на скорость. Для этого надо прикрепить резиновый жгут к ножу и имитировать боевые движения. Также о том, как увеличить скорость, говорилось .

Идем далее. Также в базовую подготовку освоения работы с ножом, входит: манера движения рук, пальцевые перехваты, перемещения, вспомогательные удары с использованием ножа, а также, вспомогательные удары невооруженной рукой и ногами.

О контакт-контроле и интуитивной работе немного уже говорилось в статье, посвященной . О том, как выворачивать нож, немного говорилось (кстати, совсем скоро, на моем блоге появятся 3D анимационные учебные видеоролики, так что, ни в коем случае, не пропустите уникальный материал: подписывайтесь на обновления обновления по e-mail ).

О вспомогательных ударах вооруженной рукой, выбиваниях и саморезах речь ещё обязательно будет идти в дальнейшем, пальцевые перехваты ножа основываются на манипуляциях ручкой, что умеет делать любой офисный работник, а сейчас хочется заострить внимание на интуитивной разработке защит. Такие тренировки часто игнорируются (не знаю, правда как сейчас: вроде бы ситуация несколько изменилаь), но в них есть своя логика. Партнер – нападающий, работает без зажимов, так как требует тело, с учетом сложившейся ситуации и изобретательно, чтобы коснуться человека. Защищающемуся требуется только одно – по возможности не допустить касания и сделать так, чтобы нападающий потерял нож или не мог им действовать. Как результат, защищающийся начинает работать интуитивно, спасаясь от боли, которую причиняет макет оружия, сам « » останавливается в результате чего, возникающие ситуации боя начинают решаться подсознанием. Конечно, это работа ещё грязная, ещё не шлифованная, но в обусловленных боях, медленных боях, ситуационных боях, должны прорабатываться эти создавшиеся положения. И, поскольку они коренным образом отличаются от надуманных, от того, чему обучают в залах, невозможно проводить какие – то заученные шаблоны ответных действий, а требуется высокая приспособляемость и быстрота вместе с наработанной способностью мгновенного выполнения нужного технического элемента.

Изучив эти пять моментов, можно переходить к их шлифовке, но сначала, в статике: не в движении, а в неких ситуациях, например, имитации угрозы ножом . Потом идет работа на медленных скоростях и быстрых. Чередование необходимо для того, чтобы позиции тела, принимаемые в поединках на медленной скорости, соответствовали позициям в скоростных боях. Именно этот момент упускают многие, в результате чего техника и динамика, нарабатываемая там и там, получаются различными, а это приводит к неработоспособности системы в уличных ситуациях. Яркий пример этому, школа Кадочникова, где не умеют работать на скоростях, в результате чего и проигрывают.

При парной работе, необходимо использовать разнообразные макеты ножей – деревянные, железные, острые, тупые. Так защищающемуся придется все время приспосабливаться к ножам, а «не спать» во время обучения. Также нужна небольшая боль – только так можно встряхнуть организм и активизировать его инстинкт защиты. Особенно хочу заострить внимание на железных макетах ножей. Это именно макеты, но выглядят они впечатляюще, да и пропущенный ими удар весьма болезненнен, та что занимающийся начинает работать более добросовестно.

И только, пройдя начальную подготовку во владении ножом и получив первичные навыки, можно переходить к искусству противодействия ножу.

Рассказать друзьям